Кузнецова Ирина Ивановна учитель биологии МАОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2004г. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Общие закономерности биологической эволюции. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21 Место урока в системе уроков по теме - 14 Цель урока: изучить общие закономерности биологической эволюции. Задачи урока: образовательная: рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы. Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов; знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация». уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции. Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: видеофильмы, раздаточный материал. Содержание урока. I. Организационный момент. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся. II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. - На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Главные направления эволюции». - И так, давайте повторим изученный материал: 1. задание: Дайте определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация, приведите примеры. Ароморфоз – это усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень. Идиоадаптация – это приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации животных или растений. Общая дегенерация – это упрощение организации ведущий к исчезновению органов активной жизни. 2 задание: Распределите примеры, описывающие разновидности направлений эволюции, в три графы: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация..(выполните письменно в тетради) (Приложение 1) Проверка. III. Мотивация учебной деятельности. - Сравните дождевого червя и личинку майского жука. Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками. Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений. - Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу? Ведут разный образ жизни – среда обитания, пиявка – хищник или паразит, а червь в основном растительноядные или могут питаться органическими веществами, содержащимися в песке. - Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных? Способ добычи пищи, образ жизни. Сообщение темы и цели урока. - Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке? Закономерности эволюции. -Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции. -Записываем тему урока в тетради. IV. Изучение новой темы. - Вспомните определение эволюции? Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. - Среди форм эволюции выделяют: Дивергенцию Конвергенцию - Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение. - Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп. Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”. - Раскройте содержание понятия конвергенция. Чем можно объяснить возникновение общего сходства у неродственных групп организмов. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях. - Что такое дивергенция? Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. - Приведите примеры дивергенции. (рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (Приложение №1) - На каком уровне .можно наблюдать дивергенцию. Дивергировать могут виды, семейства, отряды - Какова роль дивергенции в процессе эволюции? Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды Формулирование вывода: после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций. (Архив ZIP дивергенция) - Что такое конвергенция? (Приложение №2) Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.) - Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее? В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) . (Архив ZIP конвергенция) - Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам? Нет. - Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась. Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый. (АрхивZIP необратимость эволюции. Динозавры) - Правила эволюции: Чтение вслух. Правило необратимости эволюции. (Приложение №3) Правило чередования главных направлений эволюции. (Приложение №4) V. Закрепление нового материала. - Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции. Форма эволюции Краткая характеристика Причины сходства признаков Причины различия признаков Примеры . Дивергенция Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. Родство организмов Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды Конвергенция Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды Организмы относят к разным систематическим группам. VI. Итоги урока. - И так с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке? VII. Рефлексия. - Что бы понять как прошел наш урок я попрошу вас ответить на вопросы: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным VIII. Домашнее задание. Стр 66-70 вопросы 1-4.
Автор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 1-2.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 3.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 4.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Дивергенция.zipАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конвергенция.zipАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Необратимость эволюции (вымирание динозавров).zip