Тимохина Саодат Бабаджановна учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Предмет: биология Класс: 9 УМК Биология 9 Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Уровень: базовый Тема урока № 26: «Пластический обмен. Биосинтез белка». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Цель урока: изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности. Задачи: 1. Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка: транскрипции и трансляции. 2. Дать представление о генетическом коде и его основными свойствами. 3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать, вести наблюдение за демонстрацией, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: лекция с элементами беседы. Планируемые результаты: - ученик должен иметь представление о процессе биосинтеза белков; -знать: определения «обмен веществ», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.; -уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, биосинтеза белков. Междисциплинарные связи: химия. Наглядные пособия: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка»; мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс» издательство ООО ДРОФА 2011; компьютер; мультимедиапроектор. Содержание урока 1. Организационный момент. (приветствие, подготовка аудитории, наличие учащихся ) 2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. С 6 класса мы обсуждаем признаки живых организмов, которые отличают их от неживых объектов. Перечислите их. (Ребята перечисляют) А я хочу зачитать слова академика В.А.Энгельгардта «Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменения внешней среды – все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одного из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться». Вопрос: Какой из этих процессов является основой для других свойств организма? (обмен веществ – метаболизм). (Запись в тетрадях) Метаболизм-совокупность реакций обмена веществ, протекающих в организме, состоящим из взаимосвязанных реакций ассимиляции (пластического обмена) и реакций диссимиляции (энергетического обмена). Задание: Попробуйте в тетрадях составить схему метаболизма (работают попарно). Сравните результаты вашей работы со схемой на интерактивной доске. (Информация) Метаболизм делится на два взаимосвязанных одновременных процесса анаболизм и катаболизм. Задание: Дайте краткую характеристику этим процессам. (Реакции метаболизма приводящие к биосинтезу сложных органических соединений из более простых, называются анаболизмом или пластическим обменом, они идут с затратой энергии. Расщепление сложных веществ на более простые составляют совокупность процессов катаболизма или энергетического обмена, при этих реакциях энергия выделяется). (Информация) Катаболизм и анаболизм тесно взаимосвязаны во времени и пространстве. Благодаря этим процессам сохраняется относительное постоянство состава клеток. Синтезированные вещества используются для построения клеток и их органоидов и замены израсходованных или разрушенных молекул. При расщеплении сложных органических соединении до более простых выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза. Надо отметить, что обмен веществ характерен и для неживой природы, он приводит к уничтожению, разрушению вещества. Живые же организмы, благодаря метаболизму, создают новые вещества, живут и воспроизводят себе подобных. 4. Изучение новой темы. «Пластический обмен. Биосинтез белков». 1. Понятие об обмене веществ. (Информация)Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. Роль белков в организме огромна. Вспомните и назовите функции белков отображённые на слайдах. Вспомните и скажите, от чего зависит функция белка? (Функции белка зависят от количества и расположения аминокислот). (Информация)Клетка ежеминутно синтезирует несколько тысяч новых молекул белка, которые являются точными копиями разрушенных. Биосинтез протекает в течении всей жизни клетки и является наследственным свойством живых организмов. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК. Давайте вспомним структуру ДНК. Слайд Навигатора. (Информация) В 1962 году трое учёных Френсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс были удостоены Нобелевской премии «За открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах». В своей книге Ф. Крик отмечал удивительное сходство всех форм жизни. «За исключением митохондрий, – писал он, – генетический код идентичен во всех живых объектах, изученных в настоящее время». Ссылаясь на открытия в молекулярной биологии, палеонтологии и космологии, он предположил, что жизнь на Земле могла произойти от микроорганизмов, которые были рассеяны по всему пространству с другой планеты. Эту теорию он и его коллега Лесли Оргел назвали «непосредственной панспермией». Вопрос: Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК? Для этого обратимся к математике, попробуйте 4 нуклеотидами зашифровать 20 аминокислот. Представьте себе, что 1 аминокислота шифруется 1 нуклеотидом, сколько, таким образом, зашифруется аминокислот? (4) А если взять 2 нуклеотида, сколько комбинаций получится? (16) Продолжите сами, возьмите 3 нуклеотида, каков результат? (64). Такая комбинация нуклеотидов называется триплет или кодон. Каждый ген содержит столько кодонов сколько аминокислот входит в его состав. Зависимость между триплетами и аминокислотами называется генетическим кодом. Рассмотрим его на таблице. Код имеет свойства, которые необходимо записать и выучить к следующему уроку. Свойства генетического кода: 1. Избыточность кода; 2. Специфичность; 3. Универсальность; 4. Правило комплементарности. Вопрос: Как информация о структуре белка из ядра доставляется к рибосомам? Предлагаю обратиться к учебнику, на стр.114 прочитайте текст, начиная с последнего абзаца до конца, рассмотрите рисунки на стр.115 и стр.116 и попробуйте составить в тетради схему синтеза белка. 2. Биосинтез белка Просмотр анимации синтеза белка из мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс» издательство ООО ДРОФА 2011. Составьте схему «Биосинтез белка». Обсуждение: - Какие этапы биосинтеза белка вы выделили в своих схемах? - Охарактеризуйте этапы транскрипцию и трансляцию В клетке синтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция – «переписывание» информации с ДНК и-РНК по принципу комплементарности в присутствии фермента РНК-полимераза. Трансляция – процесс образования полипептидной цепи на матрице и-РНК при участии т-РНК. т-РНК – самые короткие РНК в клетке, их количество соответствует количеству аминокислот. Сверьте свои схемы со слайдом. Объясните роль ферментов в этом процессе. 5. Закрепление На этом уроке вы познакомились с упрощённой схемой биосинтеза белков. На самом деле этот процесс чрезвычайно сложен и связан с участием многих ферментов и с затратой большого количества энергии. Для того, что бы вникнуть детально в процессы протекающие при биосинтезе, давайте решим задачу. 1. Дан фрагмент одной цепи молекулы ДНК: ААГ – ГГЦ – ТТА – ЦЦЦ – ТГТ Какой белок будет синтесирован по данной информации? 2. Дан синтезированный белок: арг – три – тир – гис – фен. Установите последовательность нуклеотидов в цепи ДНК? 5. Задание на дом: стр. 113 -117, выучить свойства генетического кода, термины, составить 3 задачи по теме.
Автор(ы): Тимохина С. Б.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx