Щетинина Галина Петровна Учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый. Тема урока: Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: второй Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органоидов клетки. Задачи урока: Образовательные: -рассмотреть особенности строения эукариотической клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки. Развивающие: - формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей; - развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы; - формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА. Воспитательные: - формировать культуру биологической речи; - прививать интерес к предмету биология. Планируемые результаты: - иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки, - знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки, понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»; - уметь объяснить функции органоидов животной и растительной клеток. Техническое обеспечение урока: презентация «Прокариотическая клетка» Содержание урока: I. Орг.момент. 1.Приветствие 2. Психологический настрой на работу. «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех». Генри Форд. II.Проверка знаний учащихся по теме «Прокариотическая клетка» 1.Задания для учащихся: А) Задание на доске: на схеме «Строение прокариотической клетки» подписать её части. Б) Индивидуальная работа по карточкам (задания ОГЭ) Задания из контрольных измерительных материалов В) Работа с рубрикой учебника «Вопросы для повторения и задания» III. Мотивация учебной деятельности. Задание: Рассмотрите рис. 66 (стр. 125 учебника). О чем говорит многообразие форм клеток? Что между ними общего и чем они различаются?(предполагаемые ответы учащихся). Определение темы и цели урока. IV.Изучение новой темы. 1. Особенности организации эукариотических клеток. Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в. Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки.(Демонстрация портретов ученых:Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические и эукариотические). Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной. Эукариотические клетки самых разнообразных организмов – от простейших (корненожки, жгутиковые, инфузории и др.) до грибов, высших растений и животных – отличаются формой, размерами и особенностями строения (рис. 10). Типичной клетки в природе не существует, но у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты строения (рис. 11). Назовите основные части эукариотической клетки (ответы учащихся). В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенныхфункций отделы. Органоиды (органеллы) являются структурными специализированными отделами клетки. В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она отличается от животной клетки существенными особенностями строения: 1) прочной клеточной стенкой; 2) особыми органоидами – пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ за счёт энергии света; 3) развитой системой вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток. Каждая клетка состоит из двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей – цитоплазмы и ядра, окружённых наружной мембраной. Цитоплазма. В цитоплазме находится целый ряд структур (органелл, или органоидов), каждая из которых отличается особенностями строения и выполняет определённую функцию. Есть органоиды, свойственные всем клеткам, – митохондрии, клеточный центр, аппарат Гольджи, рибосомы, эндоплазматическая сеть, лизосомы. Другие органоиды встречаются только в клетках определённого типа – миофибриллы, реснички и т. д. 2. Структурная организация клетки. Задание по группам: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу: Название органоида Строение Функция 1 группа - цитоплазма; 2 группа – двумембранные органоиды; 3 группа – одномембранные органоиды; 4 группа – немембранные органоиды. По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки. V. Динамическая пауза. При утомлении глаз: Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд. VI. Выполнение лабораторной работы «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». Лабораторная работа Тема: «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения. Оборудование: 1. кожица чешуи луковицы, 2. эпителиальные клетки из полости рта человека, 3. микроскопы, 4. чайная ложечка, 5. покровное и предметное стекла, 6. синие чернила, 7. йод. Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель. Ход работы: 1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. 2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом. 3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. 4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом. 5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом. 6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2. 7. Сделайте вывод о проделанной работе. Вариант № 1. Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки». Сходства Отличия Вариант № 2. Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки». Клетки Цитоплазма Ядро Плотная клеточная стенка Пластиды Растительная Животная VII. Рефлексия. - Что лежит в основе структурной организации клетки? - Какие открытия в исследовании строении клетки вы для себя сделали? - Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. VIII. Домашнее задание: параграф учебника 26;составьте на выбор «Путеводитель по эукариотической клетке», вложив в него схемы строения органоидов и описание их особенностей в папке из листов форматом А4 или в виде презентации.
Автор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Лабораторная работа.docx