Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 42,43 Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя (Галяутдинова А.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Галяутдинова Адиля Рашитовна
    учитель биологии
    МАОУ «Наурузовская СОШ»
    Пономаревского района
    Предмет: Биология. 
    Класс: 9
    УМК: учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс:  – М.: Дрофа, 2002г.
    Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2011.
    Авторы: В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонин
    Методическое пособие к учебнику С. Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология общие закономерности. 9 класс- Москва: Дрофа, 2010г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: «Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.           Менделя».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: урок по теме: «Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя»  является вторым уроком  в разделе «Наследственность и изменчивость организмов » (всего 20 часов)
    Цель: изучить основные понятия и символику, применяемую в генетике, а так же суть                     гибридологического метода.
    Задачи: образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями, продолжить изучение символики; понять суть гибридологического метода;
    развивающая: формулировать умение и навыки по использованию генетической терминологии и символики, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь;
    воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий
    Планируемые результаты: 
    Иметь представление о работах Г.Менделя, гибридологическом анализе.
    Знать основные генетические символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: беседа с элементами самостоятельной работы.
    Образовательные ресурсы: таблица «Гибридологический метод»; «Основные понятия и символика в генетике»
    Техническое обеспечение урока: Учебник. Рабочая тетрадь. Наглядное пособие «Моногибридное скрещивание».
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    1.Методическое пособие к учебнику С. Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология общие закономерности. 9 класс- Москва: Дрофа, 2010.
    2.Биология 9класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И. Автор- составитель М.М. Гуменюк. Волгоград,2013.
    План урока:
    1.  Удачный выбор объекта для эксперимента – горох огородный.
    2.  Организмы относящиеся к чистым линиям.
    3. Гибридологический метод.
     
    Содержание урока:
    1.Фронтальный опрос.
     Давайте вспомним определения. 
    Генетика.
    Наследственность
    Изменчивость
    Генотип
    Фенотип
    Что такое признак? Какие бывают признаки?
    Кто является основоположником  генетики.
    2.Открытие новых знаний
    1.Удачный выбор объекта для эксперимента – горох огородный.
    Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя.
    Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов - гороха огородного. Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:
    - имеется много сортов, чётко разделяющихся по ряду признаков;
    - растения легко выращивать, имеют короткий период развития;
    - горох- самоопыляющееся растение, его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков других растений;
    - возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды, полученные от искусственного скрещивания разных сортов плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях;
    - имеет многочисленное потомство.
    2.Организмы относящиеся к чистым линиям.
    Мендель выбрал для экспериментов организмы относящиеся к чистым линиям. Это растения, в ряду поколений которых при самоопылении все потомство было единообразным по изучаемому признаку.
    Рассматриваем таблицу - признаки гороха. (учебник с.175)
    - Какие признаки гороха здесь мы с вами видим?
    - что означает понятия: «доминантный признак», «рецессивный признак»?
    - как обозначаются доминантные и рецессивные признаки?
    Рассматриваем конкретный пример( из таблицы).
    ( ответы учащихся)
    Из 34 сортов гороха Мендель выбрал 22 сорта, обладающих чётко выраженными различиями по ряду признаков, и использовал их в своих опытах по скрещиванию. Менделя интересовали 7 главных признаков:
    - высота стебля;
    - поверхность семян;
    - окраска семян;
    - форма плодов;
    - окраска плодов;
    - расположение цветов;
    - окраска цветов.
    3.Гибридологический метод
    В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он изучил в общей сложности более 10 тыс. растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной метод генетики – гибридологический метод,— это система скрещиваний (гибридизация) в ряду поколений, дающая возможность анализировать наследование признаков организмов. (Запишем это определение). Потомство от скрещивания двух особей с различными наследственными признаками называют гибридным, а отдельную особь – гибридом. Гибридологический метод продолжает оставаться основным методом и в современной генетике.
    Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил: 
    - Использовал для скрещивания чистые линии - организмы, которые и поколения в поколение дают один и тот же признак. В опытах с горохом Г.Мендель искусственно опылял, т.е. скрещивал организмы двух сортов, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, наблюдаются одни и те же признаки. Например, желтый цвет семян или зеленый. (Запишем термин в рабочей тетради). 
    - Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.
    - Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу всех, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) признаков.
    - Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.
    - Как вы думаете, какими организмами образованы чистые линии? (гомозиготными)
    - Почему? (при самоопылении в потомстве проявляется только один признак).
    А теперь, давайте отдохнем минутку, сделаем физкультминутку:
    1) Закроем глаза, откроем глаза. И так 4-5 раз.
    2) Закрыв глаза, сделаем вращение зрачков.
    3) Глубокий вдох, глубокий выдох. И так 4-5 раз.
    Отдохнули, а теперь внимательно послушаем.
    И так, гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Скрещивание организмов, отличающихся по одной паре взаимоисключающих признаков, и дальнейший анализ результатов каждого скрещивания с использованием математической статистики (так как генетика является точной наукой) Этот метод включает в себя несколько этапов:
    -Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.
    -Изучение отдельных альтернативных признаков.
    -Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.
     -Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.
    Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому.
    Отбирая определённые организмы из природных популяций, и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладающих нужными ему свойствами.
    – В чём  же сущность гибридологического метода (В учебнике найдите характеристику этого метода.)
    3.Рефлекция.
    1.Что нового вы узнали на уроке.
    2. Что уже было нам известно
    3.Какие моменты урока для вас были интересными? 
    4.Домашнее задание:
    1.Прочитать текс учебника на с.174-175.
    2. Составить презентацию на тему «Гибридологический метод изучения наследственности» 
    
     

    Автор(ы): Галяутдинова А. Р.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc