Макеева Анастасия Петровна
учитель биологии
МАОУ «Деминская СОШ»
Пономаревского района
Название предмета:Биология
Класс: 9
УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
Уровень обучения: базовый
Урок №47.
Тема: Решение задач на сцепленное наследование.
Количество часов: 1
Место урока в системе уроков по теме: 7/20
Цель: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.
Образовательная:
Актуализировать ранее полученные знания;
Систематизация теоретических знаний по теме «Сцепленное наследование генов»;
Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;
Закрепить навык решения генетических задач.
Развивающая:
Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;
Воспитательная:
Повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
Формирование коммуникативной компетенции.
Задачи урока:
- Установить несоответствие 3 закона Менделя при наследовании нескольких пар генов;
- Познакомиться с основными положениями теории Томаса Моргана;
- Раскрыть понятия: группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов, кроссинговер.
Форма урока: Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.
Содержание урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Каков хромосомный механизм определения пола?
2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
3. Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?
4. Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?
5. Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?
6. Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?
II. Решение генетических задач.
Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.
Дано: Решение:
А – катаракта Р: аb АВ
а – здоровы аb аb
В – элиптоцитоз
b – здоровы
Р: ○ – здорова G
□ - АаВв
Найти: генотипы,
фенотипы в F1 F1 АВ аb
аb аb
больной здоровый
Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.
Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:
52 – пятнистых ангорских;
288 – сплошь окрашенных ангорских;
46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;
314 – пятнистых нормальношерстных.
Объясните результаты.
Дано: Решение:
А – пятнистая шерсть Р: АВ аb
а – сплошь окрашенная шерсть аb аb
В – нормальная длина шерсти
b – ангорская шерсть
Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G
□ – пятнистая нормальная шерсть
Найти: расстояние между генами
окраски и длины (С)
F1 АВ ab Ab aB
аb аb ab ab
314 288 52 46
Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F2 в дигибридном скрещивании).
Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:
С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %
Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
Дано: Решение:
ХD – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть
Хd – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма
Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,
F1 – у всех нормальное генотип матери ХD Хd, а генотип отца – ХDУ.
зрение и один мальчик
ХdУ Р: ХD Хd ХDУ
Найти: Р-? G
F1 - ? (генотипы)
F1: ХD ХD : ХDУ : ХD Хd : ХdУ
здор. здор. здор. дальтоник
Ответ: Р: ХD Хd , ХDУ;
F1: 1 ХD ХD : 1 ХDУ : 1 ХD Хd : 1 ХdУ.
Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.
А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?
Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?
В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?
Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?
Дано: Решение:
А – алкогольная зависимость Р: ааХВХb АаХbУ
а – отсутствие алкогольной
зависимости G
ХВ – отсутствие потребности
в курении
Хb – потребность в курении
Р: □ – курящий пьющий
(гетерозиготен по гену F1:
алкоголизма) ♂ АХb АУ аХb аУ
○ – без вредных привычек ♀
(гетерозиготна по гену аХВ АаХВХb АаХВУ ааХВХb ааХВУ
табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных
не курит не курит привычек привычек
Найти: F1 - ? аХb АаХbХb АаХbУ ааХbХb ааХbУ
1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит
2.склонные к курению?
3.склонные к курению
и алкоголизму ?
4.□ – с вредными привычками?
Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;
50 % - склонны к курению;
25 % детей склонны к курению и алкоголизму;
12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).
Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?
Дано: Решение:
А – гладкая поверхность Р: АВ аb
а - морщинистая аb аb
В – окрашенные
в – неокрашенные G
Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.
F1 4152 – окраш.глад.
149 – окраш.морщ.
152 – неокр.глад. F1: АВ ab Ab aB
4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab
4152 4163 152 149
Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.
генами?
Всего особей получено в результате
скрещивания – 8616, из них 301 особей
являются кроссоверными. Находим
расстояние между генами окраски и формы
семян.
С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или
3,5 морганид.
Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.
Домашнее задание:
Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?
Автор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Домашнее задание.docxАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение.docx