Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 14. Главные направления эволюции. Лр Определение ароморфозов (Кузнецова И.И.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузнецова Ирина Ивановна 
                                                                                                                             учитель биологии
     МАОУ «Семеновская основная 
                                                                                                                           общеобразовательная школа» 
                                                                                                                               Пономаревского района
    
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: «Биология. Общие закономерности». 
    С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.    2004г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Главные направления эволюции.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21
    Место урока в системе уроков по теме - 13
    Цель урока: изучить основные направления эволюционного процесса.
    Задачи урока: образовательная: рассмотреть основные направления эволюции, выявить их роль и закономерности;
    развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать;
    воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению эволюционного процесса
    Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
    знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация».
    уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.
    Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  презентация,  видеофильмы, раздаточный материал. Инструкция по технике безопасности  при выполнении лабораторных работ.
    Содержание урока.
    
    I.   Организационный момент.
    приветствие;
    подготовка аудитории к работе;
    наличие учащихся.
    II. Актуализация  опорных знаний. 
    Проверка домашнего задания.
    1. Что такое биологический прогресс?
    2. Что такое биологический регресс?
    3. Проверка таблиц
    III. Мотивация учебной деятельности. 
     Вступительное слово учителя. Процесс эволюции формировался на протяжении многих лет, многие ученые внесли определенный свой вклад. Мы ознакомились с работами ученых К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, рассмотрели физиологические адаптации, приспособленность животных и растений, видообразование и другие закономерности. 
                     Вспомните определение эволюции Ч. Дарвина:
              Эволюция – процесс приспособления, а повышение уровня организации организма –    
                                   частный результат эволюции.
    
          Сообщение темы урока и цели. 
              «Главные направления эволюции»  (записать в тетрадь)
    IV. Изучение нового материала.
    1. Главные направления эволюции. 
    Представители российской школы А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен говорили о том, что живые организмы идут к одному результату разными путями. .) А.Н.Северцов выделил три главных направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию.
     Рассмотрим каждое из указанных направлений более подробно. (Слайд 2  )
    
    Работа в группах по учебному материалу. (1-группа- ароморфоз, вторая –идиоадаптацию, третья –общую дегенерацию).
    
    По ходу работы учащиеся заполняют  таблицу, используя материал учебника (с. 60–65) или дополнительную литературу.                            
    Название
    Определение
    Примеры
      Ароморфоз
    
    
      Идиоадаптация
    
    
      Общая дегенерация
    
    
    Ароморфоз – повышение уровня организации живого организма. Повышает интенсивность жизнедеятельности. Здесь важно отметить, что эти изменения не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования.
    Идиоадаптация – эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания (частные приспособления). При этом не происходит повышения уровня организации и интенсивности жизнедеятельности.
    Общая дегенерация – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации.
    Выступление учащихся:
    1 группа – ароморфоз (ZIP ароморфоз )
    2 группа – идиоадаптация (ZIP идиоадаптация )
    3 группа – общая дегенерация (ZIP общая дегенерация )
    Результат : заполненная таблица.(слайд 3)
      2. Основные пути эволюционного процесса.
    1. Ароморфоз – основной путь прогрессивной эволюции, так шла эволюция от одноклеточных к многоклеточным, от двухслойных к трехслойным и т. д.
    2. Идиоадаптация – эволюция идет вширь на одном уровне организации.
    3. Общая дегенерация – переход на нижеследующий уровень.
    3. Соотношения различных путей эволюции.
    В процессе филогенеза (пояснить термин) происходила смена одного пути эволюции другим.
    В эволюции различных групп живых организмов ароморфоз происходит значительно реже, чем идиоадаптация.
    Новые, более высокоорганизованные группы возникают путем ароморфоза и при этом часто переходят в новую среду обитания (например,  выход животных на сушу). Далее эволюция продолжается уже путем идиоадаптации, иногда дегенерации. Каждый ароморфоз открывает новые возможности для идиоадаптации, которая обеспечивает более полное заселение среды благодаря захвату в ней различных местообитаний без повышения уровня организации.
    V. Закрепление. Найдите соответствие:( Слайд 4)
    Лабораторная работа: « Определение  ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений» (Приложение) 
    
    VI. Итоги урока
          VII. Рефлексия. 
    Объясните, на каком уровне вы находитесь:
    -знаю и объясню другому;
    -знаю;
    -сомневаюсь, что знаю;
    -не знаю.
        
    VIII. Домашняя работа. Стр60-66 вопросы:2-6
    
    
     

    Автор(ы): Кузнецова И. И.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку

Другие материалы