Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 41 Генетика как наука.Методы ее изучения (Галяутдинова А.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Галяутдинова Адиля Рашитовна
    учитель биологии
    МАОУ «Наурузовская СОШ»
    Пономаревского района
    Предмет: Биология
    Класс: 9
    УМК: учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс:  – М.: Дрофа, 2002.
    Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2011.
    Авторы: В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонин
    Методическое пособие к учебнику С. Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология общие закономерности. 9 класс- Москва: Дрофа, 2010.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: « Генетика как наука. Методы ее изучения»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: урок по теме: «Генетика как наука. Методы её изучения»  является первым уроком  в разделе «Наследственность и изменчивость организмов » (всего 20 часов)
    Цель: рассмотреть историю становления генетики как наука, изучить  основные понятия и методы генетики, общие методические рекомендации по решению генетических задач.
    Задачи:
    Образовательные:
    1. Формировать умения   использовать генетическую символику при решении  генетических задач.
    2. Сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важной закономерности наследования признаков, практической направленности темы.
    Воспитательные:
    1. Воспитание умения вежливо относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им.
    2. Воспитание бережного отношения к природе, через ознакомление с основными биологическими закономерностями происходящих в ней.
    Развивающие:
    1. Развитие интереса к предмету биология и к биологическим дисциплинам.
    2. Развитие основных приемов учебной деятельности.
    Планируемые результаты: 
    Иметь представление об истории становления генетики как наука.
    Знать основные генетические понятия.
    Техническое обеспечение урока: Учебник. Рабочая тетрадь. Портрет Г. Менделя. Таблица со схемой «Методы генетических исследований»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    1.Методическое пособие к учебнику С. Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология общие закономерности. 9 класс- Москва: Дрофа, 2010.
    2.Биология 9класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И. Автор- составитель М.М.Гуменюк. Волгоград,2013. 
    План урока:
    1. У истоков генетики.
    2.  Г.Мендель- основоположник науки генетика.
    3.  Наследственность и изменчивость.
    4.  Основные понятия и термины.
    
    Содержание урока:
    1.Организационный момент
    «Четкие и осознанные знания генетических терминов и понятий необходимы для изучения важнейшей биологической науки- генетики»
    2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
    Вопросы к учащимся.
    Что вы слышали ранее о такой науке, как генетика?
    Как вы думаете, почему потомство всех живых организмов всегда похоже на своих родителей?
    Какие свойства живых организмов вызнаете?
    Какую роль играют такие фундаментальные свойства живого, как наследственность и изменчивость.
    Какую личную значимость для Вас будет иметь сегодняшний урок?
    3. Изучение нового материала.
    1. У истоков генетики.
    Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Но закономерности, по которым те или иные признаки передают с потомкам оставались «тайной за семью печатями». Среди учёных в середине XIXв. Прочно утвердилось мнение: «Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».Поколебать устоявшееся убеждение первым  решился Г. Мендель
     2.Г.Мендель основоположник генетики.
    Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Родители назвали его Иоганом. Окончил местную школу, затем гимназию. Мальчик отличался незаурядными способностями к математике, интересовался жизнью природы. После гимназии, поступил на философский факультет университета, но семейные неурядицы и болезнь помешали Менделю закончить образование. В возрасте 25 лет он постригся в монахи и в августинском монастыре города Брно получил новое имя – Грегор. Позже он отправился в Вену. Он учился в Венском университете, где прослушал курс математики и естественных наук. Позже он стал настоятелем августинского монастыря в чешском городе Брно. В течение многих лет Мендель как ботаник- любитель проводил опыты в монастырском саду и в 1865 г. опубликовал результаты своей работе в статье «Опыты над растительными гибридами», где изложил основные закономерности наследования признаков, которые легли в основу современной генетики. Однако работы Г. Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. В 1900 г. три исследователя (Гуго де Фриз, Карл Эрих Корренс, Эрих Чермак) независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. 1900 год считается официальной датой рождения науки генетики.
    Сегодня на уроке вы должны постараться ответить на поставленный мною проблемный вопрос.
    Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные? Чуть позже я выслушаю ваше мнение.
    - Открытие законов наследственности сделало Менделя основоположником науки генетики.
    Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов.
    - Некоторые генетические термины вам уже знакомы. Что такое наследственность и изменчивость? 
    Давайте попробуем вспомнить эти определения .
    3.Наследственность – свойства организмов передавать наследственные признаки от родителей к потомству.
    Изменчивость – свойства организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза.
    Благодаря наследственности сохраняется однородность вида, а благодаря изменчивости приобретается его неоднородность. Вспомним, что такое ген?
    Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за первичную структуру белка.
     Генетические термины со слайда записать в тетрадь . 
    4.Словарь основных терминов и понятий.
    Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.
    Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.
    Гаметы (от греч. «гаметес» – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т.к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.
    Ген (от греч. «генос» – рождение) – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного конкретного белка.
    Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.
    Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) организма.
    Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).  
    Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.
    Гомозигота (от греч. «гомос» – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).  
    Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.
    Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.
     Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).
    Доминантный признак (ген) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.
    Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д
    Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.
    Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
    Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
    Чистые линии – организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака.
    Фен – признак.
    Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, до­ступных наблюдению и анализу. 
    В генетике есть своя символика. 
    Символика — перечень и объяснение условных названий и терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.
    Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. 
    Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.
    Для обозначения скрещивания принята следующая символика.
    Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают сим волом ♀ (зеркало Венеры), мужской —♂   (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской -  на втором.
    Первое поколение обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.
    Запишем генетические символы.
    Р - родители ( от латинского «парента» — родители)
    ♀ - «зеркало Венеры» — женская особь,
    ♂ - «Щит и копье Марса» — мужская особь
    Х - скрещивание
    G - гаметы
    F — от лат. «филие» - потомство
    F1 – гибриды первого поколения
    F2 – гибриды второго поколения
    А, В, С – доминантные гены.
    а, в, с - рецессивные гены.
    АА , аа – гомозиготы
    Аа – гетерозиготы
    5.Методы генетики.
    Каждая наука обладает своими методами его изучения. Генетика – не исключение. 
    ( работа над заполнением таблицы).  
                                                       Методы генетики.
    Название метода
    Сущность метода
    Гибридологический
    Производится анализ закономерностей наследования отдельных признаков и свойств организмов при половом размножении, а также анализ изменчивости генов и их комбинаторики. Метод разработан Г.Менделем
    Цитологический
    С помощью светового и электронного микроскопов изучаются материальные основные наследственности на клеточном и субклеточном уровнях (хромосомы, ДНК)
    Цитогенетический
    Синтез гибридологического методов обеспечивает изучение кариотипа человека, изменений в строении и количестве хромосом
    Популяционно-статистический
    Основывается на определении частоты встречаемости различных генов в популяции, что позволяет вычислить количество гетерозиготных организмов и прогнозировать, таким образом, количество особей с патологическим (мутантным) проявлением действия гена
    Биохимический
    Изучаются нарушения обмена веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ), возникающих в результате генных мутаций
    Математический
    Производится количественный учет наследования признаков
    Генеалогический
    Выражается в составлении родословных (человека, животных). Позволяет установить тип и характер наследования признаков
    Близнецовый
    Основан на изучении близнецов с одинаковыми генотипами, что позволяет выяснить влияние среды на формирование признаков
    Онтогенетический
    Позволяет проследить действие генов в процессе индивидуального развития; в сочетании с биохимическим методом позволяет установить присутствие рецессивных генов в гетерозиготном состоянии по фенотипу 
    6.Рефлекция.
    1.Работая в парах, учащиеся формулируют цели и задачи генетики.
    2.Ученики получают задание: в парах придумать по одному «толстому» и по одному «тонкому» вопросу и задать их друг другу.
    7.Домашнее задание.
    1. Прочитать текс учебника на с.172-174.
    2.Выучить генетические термины и обозначения.
     

    Автор(ы): Галяутдинова А. Р.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку