Макеева Анастасия Петровна учитель биологии МАОУ «Деминская СОШ» Пономаревского района Название предмета:Биология Класс: 9 УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Урок №47. Тема: Решение задач на сцепленное наследование. Количество часов: 1 Место урока в системе уроков по теме: 7/20 Цель: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике. Образовательная: Актуализировать ранее полученные знания; Систематизация теоретических знаний по теме «Сцепленное наследование генов»; Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании; Закрепить навык решения генетических задач. Развивающая: Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач; Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии; Воспитательная: Повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей; Формирование коммуникативной компетенции. Задачи урока: - Установить несоответствие 3 закона Менделя при наследовании нескольких пар генов; - Познакомиться с основными положениями теории Томаса Моргана; - Раскрыть понятия: группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов, кроссинговер. Форма урока: Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом. Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии. Содержание урока I. Проверка домашнего задания. 1. Каков хромосомный механизм определения пола? 2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки? 3. Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме? 4. Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом? 5. Сколько групп сцепления у мужчин и женщин? 6. Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов? II. Решение генетических задач. Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует. Дано: Решение: А – катаракта Р: аb АВ а – здоровы аb аb В – элиптоцитоз b – здоровы Р: ○ – здорова G □ - АаВв Найти: генотипы, фенотипы в F1 F1 АВ аb аb аb больной здоровый Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы. Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено: 52 – пятнистых ангорских; 288 – сплошь окрашенных ангорских; 46 – сплошь окрашенных нормальношерстных; 314 – пятнистых нормальношерстных. Объясните результаты. Дано: Решение: А – пятнистая шерсть Р: АВ аb а – сплошь окрашенная шерсть аb аb В – нормальная длина шерсти b – ангорская шерсть Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G □ – пятнистая нормальная шерсть Найти: расстояние между генами окраски и длины (С) F1 АВ ab Ab aB аb аb ab ab 314 288 52 46 Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F2 в дигибридном скрещивании). Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства: С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 % Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Дано: Решение: ХD – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть Хd – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно, F1 – у всех нормальное генотип матери ХD Хd, а генотип отца – ХDУ. зрение и один мальчик ХdУ Р: ХD Хd ХDУ Найти: Р-? G F1 - ? (генотипы) F1: ХD ХD : ХDУ : ХD Хd : ХdУ здор. здор. здор. дальтоник Ответ: Р: ХD Хd , ХDУ; F1: 1 ХD ХD : 1 ХDУ : 1 ХD Хd : 1 ХdУ. Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения. А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму? Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению? В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно? Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками? Дано: Решение: А – алкогольная зависимость Р: ааХВХb АаХbУ а – отсутствие алкогольной зависимости G ХВ – отсутствие потребности в курении Хb – потребность в курении Р: □ – курящий пьющий (гетерозиготен по гену F1: алкоголизма) ♂ АХb АУ аХb аУ ○ – без вредных привычек ♀ (гетерозиготна по гену аХВ АаХВХb АаХВУ ааХВХb ааХВУ табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных не курит не курит привычек привычек Найти: F1 - ? аХb АаХbХb АаХbУ ааХbХb ааХbУ 1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит 2.склонные к курению? 3.склонные к курению и алкоголизму ? 4.□ – с вредными привычками? Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму; 50 % - склонны к курению; 25 % детей склонны к курению и алкоголизму; 12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят). Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами? Дано: Решение: А – гладкая поверхность Р: АВ аb а - морщинистая аb аb В – окрашенные в – неокрашенные G Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр. F1 4152 – окраш.глад. 149 – окраш.морщ. 152 – неокр.глад. F1: АВ ab Ab aB 4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab 4152 4163 152 149 Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ. генами? Всего особей получено в результате скрещивания – 8616, из них 301 особей являются кроссоверными. Находим расстояние между генами окраски и формы семян. С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или 3,5 морганид. Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды. Домашнее задание: Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?
Автор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Домашнее задание.docxАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение.docx