Тимохина Саодат Бабаджановна учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 класс УМК: Биология 9 Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Уровень: базовый Тема урока №24: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки». Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ. Задачи урока: образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, формулировать выводы; воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных заданий. Тип урока: изучение нового материала. Методы: лекция, самостоятельная работа. Планируемые результаты: - ученик должен иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма; -знать основные химические элементы и соединения входящих в состав клетки; -уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности. Техническое обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс» издательство ООО ДРОФА 2011; раздаточный материал. Содержание урока 1. Организационный момент. (Приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся). 2. Мотивация и актуализация учебной деятельности. -Как вы думаете, в состав неживой и живой природы входят одни и теже элементы или разные?Ваша точка зрения, чем отличается химический состав объектов живой и неживой природы?Об этом и поговорим сегодня на уроке. 3. Изложение нового материала. 1. (Информация) Перед вами на доскезаписаны различные вещества: медь, белки, железо, углеводы, жиры, витамины, магний, золото, сера, кальций, фосфор. – На какие группы по своему значению можно их разделить? Ответ поясните. (Органические вещества, неорганические вещества и химические элементы). – Назовите роль тех веществ и элементов в жизнедеятельности живых организмов, с которыми вы знакомы? Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на уроке, исходя из названия темы. 2. На интерактивной доске схемаиз мультимедийного приложения “Содержание химических элементов в теле человека”Беседа по схеме. (Информация) В состав клетки входит около 80 различных химических элементов, которые встречаются в объектах неживой природы. О чём это может говорить? (об общности живой и неживой природы). 27 элементов выполняют определенные функции, остальные попадают в организм с пищей, водой воздухом. Вспомните курс 8 класса биологии и назовите, какие химические элементы, и в каком количестве содержатся в теле человека?Все химические соединения, которые содержатся в живых организмах, делятся на группы. Зад-е:прочитайте текст на с 104, составьте схему “Основные группы химических элементов в живой системе”. Какая схема у вас получилась? Сколько групп химичесих элементов клетки вы выделили? (Демонстрация схемы и уточнение еще одной группы «Ультромикроэлементы») (Информация) Кислород, водород, углерод, азот, сера и фосфор являются необходимыми компонентами молекул биологических полимеров (белки, нуклеиновые кислоты), их часто называют биоэлементами. Сера и фосфор являются необходимыми компонентами биологических полимеров, их в клетке до 98%. Остальные макроэлементы в меньших количествах выполняют в клетке тоже важную функцию. Задание: пользуясь текстом учебника с 104, в тетрадях, в виде опорного конспекта начните заполнять таблицу «Химический состав клетки» (данная таблица будет дополняться на последующих уроках). Химические элементы или вещества входящие в состав клетки. Количество в клетке (% ) Функции в клетке Вопрос: Помимо химических элементов , в состав клетки входят и вещества. Вспомните, какие вещества образуют клетку и составьте соответствующую схему. Сравните и дополните или исправте свои схемы со схемой на доске. (Информация) Из всех химических соединений, содержащихся в живых организмах, вода составляет 75 – 85 % от массы тела. – С чем связана необходимость такого большого количества воды? Какие функции выполняет вода в живом организме? (Информация) Без воды жизнь невозможна. Она не только обязательный компонент живых клеток, но и среда обитания организмов. Биологическое значение воды основано на ее химических и физических свойствах. – Вы уже знаете, что строение и функции взаимосвязаны. Рассмотрим более подробно строение молекулы воды, чтобы выяснить, почему вода обладает такими свойствами. По ходу объяснения вы заполняете опорный конспект в тетради. (Информация). Демонстрация слайда из мультимедийного приложения особенности строения молекулы воды, её свойства. Учитель корректирует знания учащихся о строении молекулы воды-диполя. (Информация) Химические и физические свойства воды объясняются, прежде всего малыми размерами молекулы, ее полярностью и способностью соединяться друг с другом водородными связями.В молекуле один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Молекула полярна: кислородный атом несет частичный отрицательный заряд, а два водородных-частично положительные заряды. Это делает молекулу воды диполем. Поэтому при взаимодействии молекул воды между ними устанавливаются водородные связи. Они влияют и на физические свойства воды. Зад-е: внесите в начатую таблицу графу «Вода» и заполните изученную информацию. – Из числа неорганических соединений, входящих в состав организмов, наибольшее значение имеют соли минеральных кислот и соответствующие катионы и анионы. Хотя потребность человека и животных в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма, однако отсутствие в пище какого – либо из биологически важных элементов ведёт к тяжёлым заболеваниям. Зад-е: внесите в таблицу, графу “Минеральные соли”, используя материал учебника с.106 – 107.– Приведите примеры, доказывающие роль минеральных солей в жизнедеятельности живых организмов. Что такое буферность, какие вещества обуславливают буферные свойства клетки? Записывают в тетрадях определение. Буферность-способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне. Обсуждение таблицы, плавно переходит в формулировку обобщающего вывода по уроку. 4. Закрепление нового материала. 1. Допишите фразы, выбрав ответ из предложенной альтернативы: Недостаток элемента_______________ у растений вызывает пожелтение листьев. Недостаток __________________ вызывает базедову болезнь. В состав эритроцитов человека входит ______________ . Кариес вызывает недостаток_________________________________. 5. Итог урока. – Выполнили ли вы поставленную перед собой цель? Что нового для себя вы открыли на этом уроке? Составьте «шпаргалку» для ответа на следующий урок. (Обсудить). VI. Домашнее задание. Читать с. 104 – 107, отв. на вопросы после параграфа, найти определения “жизни”. Литература: 1. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.СонинаБиология. 9 класс: поурочные планы по учебнику / авт. – сост. М.М.Гуменюк. Волгоград: Учитель, 2006. 2. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин Книга для учителя. Биология 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонотова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» /сост И.Б.Морзунова.-М.:Дрофа,2011-382,[2]с 3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
Автор(ы): Тимохина С. Б.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx