Бирюкова Наталья Александровна учитель биологии МАОУ «Ефремово-Зыковскаой ООШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 Учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Тема урока: «Многообразие животного мира. Основные свойства живых организмов» Цели: показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем. Задачи: образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы; воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа. Планируемые предметные результаты: ученик должен иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы; знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения – «жизнь», «изменить» и др.; уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами. Междисциплинарные связи: экология, история. Внутридисциплинарные связи: цитология. Образовательные ресурсы: таблица «Уровни организации жизни»; дополнительная литература. Содержание урока I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос учащихся по вопросам: 1) Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука. 2) Перечислите известные вам методы общей биологии. 3) Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод? 4) Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии? Кроме того, здесь возможна индивидуальная работа учащихся по карточкам по ходу фронтального опроса. На карточках представлены задания: Карточка 1. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: палеонтологический; сравнительно-анатомический; сравнительно-эмбриологический. Карточка 2. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: биогеографический; популяционный; моделирование. Карточка 3. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: иммунологический; паразитологический; генетический. Карточка 4. Дайте определения: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры. II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. Для формирования целостной картины мира необходимо четкое понимание общебиологических вопросов: свойства живых организмов, уровни организации живого. III. Открытие новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы по плану: 1. Определение понятия «жизнь». Мир живых существ необычно многообразен. Он представлен живыми существами с различной организацией и уровнем сложности. Но несмотря на все это многообразие есть то, что их объединяет, – это жизнь. – Что такое жизнь? – Что отличает живое от неживого? – По какому признаку считать объект живым? Задав эти вопросы классу, учитель ставит проблему. Здесь можно предложить учащимся работу с дополнительной литературой. Задание: найти определение понятия «жизнь», выписать его в тетрадь. Иллюстрируя следующие примеры, учитель помогает сформулировать свое определение жизни. – В жизни случаются травмы, не совместимые с жизнью, но сердце при определенных условиях может сохраняться и функционировать в другом организме. Получается, что после смерти целого организма, его части остаются живыми! – Есть такие существа – аэробы. Их клетки дышат, а при отсутствии кислорода пользуются продуктами брожения. – Клеточный сок отдельно от клетки так же бродит, как и в клетке. Он живой? В какой момент он перестает быть живым? – Вирусы, проникая в клетку, вызывают гибель хозяина, но вне организма вирус не подает признаков жизни. Вирус – это белок и нуклеиновая кислота. Он – живое или нет? – Вирус – паразит. В неживой природе паразитизма как явления нет. Значит, живой? – Живые тела построены из тех же элементов, что и неживые (хотя и в разном количественном отношении). На сегодняшний день существует очень много определений жизни. Заслуга Ф. Энгельса состоит в том, что ему удалось выявить подходы к определению («Диалектика природы»). Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным компонентом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением этого обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка. (Запись определения в тетради.) Обратить внимание учащихся, что в этом определении подчеркнуты наиболее важные положения, которые характеризуют жизнь (ее материальность). 1. Субстрат жизни – белковые тела (биополимеры). 2. Способ существования белковых тел (самообновление и саморегуляция). Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что сам по себе белок может быть получен химическим путем, но он не живой. Также и обмен веществ сам по себе не является живым. Поэтому Ф. Энгельс считал, что критерием живого должно быть самообновление химических составных частей организма. Далее учащиеся самостоятельно работают с определением жизни, данным М. В. Волькштейном (с. 11). Определение жизни как процесса обмена веществ не потеряло своего значения в наши дни, оно дополняется организационной, информационной и эволюционной трактовкой. Обмен веществ – условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфической для каждого вида организмов. 2. Системность и организованность жизни (беседа). Проявления жизни на Земле чрезвычайно многообразны. Жизнь на Земле представлена ядерными и доядерными, одно- и многоклеточными существами; многоклеточные, в свою очередь, представлены грибами, растениями и животными. Любое из этих царств объединяет разнообразные типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы. (Демонстрация наглядных изображений, муляжей, гербариев, чучел.) – Вспомните известные вам уровни организации живого. (Учащиеся перечисляют уровни организации и компоненты, составляющие каждый уровень.) Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные уровни выделены по удобству изучения. Если уровни отражают именно уровень организации жизни на Земле, то основными критериями будут специфические элементарные, дискретные структуры и элементарные явления (при этом подходе выделяют: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой и биогеоценотический уровни). Поэтому в различных источниках указываются различные уровни. – Как взаимосвязаны между собой все эти уровни? Обратить внимание на то, что все уровни представляют собой части единого целого и находятся в сложном взаимоотношении, и в то же время на каждом уровне действуют свои закономерности, определяющие особенности эволюции всех форм организации живого. 3. Основные свойства живых систем. – Какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных? (Наследственность.) – Какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур? (Изменчивость.) Рассмотрим остальные свойства живых систем. (Работа с таблицей. При заполнении таблицы учащиеся используют материал учебника и дополнительную литературу.) Основные свойства живых систем Свойство Проявление свойства 1 2 Единство химического состава Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород Окончание табл. 1 2 Обмен веществ и энергии Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов Самовоспроизведение или размножение Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК Наследственность Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение Изменчивость Способность организмов приобретать новые признаки и свойства Рост и развитие Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования Раздражимость Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды Дискретность Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство Саморегуляция Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов IV. Закрепление. Работа по заполнению таблицы или обсуждение результатов по ее заполнению. V. Рефлексия. Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата. Домашнее задание: заполнить таблицу до конца, изучить главу 1, с. 7–11, вопрос 8, пояснить вопросы в конце текста; обратить внимание на работу с понятиями, указанными в тексте, и заданиями «Подумайте», «Работа с компьютером». Дополнительная информация Саморегуляция – свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. При саморегуляции управляющие факторы формируются в самой системе. Отклонение какого-либо жизненного фактора от константного уровня служит толчком к мобилизации механизмов, восстанавливающих его. На разных уровнях организации живой материи конкретные механизмы саморегуляции разнообразны. Однако во многих случаях используется регуляция по принципу обратной связи. На молекулярном уровне это ферментативные реакции, в которых конечный продукт, определенная концентрация которого поддерживается автоматически, влияет на активность ферментов. Примеры саморегуляции на клеточном уровне – самосборка клеточных органелл из биологических макромолекул, поддержание определенного значения трансмембранного потенциала возбудимых клеток и закономерная временная и пространственная последовательность ионных потоков при возбуждении клеточной мембраны. На надклеточном уровне – самоорганизация разнородных клеток в упорядоченные клеточные ассоциации. Большинство органов способно к внутриорганной саморегуляции функций; например, внутрисердечные рефлекторные дуги обеспечивают закономерные соотношения давления в полостях сердца. На организменном уровне хорошо изучены нервные, гуморальные и гормональные механизмы саморегуляции, посредством которых у млекопитающих устанавливаются и поддерживаются на определенном уровне показатели внутренней среды – температура, кровяное и осмотическое давление, уровень сахара в крови, постоянство объема крови, рН жидкостей внутренней среды и т. п. (см. «Гомеостаз»). Разнообразны проявления и механизмы саморегуляции надорганизменных систем – популяций (видовой уровень) и биоценозов (надвидовой уровень), регуляция численности популяций, соотношение полов в них, старение и смерть биологических особей. К саморегулируемым биологическим системам относят системы, в которых регулируемые параметры константны, а результаты регуляции стереотипны (например, стереотипное и поэтому «бессмысленное» при некоторых условиях поведение насекомого), а также адаптивные системы (самонастраивающиеся, самообучающиеся), которые автоматически приспосабливаются к меняющимся внешним условиям.
Автор(ы): Бирюкова Н. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc