Тимохина Саодат Бабаджановна учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК: Биология 9 Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Уровень: базовый Тема урока № 25:«Химическая организация клетки.Органические вещества входящие в состав клетки». Цель: изучить особенности строения органических веществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов. Задачи: Образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки; Развивающая: формировать умения - выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, учиться самостоятельно добывать знания; Воспитательная: воспитывать самостоятельность и активность, уважение товарища по группе. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: лекция с использованием опорных конспектов. Обеспечение занятия: экран, проектор, компьютер, мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс Общие закономерности» издательство ООО ДРОФА 2011 лабораторное оборудование. Метод обучения: частично-поисковый Планируемые результаты: - ученик должен иметь представление о структурной организации молекул биополимеров; -знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; -уметь объяснять значения органических веществ. Содержание урока. 1. Организационный момент (приветствие, подготовка аудитории, наличие учащихся ) 2. Мотивация и актуализация знаний. Информация учителя: На основании имеющихся знаний по пройденным материалам в 6 и 8 классах, вы имеете представление о продуктах и составляющих их веществ находящихся у меня на столе. Что это за вещества? (На столе: сахар, крахмал, растительное масло, сало, сливочное масло, куриный белок, вода, соль). 1. На какие группы вы можете их разделить? 2. Что объединяет эти группы? На доске изображена схема. Зад-е: заполните в схеме недостающие элементы, можете воспользоваться консультацией с соседом по парте. Все ли вы смогли заполнить сразу? Что у вас вызвало затруднение? 3. Изучение нового материала. Определение темы урока, постановка целей урока, задач. На уроке нам предстоит познакомиться с органическими веществами клетки: белками, липидами и углеводами. Изучить строение, функции и свойства органических веществ. 1. (Информация)Органические вещества: 20-30 % массы клетки. Распределение их неодинаковое в разных организмах: например, белки - в растительных организмах 40-50 %, в животных – 20-25 %, углеводы – в растительных организмах – до 90 %, в животных от 1-5 %. Отчего такая закономерность? По сложности их можно разделить на две большие группы: простые и сложные белки – биополимеры. Это определяет молекула вещества. (на доске изображена схема, давайте обсудим вопрос: Какие органические вещества в клетке присутствуют?) 2. По строению их делят на 4 группы: белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты. Нам предстоит выяснить особенности их структурной организации и разнообразии функций. Разобьемся на 4 группы: «Углеводы», «Белки», «Липиды» и «Нуклеиновые кислоты». По мере выполнения работы группа заполняет опорный конспект- ОК по заданию карточки. ОК №1. «БЕЛКИ»: Белки – это высокомолекулярные полимерные соединения, мономером которых служат аминокислоты 1. Строение белков: состоят из мономероваминокислот. Демонстрация образования пептидных связей между аминокислотами. 2. Имеют 4 типа структур: Первичная-линейная, вторичная – спиральная, третичная –глобула, четвертичная – комплекс, конфигурация нескольких молекул белка. 3. Функции: 1.строительная 2.каталитическая 3. двигательная 4. транспортная 5. Защитная 6.Энергетическая 4. Что такое денатурация белка. Этапы денатурации. Ренатурация белка. ОК № 2 «Углеводы»: С_(Н_О)_ Углеводы, или сахариды, - это органические вещества с общей формулой Сn(Н 2О)m 1. Классификация углеводов и строение: 1.моносахариды, к ним относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза, галактоза 2. дисахариды, к ним относятся мальтоза (солодовый сахар), сахароза (свекольный сахар), лактоза (солодовый сахар) 3. полисахариды, к ним относятся: крахмал, гликоген, хитин, целлюлоза 2. Функции: 1. Строительная, 2. Энергетическая 3. Запасающая , 4. защитная ОК № 3 «ЛИПИДЫ»: Липиды – этонерастворимые в воде органические вещества 1. Классификация: нейтральные жиры, фосфолипиды, воск, стероиды, витамины, липопротеиды ( с белками), гликопротеиды (с углеводами) 2. Строение нейтральных жиров состоят из:трехатомного спирта глицерина и жирных кислот 3. Функции: 1. Энергетическая , 2.запасающая, 3.строительная 4.теплоизоляционная , 5.защитная. ОК № 4 «Нуклеиновые кислоты» Нуклеиновые кислоты-это полимеры, построенные из огромного числа мономерных единиц называемых нуклеотидами. 1. Строение нуклеиновых кислот. (Демонстрируют модель, объясняя почему её называют моделью Уотсона-Крика) 2. Классификация нуклеиновых кислот (ДНК и РНК демонстрация и указания на различие) 3. Функции нуклеиновых кислот. 3.Защита каждой группы 5-6минут. Давайте послушаем каждую группу и дополним свою информацию (ребята слушают и продолжают конспект в тетради) 4. Проанализируйте свои ответы в группах. Сделайте соответствующие выводы. 5. Практическая работа по определению свойств веществ: 1.Растворимость углеводов: сахароза и крахмал. 1. Растворите в воде данные углеводы: как они растворяются, как вы думаете, от чего зависит их растворимость? 2.Сделайте вывод: какая зависимость существует между сложностью молекулы углевода и его растворимостью и сладким вкусом. 2. Растворимость нейтральных жиров. 1.Растворите в воде данные жиры: растительное масло и сало, как они растворяются, как вы какое свойство жиров проявляется, при каких условиях они будут хорошо растворяться? 2.Сделайте вывод о растворимости липидов. 3. Денатурация белка и шерстяной нити, ренатурация.«Действие этилового спирта на белок». К раствору белка добавьте этиловый спирт. Что произойдет?Сделайте вывод: как изменяется структура белка? Может ли идти обратный процесс - ренатурация? Запомните эту реакцию на всю жизнь, то же самое происходит в организмечеловека, если он регулярно употребляет спиртные напитки. 6. Подведение итогов, обсуждение. Вывод по уроку. Органические вещества, появившись на земле, дали возможность развиваться всем живым организмам. Важность их в организме очень велика, потому что, выполняют такие процессы как энергетический и пластический обмен, биосинтез и фотосинтез, процесс деления и развития. 4. Закрепление.Тестовая работа на столах, каждой группе по два задания, обсуждения вслух. 1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки: а) 20-30% б) около 50% в) 10-15%; г) более 90%. 2.Одна из важнейших функций белков: а) двигательная; б) транспортная; в) энергетическая; г) строительная. 3.К моносахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; г) мальтоза и лактоза. 4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют: а) сахаридами; б) моносахаридами; в) дисахаридами; г) полисахаридами. 5.Самой высокой энергетической ценностью обладают: а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты. 6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают: а ) белки; б ) жиры; в ) углеводы; г ) нуклеиновые кислоты. 7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; в) мальтоза и лактоза. 8. Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником: а) энергии; б) тепла; в) пищи; г) воды. ОТВЕТЫ:1-а, 2- г, 3- б, 4-в, 5- б, 6- а, 7- в, 8- г. 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Что знали? Что узнали? Что было интересно? 6. Домашнее задание: п. 22, с. 107-110, сообщение: «Открытие нуклеиновых кислот». Список литературы: 1. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику / авт. – сост. М.М.Гуменюк. Волгоград: Учитель, 2006. 2. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин Книга для учителя. Биология 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонотова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» /сост И.Б.Морзунова.-М.:Дрофа,2011-382,[2]с 3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
Автор(ы): Тимохина С. Б.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx