Щетинина Галина Петровна Учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый. Тема урока: Прокариотическая клетка. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: первый Цель урока:расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки. Задачи урока: Образовательные: - сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; - познакомить учащихся с особенностями строения прокариотическойклетки на примере бактериальной; - познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий; - вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека. Развивающие: - развивать общеучебные умения и навыки: делать биологические схемы и рисунки, самостоятельно работать с дополнительной литературой; - развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы; - отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов; - формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА. Воспитательные: - формировать культуру биологической речи; - прививать интерес к предмету биология; - гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Планируемые результаты: - иметь представление о многообразии различных форм бактерий; - знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»; - уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки. Техническое обеспечение урока: презентация «Прокариотическая клетка» Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тесты по теме «Прокариоты», текст «Значение бактерий в природе и для человека». Содержание урока: I. Организационный момент. 1.Приветствие 2. Психологический настрой на работу (притча о знаниях) Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дорогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности. Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов. Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать. Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит, это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять». Те книги, которые Вы читаете, те блоги, на которые Вы подписаны, те тренинги, которые Вы проходите и многое другое дает нечто больше чем просто возможность развиваться и зарабатывать. Не гонитесь только за деньгами, ведь их может не стать за один день. Вам нужны знания, которые останутся с Вами навсегда и будут Вам помогать в достижении Ваших целей. II.Актуализация знаний. 1.Задания для учащихся: А) Какие из предложенных в списке организмов относятся к прокариотам? а)простейшие б)сине-зеленые водоросли в)вирусы г)грибы д)бактерии е)фаги Б) Ответьте на вопросы: – Что вам известно о роли бактерий в природе? – В чем заключается главное отличие прокариотической клетки от эукариотической? - Каково строение прокариотической клетки? III. Изучение новой темы. 1. Типичные представители прокариот – бактерии(вводное слово учителя). Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры. Бактерии не только заселили разные среды жизни, но и активно их изменяют. Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной, некоторые бактерии участвуют в образовании руд, природного газа. 2. Размеры и формы бактерий. А) Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно поместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Б) Работа с рисунком учебника 64, стр. 123. - Какие бывают бактерии по форме и особенностям объединения клеток? Как называют такие бактерии? (Предполагаемые ответы: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой извитой формой). 3. Строение прокариотической клетки. А) Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет ядра. Наследственная информация заключена в ДНК, имеющую форму кольца и погруженную в цитоплазму. ДНК у бактерий не образует комплексов с белками, и поэтому все гены, входящие в состав хромосомы, «работают», т. е. с них непрерывно считывается информация. Бактериальная клетка окружена мембраной, отделяющей цитоплазму от клеточной стенки. В цитоплазме мембран мало.в ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных (слайд презентации). Б) На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним. 4. Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки. А) Питание: гетеротрофы и автотрофы. - Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и цианобактерии) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения). б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит. в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд) Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет. 5. Роль бактерий в природе и для человека. Работа с дополнительной информацией – учебным текстом о роли бактерий в природе и для человека (приложение 1). Знакомая информация; Новая информация; Непонятно; Думал иначе. VI.Динамическая пауза. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. V. Закрепление нового материала. 1. Подписать части прокариотичекой клетки (работа с меловой схемой у доски) 2. Тестирование по теме «Прокариоты» (приложение 2) VI. Рефлексия. 1. Какие знания изменились? 2. Что узнали нового? 3. Какая информация будет полезной лично для вас? VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. VIII. Домашнее задание. П. 25, вопросы для повторения и задания на стр. 124
Автор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 1.docxАвтор(ы): Щетинина Г. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 2.docx