Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 31, 32 Деление клетки (Щетинина г.П.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                     Щетинина Галина Петровна 
                                                                                                    Учитель биологии
                                                                                                    МАОУ «Пономаревская СОШ» 
                                                                                   Пономаревского района
    Название предмета: биология
    Класс: 9 
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Деление клеток.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
    Место урока в системе уроков по теме: четвертый и пятый.
    Цель урока: изучить процесс деления клетки путем митоза, выявить его биологическую роль. 
    Задачи урока:
    Образовательные:   
    - показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить биологическую роль митоза.
    Развивающие:
    - развивать умения и навыки работы с опорным конспектом (таблицей);
    - развивать умение обучающихся анализировать и сравнивать, находить общее и отличительное в изучаемых объектах и явлениях;
    - формировать навыки работы с тестами, в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.
    Воспитательные:  
    - формировать культуру биологической речи;
    - воспитывать стремление повышать свой уровень знаний по биологии;
    - прививать интерес к предмету биология. 
    Планируемые результаты: 
    - ученик должен иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза в каждой его фазе;
    - знать основные определения: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки
    - уметь распознавать фазы митоза на рисунках и микропрепаратах.
    Техническое обеспечение урока: презентация «Строение ядра»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока.
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    1. Приветствие 
    2. Психологический настрой на работу.
    «Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам»
    Харуки Мураками
    II. Проверка знаний учащихся по теме «Эукариотическая клетка. Ядро»
    1.Задания для учащихся:
    А) Индивидуальная работа по карточкам (задания ОГЭ). Приложение 1.
    1) Сколько ядер находится в клетках растений и грибов:
    1. 1
    2. 2
    3. 3
    4. 4
    Ответ: 1.
    2) Чем окружено ядро:
    1. Мембраной
    2. Оболочкой.
    Ответ: 2.
    3). Входят или нет белки в состав хромосом?
    1. Да
    2. Нет
    Ответ: 1.
    4). Сколько хромосом у человека?
    1. 47
    2. 45
    3. 46
    4. 52
    Ответ: 3.
    5). Типичная хромосома млекопитающих может содержать:
    1. до 800 петель
    2. до 1500 петель
    3. до 1800 петель
    4. до 2500 петель
    Ответ: 4. 
    6). Участок соединения хроматид носит название:
    1. Ядро
    2. РНК
    3. Центромер
    4. ДНК
    Ответ: 3.
    7). Может ли в ядре присутствовать несколько ядрышек?
    1. Нет
    2. Да
    Ответ: 2.
    8). ДНК – это …
    1. клетка
    2. хранилище наследственной информации
    3. ядро
    Ответ: 2.
    9). Прокариоты:
    1. доядерные
    2. ядерные
    Ответ: 1.
    10). Эукариоты:
    1. доядерные
    2. ядерные
    Ответ: 2.
    Б) Работа по меловой схеме «Строение клетки» у доски.
    - Какая клетка изображена на схеме? По каким признакам определили?
    - Какие органоиды изображены под цифрами?
    В) Работа с рубрикой учебника «Вопросы для повторения и задания»
    III. Мотивация учебной деятельности.
    Изучите предложенные факты и дайте ответ на вопросы.
    Факт №1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – из-за действия других организмов, болезни или от старости. Но, тем не менее, численность организмов многих видов не уменьшается, и они существуют на Земле уже миллионы лет.
    Вопрос: Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (способность размножаться - размножение)
    Факт №2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы, а затем становятся многоклеточными.
    Вопрос: Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов? (деление клеток)
    В ходе обсуждения ответов на вопросы заданий, учитель подводит школьников к выводу о том, что длительное существование жизни на Земле возможно благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению и самовоспроизведению, В основе этого процесса лежит деление клеток, а молекулярная сущность этого процесса - способность молекул ДНК к самоудвоению.
    IV. Изучение новой темы.
    1. Размножение – свойство живых организмов.
    Размножение – важнейшая функция всех живых организмов, которая обеспечивает сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.
    Вспомните, какие органоиды клетки имеют собственную ДНК? О чем это свидетельствует? (На уровне клетки к размножению способны: митохондрии и хлоропласты).
    Назовите известные вам способы размножения живых организмов (бесполое и половое).
    Вспомните, как происходит процесс деления у одноклеточных организмов? (Из одной материнской образуется две дочерние клетки.Клетка делится митозом).
    
    2. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл (объяснение учителя).
    Жизненный цикл клетки. Митотический цикл клетки. В многоклеточном организме клетки специализированы, т. е. имеют строго определённые строение и функции. В соответствии со специализацией клетки обладают разной продолжительностью жизни. Например, нервные и мышечные клетки после завершения эмбрионального периода развития перестают делиться и функционируют на протяжении всей жизни организма. Другие – клетки костного мозга, эпидермиса, эпителия тонкого кишечника – в процессе осуществления своей специфической функции быстро погибают, и поэтому в этих тканях клетки непрерывно размножаются.
    Промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до её гибели или до следующего деления представляет собой жизненный цикл клетки. В это время клетка растёт, специализируется и выполняет свои функции в составе ткани и органов. В тех тканях, где клетки непрерывно делятся (костный мозг, эпителий кишки и др.), у части из них жизненный цикл совпадает с митотическим циклом.
    Митотическим циклом называют совокупность последовательных и взаимосвязанныхпроцессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении самого митоза.
    Рис. 73 учебника «Митотический цикл клетки».
    3. Этапы деления клетки
    Деление клетки эукариот можно разделить на два этапа. Сначала происходит деление ядра (кариогенез), а затем деление цитоплазмы (цитогенез).
    
    4.Интерфаза.
    Интерфаза была открыта в 19 веке, когда ученые изучали морфологию клеток. Прибором для изучения клетки был световой микроскоп, а наиболее явные изменения в строении клеток происходили во время деления. Состояние клетки между двумя делениями получило название «интерфаза» – промежуточная фаза.
    
    Самые важные процессы в жизни клетки (такие как транскрипция, трансляция и репликация) происходят именно во время интерфазы.
    Клетка затрачивает на деление от 1 до 3 часов, а интерфаза может продолжаться от 20 минут до нескольких дней. Ин­тер­фа­за (по схеме) со­сто­ит из несколь­ких про­ме­жу­точ­ных фаз:
    
    
    Схема:Фазы клеточного цикла
    G1-фаза (фаза начального роста – пресинтетическая): происходит транскрипция, трансляция и синтез белков;
    S-фаза (синтетическая фаза): происходит репликация ДНК;
    G2-фаза (постсинтетическая фаза): происходит подготовка клетки к митотическому делению.
    У дифференцированных клеток, которые более не делятся, отсутствует фаза G2, и они могут находиться в состоянии покоя в фазе G0.
    Перед началом деления ядра хроматин (который, собственно, и содержит наследственную информацию) конденсируется и преобразуется в хромосомы, которые видны в виде нитей. Отсюда и название клеточного деления: «митоз», что в переводе означает «нить».
    
    5. Митоз. Фазы митоза.
    Митоз — непрямое деление клетки, при котором из одной исходной клетки образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом, как и у материнской.
    У одноклеточных организмов митоз обеспечивает бесполое размножение.
    Процесс деления путем митоза проходит в 4 фазы, в ходе которых копии наследственной информации (сестринские хромосомы) равномерно распределяются между клетками.
    А) Первая фаза митоза — профаза. Перед началом деления во время синтетического периода интерфазы происходит удвоение количества носителей наследственной информации – транскрипция ДНК.
    Затем ДНК соединяется с белками-гистонами и максимально спирализуется, образуя хромосомы. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, объединенных центромерой (см. видео). Хроматиды являются достаточно точными копиями друг друга – генетический материал (ДНК) хроматид копируется во время синтетического периода интерфазы.
    Количество ДНК в клетки обозначают 4с: после репликации в синтетическом периоде интерфазы оно становится в два раза больше, чем количество хромосом, которое обозначается 2n.
    В профазе разрушается ядерная оболочка и ядрышки. Центриоли расходятся к полюсам клетки и начинают при помощи микротрубочек формировать веретено деления. В конце профазы ядерная оболочка полностью исчезает.
    Б) Вторая фаза митоза – метафаза. В метафазе хромосомы присоединяются центромерами к нитям веретена деления, отходящим от центриолей (см. видео). Микротрубочки начинают выравниваться по длине, в результате чего хромосомы выстраиваются в центральной части клетки – на её экваторе. Когда центромеры располагаются на равном расстоянии от полюсов, их движение прекращается.
    В световой микроскоп можно увидеть метафазную пластинку, которая образована хромосомами, расположенными на экваторе клетки. Метафаза и следующая за ней анафаза обеспечивают равномерное распределение наследственной информации сестринских хроматид между клетками.
    В) Третья фаза митоза — анафаза. Она самая короткая. Центромеры хромосом делятся, и каждая из освободившихся сестринских хроматид становится самостоятельной хромосомой.
    Нити веретена деления разводят сестринские хроматиды к полюсам клетки.
    В результате анафазы у полюсов собирается такое же количество хромосом, как и было в исходной клетке. Количество ДНК у полюсов клетки становится равно 2C, а количество хромосом (сестринских хроматид) – 2n.
    Г) Заключительная стадия митоза — телофаза. Вокруг хромосом (сестринских хроматид), собранных у полюсов клетки, начинает формироваться ядерная оболочка. В клетке  у полюсов возникает два ядра.
    Происходят процессы, обратные профазе: ДНК и белки хромосом начинают деконденсироваться, и хромосомы перестают быть видны в световой микроскоп, образуются ядерные оболочки, формируются ядрышки, в которых начинается транскрипция, исчезают нити веретена деления.
    Окончание телофазы преимущественно совпадает с разделением тела материнской клетки — цитокинезом.
    6. Биологическое значение митоза
    Как вы думаете, какое значение имеет митоз для организмов? Работа с текстом учебника.
    Биологическое значение митоза заключается в сохранении постоянного числа хромосом и генетической стабильности организмов.
    7. Нарушение митоза
    Правильное протекание митоза может нарушаться под действием внешних факторов. Например, под действием рентгеновского излучения хромосомы могут разрываться. Затем они восстанавливаются с помощью специальных ферментов. Однако, могут происходить ошибки. Такие вещества как спирты и эфиры, могут нарушать движение хромосом к полюсам клетки, что влечет к неравномерному распределению хромосом. В этих случаях клетка обычно погибает.
    Есть вещества, которые влияют на веретено деления, но не влияют на распределение хромосом. В результате ядро не делится, а ядерная оболочка объединит вместе все хромосомы, которые должны были распределиться между новыми клетками. Образуются клетки с удвоенным набором хромосом. Такие организмы с удвоенным или утроенным набором хромосом называются полиплоидами. Метод получения полиплоидов широко используется в селекции для создания устойчивых сортов растений.
    8. Амитоз. 
    Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.
    Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз.При амитозе делится только ядро, причем без образования веретена деления, поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.
    Для пометок
    "V"- уже известно
    "--"- противоречит представлению
    "+"- является интересным и неожиданным
    "?" - не ясно, возникло желание узнать больше.
    V. Динамическая пауза.
    Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».
    Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
    Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника:
    Упражнения:
    1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад.
    2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
    3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
    4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
    5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад).
    6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
    VI. Просмотр видеоролика «Деление клетки»
    VII. Закрепление изученного материала.
    1.Составить таб. «Фазы митоза»
    Название фазы митоза
    Процессы, происходящие в фазе
    Рисунок 
    Профаза 
    
    
    Метафаза 
    
    
    Анафаза 
    
    
    Телофаза 
    
    
    2. Работа с материалами ОГЭ.
    Отметьте верный ответ.
    1. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?
    а) жизнь клетки в период ее деления;
    б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
    в) жизнь клетки в период интерфазы.
    2. Митоз – это основной способ деления:
    а) половых клеток;
    б) соматических клеток;
    в) а + б.
    3. В профазе митоза происходит:
    а) удвоение содержания ДНК;
    б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки;
    в) спирализация хромосом.
    4. В анафазе митоза происходит расхождение:
    а) дочерних хромосом;
    б) гомологичных хромосом;
    в) негомологичных хромосом; 
    г) органоидов клетки.
    5. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления?
    а) анафазе;
    б) телофазе;
    в) профазе;
    г) метафазе
    Расположите фазы митоза в правильной последовательности
    А) телофаза
    Б) профаза
    В) метафаза
    Г) интерфаза
    Д) анафаза 
    Установите соответствие процессам и фазам митоза. Ответ  оформите в виде таблицы.
    1. Деспирализация ДНК           А. Телофаза
    2. Репликация ДНК                    Б. Профаза
    3. Расхождение хромосом        В. Интерфаза
    к полюсам клетки
    4. Расположение хромосом       Г. Метафаза
     по экватору клетки
    5. Спирализация хромосом       Д. Анафаза
    6. Накопление питательных веществ, АТФ, ферментов 
    Решите задачу: 
    У человека 2n = 46. Подсчитайте:
    1. Количество хромосом в интерфазе митоза
    2. Количество спирализованных хромосом в профазе митоза
    3. Сколько хромосом выстроится в клетке по экватору в метафазе митоза?
    4. Какое количество хромосом отойдет к каждому полюсу клетки в анафазе митоза?
    5. Какое количество хромосом будут иметь дочерние клетки в телофазе митоза?
    6. Приведите примеры тканей человека, клетки которых делятся с помощью митоза? 
    
    VIII. Рефлексия.
    Продолжить фразу:
    Я узнал ………………………………………………………
    Я понял ……………………………………………………...
    Я запомнил………………………………………………….
    Мне понравилось ………………………………………….
    Я хотел бы узнать больше о …………………………….
    Мне пригодятся знания о митозе в ……………………..
    Мне понравился сегодня ответ одноклассника ………, так как он был ……….
    IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    X. Домашнее задание: параграф учебника 28.
    
    
    
     

    Автор(ы): Щетинина Г. П.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Видео урока

Задания к уроку