Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 26 Пластический обмен (Тимохина С.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Тимохина Саодат Бабаджановна
     учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ»
    Пономаревского района
    Предмет: биология 
    Класс: 9
    УМК Биология 9 Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
    Уровень: базовый
    Тема урока № 26: «Пластический обмен. Биосинтез белка». 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Цель урока: изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности.
    Задачи:
    1. Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка: транскрипции и трансляции. 
    2.  Дать представление о генетическом коде и его основными свойствами.
    3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать, вести наблюдение за демонстрацией, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: лекция с элементами беседы.
    Планируемые результаты:
    - ученик должен иметь представление о процессе биосинтеза белков;
    -знать: определения «обмен веществ», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.;
    -уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, биосинтеза белков.
    Междисциплинарные связи: химия. 
    Наглядные пособия: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка»; мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс»  издательство ООО ДРОФА 2011; компьютер; мультимедиапроектор.  
    Содержание урока
    1. Организационный момент. (приветствие, подготовка   аудитории, наличие учащихся )
    2. Мотивация учебной деятельности.  Актуализация опорных знаний.
    С 6 класса мы обсуждаем признаки живых организмов, которые отличают их от неживых объектов. Перечислите их. (Ребята перечисляют) А я хочу зачитать слова академика В.А.Энгельгардта «Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменения внешней среды – все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одного из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться». 
    Вопрос: Какой из этих процессов является основой для других свойств организма? (обмен веществ – метаболизм). (Запись в тетрадях) Метаболизм-совокупность реакций обмена веществ, протекающих в организме, состоящим из взаимосвязанных реакций ассимиляции (пластического обмена) и реакций диссимиляции (энергетического обмена).
    Задание: Попробуйте в тетрадях составить схему метаболизма (работают попарно). Сравните результаты вашей работы со схемой на интерактивной доске. 
    (Информация) Метаболизм делится на два взаимосвязанных одновременных процесса анаболизм и катаболизм.
    
    Задание: Дайте краткую характеристику этим процессам. (Реакции метаболизма приводящие к биосинтезу сложных органических соединений из более простых, называются анаболизмом или пластическим обменом, они идут с затратой энергии. Расщепление сложных веществ на более простые составляют совокупность процессов катаболизма или энергетического обмена, при этих реакциях энергия выделяется).
    (Информация) Катаболизм и анаболизм тесно взаимосвязаны во времени и пространстве. 
    Благодаря этим процессам сохраняется относительное постоянство состава клеток. Синтезированные вещества используются для построения клеток и их органоидов и замены израсходованных или разрушенных молекул. При расщеплении сложных органических соединении до более простых выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.
    Надо отметить, что обмен веществ характерен и для неживой природы, он приводит к уничтожению, разрушению вещества. Живые же организмы, благодаря метаболизму, создают новые вещества, живут и воспроизводят себе подобных. 
    4. Изучение новой темы. «Пластический обмен. Биосинтез белков».
    1. Понятие об обмене веществ. 
    (Информация)Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. Роль белков в организме огромна. Вспомните и назовите функции белков отображённые на слайдах. 
    Вспомните и скажите, от чего зависит функция белка? (Функции белка зависят от количества и расположения  аминокислот).
    (Информация)Клетка ежеминутно синтезирует несколько тысяч новых молекул белка, которые являются точными копиями разрушенных. Биосинтез протекает в течении всей жизни клетки и является наследственным свойством живых организмов. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК. Давайте вспомним структуру ДНК.  Слайд  Навигатора. 
    (Информация) В 1962 году трое учёных Френсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс были удостоены Нобелевской премии «За открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах». В своей книге Ф. Крик отмечал удивительное сходство всех форм жизни. «За исключением митохондрий, – писал он, – генетический код идентичен во всех живых объектах, изученных в настоящее время». Ссылаясь на открытия в молекулярной биологии, палеонтологии и космологии, он предположил, что жизнь на Земле могла произойти от микроорганизмов, которые были рассеяны по всему пространству с другой планеты. Эту теорию он и его коллега Лесли Оргел назвали «непосредственной панспермией».
    Вопрос: Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК?
    Для этого обратимся к математике, попробуйте 4 нуклеотидами зашифровать 20 аминокислот. Представьте себе, что 1 аминокислота шифруется 1 нуклеотидом, сколько, таким образом, зашифруется аминокислот? (4) А если взять 2 нуклеотида, сколько комбинаций получится? (16) Продолжите сами, возьмите 3 нуклеотида, каков результат? (64). Такая комбинация нуклеотидов называется триплет или кодон. Каждый ген содержит столько кодонов сколько аминокислот входит в его состав. Зависимость между триплетами и аминокислотами называется генетическим кодом. Рассмотрим его на таблице. Код имеет свойства, которые необходимо записать и выучить к следующему уроку.
    Свойства генетического кода:
    1. Избыточность кода;
    2. Специфичность;
    3. Универсальность;
    4. Правило комплементарности.
    Вопрос:  Как информация о структуре белка из ядра доставляется к рибосомам? 
    Предлагаю обратиться к учебнику, на стр.114 прочитайте текст, начиная с последнего абзаца до конца, рассмотрите рисунки на стр.115 и стр.116 и попробуйте составить в тетради схему синтеза белка.
    2. Биосинтез белка
    Просмотр  анимации  синтеза белка из мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс»  издательство ООО ДРОФА 2011.
    Составьте схему «Биосинтез белка». 
    Обсуждение:
    - Какие этапы биосинтеза белка вы выделили в своих схемах?
    
    
    
    - Охарактеризуйте этапы транскрипцию и трансляцию
    В клетке синтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция – «переписывание» информации с ДНК и-РНК по принципу комплементарности в присутствии фермента РНК-полимераза.  Трансляция – процесс образования полипептидной цепи на матрице и-РНК при участии т-РНК. т-РНК – самые короткие РНК в клетке, их количество соответствует количеству аминокислот. Сверьте свои схемы со слайдом. Объясните роль ферментов в этом процессе.
    5. Закрепление На этом уроке вы познакомились с упрощённой схемой биосинтеза белков. На самом деле этот процесс чрезвычайно сложен и связан с участием многих ферментов и с затратой большого количества энергии. Для того, что бы вникнуть детально в процессы протекающие при  биосинтезе, давайте решим задачу.
    1. Дан фрагмент одной цепи молекулы ДНК: ААГ – ГГЦ – ТТА – ЦЦЦ – ТГТ  Какой белок будет синтесирован по данной информации?
    2. Дан синтезированный белок: арг – три – тир – гис – фен. Установите последовательность нуклеотидов в цепи ДНК?
    5. Задание на дом: стр. 113 -117, выучить свойства генетического кода, термины, составить 3 задачи по теме.
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Тимохина С. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx