Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 13. Биологические последствия адаптаций (Кузнецова И.И.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузнецова Ирина Ивановна 
                                                                                                                             учитель биологии
     МАОУ «Семеновская основная 
                                                                                                                    общеобразовательная школа» 
                                                                                                                               Пономаревского района
    
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: «Биология. Общие закономерности». 
    С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.    2004г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21
    Место урока в системе уроков по теме - 12
    Цель урока: изучить основные направления эволюционного процесса.
    Задачи урока: образовательная: рассмотреть основные направления эволюции, выявить их роль и закономерности;
    развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать;
    воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению эволюционного процесса
    Планируемые результаты: ученик должен
     иметь  представление о   работах    отечественных    ученых-эволюционистов;
    знать   определения: «микро-, макроэволюция», «биологический  прогресс,  регресс».
    уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.
    Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  презентация,  видеофильм.
    Содержание урока.
    I.   Организационный момент.
    приветствие;
    подготовка аудитории к работе;
    наличие учащихся.
    II. Актуализация  опорных знаний. 
    Проверка домашнего задания.
    1.Фронтальный опрос по вопросам стр.58
      2. Биологический диктант. По теме
      «Эволюционная роль мутаций».
    III. Мотивация учебной деятельности.
                    Проблемные вопросы:
       Эволюция – непрерывный процесс. Каковы его закономерности? 
    Куда идет эволюция?
          Собщение темы урока и цели. (записать в тетрадь)(Слайд 1)
           Что такое адаптация?
          В чем биологический смысл адаптации?
          IV.Изучение нового материала.
    1. Биологические последствия адаптации. 
        (беседа).
          – Что такое адаптация, адаптациогенез?
      - В чем их биологический смысл?
    Формирование приспособлений способствует выживанию и в конечном итоге приводит к   
        процветанию вида.
    – Что означает процветание вида? (Размножение / расселение.)
    Если вид активно размножается и расселяется, то он занимает большой ареал, на протяжении которого действуют различные факторы. Таким образом, особи оказываются в различных условиях и неодинаково подвергаются действию Е. о.
    Рассмотрите схему (таблицу) «Эволюция основных групп живых организмов» (рис. 47, с.  80 учебника.)
    Обратите внимание, как идёт эволюционное развитие? ( эволюция в целом идет от низшего к высшему, от простого к сложному, от примитивного к прогрессивному.)
    Приведите примеры, иллюстрирующие ход эволюции от простого к сложному. (Одноклеточный организм / колониальные организмы / многоклеточный организм.)
    Учитель выдвигает на обсуждение проблемные вопросы: (Слайд3)
    – Новый вид всегда сложнее, чем его предки?
    – Кто более прогрессивен: человек или таракан? Почему?
    – Что означает прогрессивное развитие? 
    Понятие о двух главных направлениях эволюции - биологическом прогрессе и биологическом регрессе возникло в науке благодаря исследованиям академиков А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. А.Н. Северцов описал пути движения к биологическому прогрессу:
    (Сообщение учащегося о Северцове)(АрхивZIP)
    Биологический прогресс представляет собой результат успеха в борьбе за существование.
    – Что такое биологический прогресс?
    Учащиеся пробуют самостоятельно сформулировать определение.
    – Как проявляется биологический регресс?
    – К чему в конечном итоге он приводит?
    (Уменьшение численности / вымирание.)(Слайд4)
    Учитель: Запишите в тетрадь определения.
    – Приведите примеры животных (растений) нашей области, находящихся на грани вымирания (см.: Красная книга Оренбургской  области).
    – Что такое микроэволюция? Каковы  результаты микроэволюции? (Это процесс видообразования. Результат: появление новых видов).
    2.Понятие о макроэволюции.  
    Учитель: Эволюцию более крупных систематических групп называют макроэволюцией.   Если микроэволюция приводит к образованию новых видов, то каким будет результат макроэволюции? (Возникновение новых типов, классов, отрядов, семейств.)(Слайд 6)
    Учащиеся (делают записи в тетради)
    Таким образом, в эволюционном процессе выделяют два уровня: (Слайд 2)
    1) микроэволюционный;
    2) макроэволюционный 
    V. Закрепление. (Cлайд 7)
    –Может ли деятельность человека рассматриваться в качестве  фактора биологического прогресса?
    Почему?
    В чем биологический смысл различных направлений эволюции?
    VI. Итоги урока.
    VII. Рефлексия.
    Объясните, на каком уровне вы находитесь:
    -знаю и объясню другому;
    -знаю;
    -сомневаюсь, что знаю;
    -не знаю.
    VII.  Домашнее задание. Стр.59 вопрос1стр.66 Заполнить таблицу(Слайд 5)
     

    Автор(ы): Кузнецова И. И.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку