Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 20. Жизнь в палеозойскую эру и мезозойскую эру (Лычагина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Лычагина Елена Александровна, 
    учитель биологии,
                                                                                           МАОУ «Фадеевская ООШ» 
    Пономаревский район
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК Биология. Общие закономерности./ С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров,Н.И. Сонин- М.: Дрофа, 2008 г. – 288с.:ил.
     Уровень обучения: базовый
    Тема:Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 20 урок в 1 разделе 8 главы
    Тип урока: изучение нового материала.
    Цель урока:формирование знаний учеников об ароморфозах у растений и животных в палеозойскую, мезозойскую  эры, раскрытие их значения для дальнейшей эволюции органического мира.
    Задачи:познакомитьпознакомить учащихся с развитием растительного и животного мира в палеозойскую, мезозойскую  эры, убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути;
    сформировать знания об основных ароморфозах у растений и животных в палеозойскую, мезозойскую эры, раскрыть условия и особенности выхода растений и животных на сушу, раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира;
    развивать умения анализировать геохронологическую таблицу, отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме, сообщения, умения обобщать фактический материал и заносить краткие данные в таблицу, умение работать с коллекцией «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных». 
    Оборудование: Таблицы с изображением водорослей, псилофитов, папоротников, голосеменных, рыб, земноводных, пресмыкающихся; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»; таблица «Развитие органического мира»; презентации учеников «Жизнь в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)», «Жизнь в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)».
    Содержание урока.
    I. Организационный момент
    II. Проверка домашнего задания.
    Проверка знаний об эволюционном значении ароморфозов, возникших в архейскую и протерозойскую эры по вопросам: какое значение имели ароморфозы: появление оформленного ядра, полового процесса, многоклеточности, аэробного дыхания? 
     - Какие ароморфозы обеспечили эволюцию животных в протерозойскую эру? Каково значение этих ароморфозов?
    -Запишите в тетрадь и подчеркните названия живых организмов, существовавших в протерозое.
    Животный мир протерозоя.
    - насекомые
    -моллюски
    -губки
    - рыбы
    -рептилии
    - членистоногие.
     - Как их можно назвать, учитывая особенности их строения? (беспозвоночные)
    III. Изучение нового материала
     - Сегодня на уроке нам предстоит продолжить изучение вопроса о развитии жизни на Земле, и мы увидим, какие географические изменения  Земли происходили в различные периоды палеозойской, мезозойской  эр, как менялся климат, а также растительный и животный мир.
    1. По мере изучения нового материала будете заполнять таблицу «Развитие органического мира на Земле» с использованием презентации и лекции учителя, сообщений  учеников по палеозойской, мезозойской  эрам.
    Эра
    Период
    Начало
    Климат и среда
    Ароморфозы
    
    
    
    
    Растения
    Животные
    
    
    
    
    
    
    2. Объяснение учителя.
    Палеозойская эра – крупный период в истории развития земли, следовавшей за архейской или азойской эрой, и предшествовавший мезозойской эре. Отложения палеозойской эры составляют палеозойскую группу слоёв, совокупность которых достигает в некоторых местностях 30000м. мощности, почти в 10 раз превышает мощность мезозойских отложений, что указывает, конечно на весьма значительную её продолжительность. Её началом считают появление организмов, снабженных скелетами, раковинами, панцирями: причем защитные приспособления возникают сразу во многих группах организмов.(Слайд 1)
    Палеозой - эра древней жизни, началась 570 миллионов лет назад и продолжалась около 320 миллионов лет.(Слайд 2
    Палеозой включает 6 геологических систем: кембрийскую, ордовикскую, силурийскую, девонскую, каменноугольную и пермскую. Палеозойская эра характеризуется 2 главными эпохами складчатости: калидонской (Великобритания, Скандинавский полуостров, Шпицберген, Казахстан и др.) и герцинский (Центральная Европа, Урал, Аппалачи).
    1. Кембрий (Слайд 3)
    Кембрийский период начался 570±20 млн. лет назад, длительность 80 млн. В кембрийский период впервые в геологической истории появились скелетные организмы.
    География и климат. 
    Начало кембрийскому периоду положил поразительной силы эволюционный взрыв, в ходе которого на Земле впервые появились представители большинства основных групп животных, известных современной науке. Поперёк экватора распростёрся сверхматерик Гондвана. Наряду с ним было ещё 4 материка меньших размеров, соответствовавших нынешним Европе, Сибири, Китаю и Северной Америке. В мелких тропических водах формируются обширные строматолитовые рифы. Ближе к концу периода началось оледенение, приведшее к понижению уровня моря.
    Животный мир. (Слайд 9)
    В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных, включая микроскопических фораминифер, губок, морских звезд, морских ежей, морских лилий и различных червей. В тропиках археоциаты.возводили громадные рифовые сооружения. Появились первые твердопокровные животные; в морях господствовали трилобиты и брахиоподы. Возникли первые хордовые. Позднее появились головоногие моллюски и примитивные рыбы.
    Представители. (Слайд 9)
    Ареоциаты, Биллингселла, Галлюциногения, Медузы, Аномалокарис, Виваксия, Опабиния, Бургессия, Трилобиты.
    Растительный мир. Растительный мир представлен синезелёными, и красными водораслями, примитивными высшими растениями.
    2. Ордовик(Слайд 4)
    Ордовикский период – второй период палеозойской эры. Начало ордовикского периода 490±15 млн. лет назад, продолжительность 65 млн. лет.
    В раннем и начале среднего ордовика происходило максимальное расширение морских пространств.
    География и климат. 
    В начале ордовикского периода большая часть южного полушария была по-прежнему занята великим материком Гондваной.  Европа и Северная Америка (Лаврентия) постепенно отодвигались друг от друга. На протяжении периода массивы суши смещались все дальше и дальше к югу. Старые ледниковые покровы кембрия растаяли, и уровень моря повысился. В конце периода началось новое оледенение.
    Животный мир. (Слайд 10)
    Резкое увеличение численности животных-фильтраторов, в том числе морских лилий, плеченогих, двустворчатых моллюсков, чей расцвет пришелся как раз на ордовик.Увеличилось число наутилоидей и бесчелюстных панцирных рыб. В водоёмах ордивикского периода существовали представители почти всех типов беспозвоночных (радиолярии, форамониферы, трилобиты и др.), появились первые беспозвоночные – бесчелюстные рыбообразные.
    Растительный мир. 
    Существовали различные виды водорослей. В позднемордовике появились первые настоящие наземные растения.
    3. Силур (Слайд 5)
    Третий период палеозойской эры геологической истории. Начался 435 млн. лет назад, длительность 30 млн. лет. Подразделяется на 2 отдела.
    Самый крупный массив суши в Силурийской системе — материк Гондвана.
    Начало Силурийского периода характеризовалось глобальной морской трансгрессией, конец — завершением каледонской складчатости.
    География и климат. 
    Гондвана надвинулась на Южный полюс. Океан Япетус уменьшался в размерах, а массивы суши, образующие Северную Америку и Гренландию сближались.. Это был период бурной вулканической активности и интенсивного горообразования. Начался он с эпохи оледенения. Когда льды растаяли, уровень моря повысился и климат стал мягче.
    Животный мир. (Слайд 11)
    Ругозы ведут оченьактивноерифостроительство. В морях процветают наутилоидеи, брахиоподы, трилобиты и иглокожие. В несильносолёной воде обитают ракоскорпионы. Изобилие рыб как в пресной так и в солёной воде. Появились первые челюстные рыбы-акантоды. Скорпионы, многоножки и, возможно, эвриптериды начали выбираться на сушу. Формирование основных классов беспозвоночных организмов, появились первые примитивные позвоночные (бесчелюстные и рыбы).
    Растительный мир. 
    Растения заселяли берега водоёмов. Первая наземная флора – псилофиты.
    4. Девон (Слайд 6)
    Четвертый период палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился около 55 млн. лет. Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Начало периода характеризовалось отступанием моря и накоплением толщ мощных континентальных (красноцветных)отложений. Основные полезные ископаемые — нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.
    География и климат. 
    Девонский период был временем величайших катаклизмов на нашей планете. Европа, Северная Америка и Гренландия столкнулись между собой, образовав огромныйсверхматерик Лавразию. К концу периода уровень моря понизился. Климат со временем потеплел и стал более резким, с чередованием ливневых дождей и жестокой засухи. Обширные районы материков стали безводными.
    Животный мир. (Слайд 12)
    Быстрая эволюция рыб, включая акул и скатов, кистеперых и лучеперых рыб. Увеличилось число аммонитов. Суша подверглась нашествию множества членистоногих, в том числе клещей, пауков и примитивных бескрылых насекомых. Появились в позднем девоне и первые земноводные.
    Растительный мир. 
    Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами. Появились плауны и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.
    5. Каменноугольный период (Слайд 7)
    Каменноугольный период – пятый период палеозойской эры геологической истории. Начался каменноугольный период 345 млн. лет назад; длительность 65 млн. лет. В каменноугольный период происходили интенсивные тектонические движения. На приморских равнинах формировались залежи торфа и каменного угля.
    География и климат. 
    Два огромных сверхматерика: Лавразия на севере и Гондвана на юге - сближались друг с другом. Громадные леса с пышной растительностью существенно повысили содержание кислорода в атмосфере. В дальнейшем похолодало и на Земле произошно по меньшей мере, два крупных оледенения.
    Животный мир. (Слайд 13)
    В морях появились аммониты, возросла численность брахиоподов. Ругозы, граптолиты, трилобиты, а также некоторые мшанки, морские лилии и моллюски вымерли. Это был век земноводных, а также насекомых — кузнечиков, тараканов, чешуйниц, термитов, жуков и гигантских стрекоз. Появились первые рептилии.
    Растительный мир. 
    Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м. Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.
    6. Пермий (Слайд 8)
    Пермский период – последний период палеозойской эры. Начался 280 млн. лет назад, продолжительность 45 млн. лет. Характеризуется интенсивными тектоническими движениями. География и климат. 
    Весь пермский период сверхматерики Гондвана и Лавразия постепенно сближались друг к другу. Азия столкнулась с Европой, взметнув ввысь Уральский горный хребет. Образовались Гималаи. В Северной Америке выросли Аппалачи. 
    Животный мир. (Слайд 14)
    Бурно эволюционировали двустворчатые моллюски. В морях в изобилии водились аммониты. В пресных водоемах господствовали земноводные. Появились и водные рептилии, в том числе мезозавры. На суше рептилии взяли верх над земноводными. Также господствовали примитивные пресмыкающиеся, насекомые. В морях обитали фораминиферы, кораллы, двустворчатые, брюхоногие и головоногие моллюски, мшанки, брахиоподы, морские членистоногие, морские лилии, из позвоночных – хрящевые акулообразные рыбы.(Слайд 15)
    3. О мезозойской эре послушаем сообщения учащихся.
    Мезозой – эра средней жизни. Начало 230±10 млн. лет, конец 66±3 млн. лет назад (триас, юра, мел).
    Мезозойская эра включает в себя3 периода:Триасовый(40±5 млн. лет);Юрский(60 млн. лет);Меловой(70 млн. лет).
    В начале мезозойской эры появляются горы: Урал, Тянь-Шань, Алтай. На большей части земного шара устанавливается тёплый климат, близкий к современному тропическому. В эту эру продолжалось усложнение организмов и темпы эволюции возрастали. В течение почти всей эры на суше господствовали голосеменные растения и пресмыкающиеся.
    Жизнь в триасе
    В триасе происходит сглаживание температурных различий. Начало движения материков. Вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения. Возникновение первых костных рыб. В триасе началась великая война двух сухопутных племён-рептилий и звероподобных.Континенты все еще были слиты в единый супер­континент Пангею, животные, включая амфибий, могли мигрировать на большие расстояния, и животный мир был одинаков по всей суше. В отличие от современного, климат на протяжении большей части триасового периода был теплым, со слабо выраженной зональностью от полюсов к экватору. Ледовых полярных шапок не было, поскольку и Северный, и Южный полюс в то время находились в океане. Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники, саговник  и хвощи.
    Ароморфозы млекопитающих:
    четырехкамерное сердце, утрата правой дуги аорты;
    теплокровность;
    длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту;
    более развитый головной мозг, большая активность
    конечности под туловищем;
    совершенные легкие;
    наружное ухо;
    потовые железы;
    дифференцированные зубы;
    диафрагма;
    выкармливание детенышей молоком;
    волосяной покров.
    Жизнь в юре
    В юрском периоде климат вначале влажный, в конце- засушливый. Происходит движение континентов, формирование Атлантического океана. Появление новых групп моллюсков. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения. Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление первоптиц – археоптерикса. Произошел расцвет в развитии млекопитающих, расцвет динозавров, который  пришелся на юрский период (208-144 миллиона лет назад). Он назван так из-за того, что в горах Юра, расположенных на территории Франции и Швеции залегают камни, которые образовались в это время
    Меловой период.
    В меловом периоде прохладный климат, увеличение площади Мирового океана и новое поднятие суши. Идут интенсивные горообразовательные процессы(Альпы, Анды, Гималаи). Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых- опылителей. Вымирают хищные динозавры и крупные рептилии. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Наиболее приспособленными оказываются птицы и млекопитающие.
    Ароморфозы покрытосеменных (цветковых растений) 
    появление цветка и повышение эффективности опыления разными способами;
    двойное оплодотворение;
    семяпочка скрыта внутри завязи и защищена от внешних воздействий;
    семена развиваются внутри плода;
    наибольшая степень дифференциации
    вегетативного тела.
    IV. Закрепление изученного.
    1. Вставьте недостающие слова и закончите предложение.
    Млекопитающие возникли в _________________ период ________________
    эры и заняли господствующее положение на Земле в настоящее время, так как ______________________________________________________________.
    2. Из перечисленных ниже признаков выберите и подчеркните ароморфозы млекопитающих животных.
    Двойное дыхание, четырёхкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, полые кости, пятипалая конечность, внутриутробное развитие, выкармливание детёнышей молоком, резцы, растущие в течение всей жизни, появление лёгких, постоянная температура тела появление слепой кишки с аппендиксом.
    V. Домашнее задание.
    § 17, 18; Ответить на вопросы.
    Используемая литература:
    1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2006г.)
    2. Н.Н.Иорданский «Эволюция Жизни» (2001г.)
    
     

    Автор(ы): Лычагина Е. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку