Леонидова Светлана Александровна Учитель биологии и химии МАОУ «Равнинная СОШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК: Базовый учебник: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, С. Г.,И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа 2013г. Раздел 3 . Размножение и индивидуальное развитие организмов Тема урока: Эмбриональный период развития Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Цели урока: Предметные: Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития. Личностные: Учить высказывать своё мнение работать в коллективе, слушать других. Метапредметные: Продолжить формировать умение работать с текстом учебника и дополнительными источниками информации, выделять главное, делать выводы; развивать навыки работы в группе и самостоятельной работы Задачи урока: Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных учёных, внёсших вклад в изучение онтогенеза. Планируемые результаты: Знать стадии эмбрионального развития организма Уметь охарактеризовать стадии эмбрионального развития Научиться работать с таблицами, рисунками. Тип урока: Комбинированный. Метод и приёмы: объяснение, беседа, самостоятельная работа Техническое, Методическое дидактическое обеспечение урока: -Презентация «Эмбриональный период развития» ,ноутбук, мультимедийный проектор; - наглядные пособия: таблицы «Индивидуальное развитие», «Строение яйца» - раздаточный материал. - рабочая тетрадь к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, С. Г.,И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина, Биология: общие закономерности. 9 класс Ход урока 1. Организационный момент. - приветствие -подготовка класса к работе - наличие учащихся. 2. Проверка знаний учащихся Фронтальный опрос класса по вопросам: Перечислите типы размножения в органическом мире, дайте им определения Какие типы деления клеток вам известны? Дайте определения. В чем состоит биологическое значение митоза? В чем смысл удвоения молекул ДНК? Что такое оплодотворение? Что такое зигота, какой набор хромосом она содержит? Чем отличается функции половых клеток самок и самцов? На какие периоды подразделяется онтогенез? 3. Изучение нового материала Постановка познавательной задачи. Выяснить: что включает в себя постэмбриональное развитие, какие виды постэмбрионального развития существуют, каков биологический смысл не прямого развития организмов, какие существуют проблемы старения? Решение познавательной задачи. Объяснительный рассказ с элементами беседы. Задание классу: прослушав отрывок из мультимедийной презентации (Приложение) «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (пункт 40 в содержании), записать определение «Постэмбриональное развитие». Учитель: Постэмбриональное развитие организма включает в себя дорепродуктивный и пострепродуктивный периоды, после которых наступает смерть этого организма. Записывается схема «Основные этапы постэмбрионального развития организма» Учитель: Постэмбриональное развитие организма включает в себя дорепродуктивный и пострепродуктивный периоды, после которых наступает смерть этого организма. Записывается схема «Основные этапы постэмбрионального развития организма» Учитель: Напоминаю, что под термином «репродукция», понимается размножение (самовоспроизведения) организмов. Задание классу: Опишите организм появившийся после выхода из яйца у птиц и икры у лягушки (используя рисунок 92 учебника). Выясните в чем разница. Прослушав отрывок из мультимедийного приложения, запишите типы развития организмов в виде схемы Вспомнить, что называется яйцевыми оболочками (если забыли, обратить внимание на страницу 154 учебника). Используя имеющиеся знания, рассмотрев (влажные препараты) коллекции «Развитие организмов», объясните, почему оно происходит по-разному? Какое значение это имеет для видов? (Если самостоятельно не дадут ответ, обратить внимание на страницу 156учебника.) Используя параграф 332записать определение понятия «метомарфоза». Выяснить биологический смысл не прямого развития организмов. Учитель: Следует отметить, что формирование растущего организма зависит от множества факторов. Назову лишь некоторые из них: влияние отдельных клеток и тканей друг на друга, абиотические условия внешней среды в которых осуществляется процесс развития, влияние гормонов выделяемыми железами внутренней секреции, регуляция со стороны нервной системы, влияние заложенное в клетках данного организма генетической программы. Ученные выяснили, что метаморфоз лягушки регулируется гормонами щитовидной железы. Если головастика лягушки поместить в воду с такими гормонами, то у животных наблюдается преждевременный метаморфоз. При этом формируются готовые к выходу на сушу лягушата, величиной с муху. В конце урока можно обсудить с учащимися проблему старения; выявить в беседе влияющие на него факторы, привести примеры, иллюстрирующие сроки жизни некоторых растений и животных 4. Домашнее задание:§32, вопросы стр. 161. 5. Оценки за урок
Автор(ы): Леонидова С. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Леонидова С. А.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx