Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 15. Общие закономерности биологической эволюции (Кузнецова И.И.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузнецова Ирина Ивановна 
                                                                                                                      учитель биологии
     МАОУ «Семеновская основная 
                                                                                                                  общеобразовательная школа»
                                                                                                                      Пономаревского района
    
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: «Биология. Общие закономерности». 
    С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.    2004г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Общие закономерности биологической  эволюции.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21
    Место урока в системе уроков по теме - 14
    Цель урока: изучить общие закономерности биологической эволюции.
    Задачи урока: образовательная: рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса;
    развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы.
    Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
    знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация».
    уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.
    Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: видеофильмы, раздаточный материал. 
                                                                Содержание урока.
    
    I. Организационный момент.
    приветствие;
    подготовка аудитории к работе;
    наличие учащихся.
    
    II. Актуализация опорных знаний. 
    Проверка домашнего задания.
     - На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Главные направления эволюции».
    - И так, давайте повторим изученный материал:
    1. задание: Дайте определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация, приведите примеры. 
    Ароморфоз – это усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень. 
    Идиоадаптация – это приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации животных или растений.
     Общая дегенерация – это упрощение организации ведущий к исчезновению органов активной жизни. 
    
    
    2 задание: Распределите примеры, описывающие разновидности направлений эволюции, в  три графы: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация..(выполните письменно в тетради)  (Приложение 1) Проверка. 
    III. Мотивация учебной деятельности.
    - Сравните дождевого червя и личинку майского жука.
    Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками.
    Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений.
    - Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу? 
    Ведут разный образ жизни – среда обитания, пиявка – хищник или паразит, а червь в основном растительноядные или могут питаться органическими веществами, содержащимися в песке.
    - Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных?
    Способ добычи пищи, образ жизни.
    Сообщение темы и цели урока.
    - Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
    Закономерности эволюции.
    -Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции.
    -Записываем тему урока в тетради.
    IV. Изучение новой темы.
    - Вспомните определение эволюции?
    Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
    -  Среди форм эволюции выделяют: 
    Дивергенцию
    Конвергенцию
    - Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение.
    - Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. 
    Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп.
    Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”.
    - Раскройте содержание понятия конвергенция. Чем можно объяснить возникновение общего сходства у неродственных групп организмов. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.
    - Что такое дивергенция?
    Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.
    - Приведите примеры дивергенции.
    (рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (Приложение №1)
    -  На каком уровне .можно наблюдать дивергенцию.
     Дивергировать могут виды, семейства, отряды
    - Какова роль дивергенции в процессе эволюции?
    Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды
    Формулирование вывода: после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций. (Архив  ZIP дивергенция)
    - Что такое конвергенция? (Приложение №2)
    Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.) 
    - Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?
    В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) .      (Архив ZIP конвергенция)
    - Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам?               
            Нет.
    - Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась.
    Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый.  (АрхивZIP необратимость эволюции. Динозавры)
    - Правила эволюции: 
    Чтение вслух.
    Правило необратимости эволюции.  (Приложение №3)
    Правило чередования главных направлений эволюции. (Приложение №4)
    V. Закрепление нового материала. 
    - Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции. 
    Форма эволюции	
    Краткая характеристика	
    Причины сходства признаков	
    Причины различия признаков	
    Примеры .
    Дивергенция 	Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.	Родство организмов	Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды	 
    Конвергенция	 Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.	Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды	Организмы относят к разным систематическим группам.
       VI. Итоги урока.
    - И так с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?
    VII. Рефлексия.
    - Что бы понять как прошел наш урок я попрошу вас ответить на вопросы:
    1. На уроке я работал	активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я	доволен / не доволен
    3. Урок для меня показался	коротким / длинным
    4. За урок я	не устал / устал
    5. Мое настроение	стало лучше / стало хуже
    6. Материал урока мне был	понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    легким / трудным
    интересным / не интересным
    VIII. Домашнее задание. Стр 66-70 вопросы 1-4.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Кузнецова И. И.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку

Другие материалы