Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 25 Органические вещества клетки (Тимохина С.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Тимохина Саодат Бабаджановна
     учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета: биология 
    Класс: 9 
    УМК: Биология 9 Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
    Уровень: базовый
    Тема урока № 25:«Химическая организация клетки.Органические вещества входящие в состав клетки».
    Цель: изучить особенности строения органических веществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.
    Задачи:
    Образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки;
    Развивающая: формировать умения - выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, учиться самостоятельно добывать знания;
    Воспитательная: воспитывать  самостоятельность и активность, уважение товарища по группе.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: лекция с использованием опорных конспектов.
    Обеспечение занятия: экран, проектор, компьютер, мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс Общие закономерности»  издательство ООО ДРОФА 2011 лабораторное оборудование.
    Метод обучения: частично-поисковый
    Планируемые результаты:
    - ученик должен иметь представление о структурной организации молекул биополимеров;
    -знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов;
    -уметь объяснять значения органических веществ.
    Содержание урока.
    1. Организационный момент  (приветствие, подготовка   аудитории, наличие учащихся )
    2. Мотивация и актуализация  знаний. 
    Информация учителя: На основании имеющихся знаний по пройденным материалам в 6 и 8 классах, вы имеете представление о продуктах и составляющих их веществ находящихся у меня на столе. Что это за вещества? (На столе: сахар, крахмал, растительное масло, сало, сливочное масло, куриный белок, вода, соль).
    1. На какие  группы вы можете их разделить?
    2. Что объединяет  эти  группы?
    На доске изображена схема. Зад-е: заполните в схеме недостающие элементы, можете воспользоваться консультацией с соседом по парте.
    Все ли вы смогли заполнить сразу? Что у вас вызвало затруднение?
    3. Изучение нового материала. Определение темы урока, постановка целей урока, задач.
    На уроке нам предстоит  познакомиться с органическими веществами клетки: белками, липидами и углеводами. Изучить строение, функции и свойства органических веществ.
    1. (Информация)Органические вещества: 20-30 % массы клетки. Распределение их неодинаковое в разных организмах: например, белки  - в  растительных организмах 40-50 %, в животных – 20-25 %, углеводы – в растительных организмах – до 90 %, в животных от 1-5 %. Отчего такая закономерность?  
    По сложности их можно разделить на две большие группы: простые и сложные белки – биополимеры. Это определяет молекула вещества.  (на доске изображена схема, давайте обсудим вопрос: Какие органические вещества в клетке присутствуют?)
    
    
    2. По строению их делят на 4 группы: белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты.  Нам предстоит  выяснить особенности их структурной организации и разнообразии функций. Разобьемся на 4 группы:
    «Углеводы», «Белки»,  «Липиды» и «Нуклеиновые кислоты».
    По мере выполнения работы группа заполняет опорный конспект- ОК по заданию карточки.
    ОК №1. «БЕЛКИ»:
    Белки – это высокомолекулярные полимерные соединения, мономером которых служат аминокислоты
    1. Строение белков: состоят из мономероваминокислот. Демонстрация образования пептидных связей между аминокислотами.
    2. Имеют 4 типа структур: Первичная-линейная, вторичная – спиральная, третичная –глобула, четвертичная – комплекс, конфигурация нескольких молекул белка.
    3. Функции: 1.строительная  2.каталитическая  3. двигательная
    4. транспортная  5. Защитная  6.Энергетическая
    4. Что такое денатурация белка. Этапы денатурации. Ренатурация белка.
    ОК № 2 «Углеводы»: С_(Н_О)_
    Углеводы, или сахариды, - это органические вещества с общей формулой  Сn(Н 2О)m
    1. Классификация углеводов и строение: 
    1.моносахариды,  к  ним относятся глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза,  галактоза
    2. дисахариды, к ним относятся мальтоза (солодовый сахар), сахароза (свекольный сахар), лактоза (солодовый сахар) 
    3. полисахариды, к ним относятся: крахмал, гликоген, хитин, целлюлоза
    2. Функции: 1. Строительная, 2. Энергетическая 3. Запасающая , 4. защитная
    ОК № 3 «ЛИПИДЫ»:
    Липиды – этонерастворимые в воде органические вещества
    1.  Классификация: нейтральные жиры, фосфолипиды, воск, стероиды, витамины, липопротеиды ( с белками), гликопротеиды (с углеводами)
    2. Строение нейтральных жиров состоят из:трехатомного спирта глицерина и жирных кислот
    3. Функции: 1. Энергетическая , 2.запасающая, 3.строительная  4.теплоизоляционная , 5.защитная.
    ОК № 4 «Нуклеиновые кислоты»
    Нуклеиновые кислоты-это полимеры, построенные из огромного числа мономерных единиц называемых нуклеотидами.
    1. Строение нуклеиновых кислот. (Демонстрируют модель, объясняя почему её называют моделью Уотсона-Крика)
    2. Классификация нуклеиновых кислот (ДНК и РНК демонстрация и указания на различие)
    3. Функции нуклеиновых кислот.
    3.Защита каждой группы 5-6минут. 
    Давайте послушаем каждую группу и дополним свою информацию (ребята слушают и  продолжают конспект в тетради)
    4.  Проанализируйте свои ответы в группах. Сделайте соответствующие  выводы.
    5. Практическая работа по определению свойств веществ:
    1.Растворимость углеводов: сахароза и крахмал.
    1. Растворите в воде данные углеводы: как они растворяются, как вы думаете, от чего зависит их растворимость? 
    2.Сделайте вывод: какая  зависимость существует между сложностью молекулы углевода и его растворимостью и сладким вкусом.
    2. Растворимость нейтральных жиров.
    1.Растворите в воде данные жиры: растительное масло и сало,  как они растворяются, как вы какое свойство жиров проявляется, при каких условиях они будут хорошо растворяться? 
    2.Сделайте вывод о растворимости липидов.
    3. Денатурация белка и шерстяной нити, ренатурация.«Действие этилового спирта на белок». К раствору белка добавьте этиловый спирт. Что произойдет?Сделайте вывод: как изменяется структура белка? Может ли идти обратный процесс  - ренатурация?    Запомните эту реакцию на всю жизнь, то же самое происходит в  организмечеловека, если он регулярно употребляет спиртные напитки.
    6. Подведение итогов, обсуждение. 
    Вывод по уроку. 
    Органические вещества, появившись на земле, дали возможность развиваться всем живым организмам. Важность их в организме очень велика, потому что, выполняют такие процессы как энергетический и пластический обмен, биосинтез и фотосинтез, процесс деления и развития.
    4. Закрепление.Тестовая работа на столах, каждой группе по два задания, обсуждения вслух.
    1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:
    а) 20-30%                     б) около 50%                    в) 10-15%;            г) более 90%.
    2.Одна из важнейших функций белков:  
    а) двигательная;         б) транспортная;        в) энергетическая;             г) строительная. 
    3.К моносахаридам относятся  углеводы:      а) глюкоза и сахароза;   
    б) глюкоза и фруктоза;       в) крахмал и целлюлоза;           г) мальтоза и лактоза.
    4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:
    а) сахаридами;    б) моносахаридами;    в) дисахаридами;    г) полисахаридами. 
    5.Самой высокой энергетической ценностью обладают:
    а) белки;              б) жиры;           в) углеводы;          г) нуклеиновые кислоты.
    6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:
          а ) белки;           б ) жиры;         в ) углеводы;   г ) нуклеиновые кислоты.
    7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза;
         в) крахмал и целлюлоза;  в) мальтоза и лактоза.
    8. Жир,  которым  заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником:
        а) энергии;        б) тепла;       в) пищи;      г) воды.
    ОТВЕТЫ:1-а, 2- г, 3- б, 4-в, 5- б, 6- а, 7- в, 8- г.
    5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Что знали? Что узнали? Что было интересно?
    6. Домашнее задание: п. 22, с. 107-110, сообщение: «Открытие нуклеиновых кислот».
    Список литературы:
    1. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику / авт. – сост. М.М.Гуменюк. Волгоград: Учитель, 2006. 
    2. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин  Книга для учителя. Биология 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонотова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» /сост И.Б.Морзунова.-М.:Дрофа,2011-382,[2]с
    3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. 
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Тимохина С. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx