Кузнецова Ирина Ивановна
учитель биологии
МАОУ «Семеновская основная
общеобразовательная школа»
Пономаревского района
Название предмета: Биология
Класс: 9
УМК: «Биология. Общие закономерности».
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2004г.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21
Место урока в системе уроков по теме - 12
Цель урока: изучить основные направления эволюционного процесса.
Задачи урока: образовательная: рассмотреть основные направления эволюции, выявить их роль и закономерности;
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать;
воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению эволюционного процесса
Планируемые результаты: ученик должен
иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
знать определения: «микро-, макроэволюция», «биологический прогресс, регресс».
уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.
Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация, видеофильм.
Содержание урока.
I. Организационный момент.
приветствие;
подготовка аудитории к работе;
наличие учащихся.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос по вопросам стр.58
2. Биологический диктант. По теме
«Эволюционная роль мутаций».
III. Мотивация учебной деятельности.
Проблемные вопросы:
Эволюция – непрерывный процесс. Каковы его закономерности?
Куда идет эволюция?
Собщение темы урока и цели. (записать в тетрадь)(Слайд 1)
Что такое адаптация?
В чем биологический смысл адаптации?
IV.Изучение нового материала.
1. Биологические последствия адаптации.
(беседа).
– Что такое адаптация, адаптациогенез?
- В чем их биологический смысл?
Формирование приспособлений способствует выживанию и в конечном итоге приводит к
процветанию вида.
– Что означает процветание вида? (Размножение / расселение.)
Если вид активно размножается и расселяется, то он занимает большой ареал, на протяжении которого действуют различные факторы. Таким образом, особи оказываются в различных условиях и неодинаково подвергаются действию Е. о.
Рассмотрите схему (таблицу) «Эволюция основных групп живых организмов» (рис. 47, с. 80 учебника.)
Обратите внимание, как идёт эволюционное развитие? ( эволюция в целом идет от низшего к высшему, от простого к сложному, от примитивного к прогрессивному.)
Приведите примеры, иллюстрирующие ход эволюции от простого к сложному. (Одноклеточный организм / колониальные организмы / многоклеточный организм.)
Учитель выдвигает на обсуждение проблемные вопросы: (Слайд3)
– Новый вид всегда сложнее, чем его предки?
– Кто более прогрессивен: человек или таракан? Почему?
– Что означает прогрессивное развитие?
Понятие о двух главных направлениях эволюции - биологическом прогрессе и биологическом регрессе возникло в науке благодаря исследованиям академиков А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. А.Н. Северцов описал пути движения к биологическому прогрессу:
(Сообщение учащегося о Северцове)(АрхивZIP)
Биологический прогресс представляет собой результат успеха в борьбе за существование.
– Что такое биологический прогресс?
Учащиеся пробуют самостоятельно сформулировать определение.
– Как проявляется биологический регресс?
– К чему в конечном итоге он приводит?
(Уменьшение численности / вымирание.)(Слайд4)
Учитель: Запишите в тетрадь определения.
– Приведите примеры животных (растений) нашей области, находящихся на грани вымирания (см.: Красная книга Оренбургской области).
– Что такое микроэволюция? Каковы результаты микроэволюции? (Это процесс видообразования. Результат: появление новых видов).
2.Понятие о макроэволюции.
Учитель: Эволюцию более крупных систематических групп называют макроэволюцией. Если микроэволюция приводит к образованию новых видов, то каким будет результат макроэволюции? (Возникновение новых типов, классов, отрядов, семейств.)(Слайд 6)
Учащиеся (делают записи в тетради)
Таким образом, в эволюционном процессе выделяют два уровня: (Слайд 2)
1) микроэволюционный;
2) макроэволюционный
V. Закрепление. (Cлайд 7)
–Может ли деятельность человека рассматриваться в качестве фактора биологического прогресса?
Почему?
В чем биологический смысл различных направлений эволюции?
VI. Итоги урока.
VII. Рефлексия.
Объясните, на каком уровне вы находитесь:
-знаю и объясню другому;
-знаю;
-сомневаюсь, что знаю;
-не знаю.
VII. Домашнее задание. Стр.59 вопрос1стр.66 Заполнить таблицу(Слайд 5)
Автор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx