Кузнецова Ирина Ивановна учитель биологии МАОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2004г. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21 Место урока в системе уроков по теме - 12 Цель урока: изучить основные направления эволюционного процесса. Задачи урока: образовательная: рассмотреть основные направления эволюции, выявить их роль и закономерности; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать; воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению эволюционного процесса Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов; знать определения: «микро-, макроэволюция», «биологический прогресс, регресс». уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции. Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация, видеофильм. Содержание урока. I. Организационный момент. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся. II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. 1.Фронтальный опрос по вопросам стр.58 2. Биологический диктант. По теме «Эволюционная роль мутаций». III. Мотивация учебной деятельности. Проблемные вопросы: Эволюция – непрерывный процесс. Каковы его закономерности? Куда идет эволюция? Собщение темы урока и цели. (записать в тетрадь)(Слайд 1) Что такое адаптация? В чем биологический смысл адаптации? IV.Изучение нового материала. 1. Биологические последствия адаптации. (беседа). – Что такое адаптация, адаптациогенез? - В чем их биологический смысл? Формирование приспособлений способствует выживанию и в конечном итоге приводит к процветанию вида. – Что означает процветание вида? (Размножение / расселение.) Если вид активно размножается и расселяется, то он занимает большой ареал, на протяжении которого действуют различные факторы. Таким образом, особи оказываются в различных условиях и неодинаково подвергаются действию Е. о. Рассмотрите схему (таблицу) «Эволюция основных групп живых организмов» (рис. 47, с. 80 учебника.) Обратите внимание, как идёт эволюционное развитие? ( эволюция в целом идет от низшего к высшему, от простого к сложному, от примитивного к прогрессивному.) Приведите примеры, иллюстрирующие ход эволюции от простого к сложному. (Одноклеточный организм / колониальные организмы / многоклеточный организм.) Учитель выдвигает на обсуждение проблемные вопросы: (Слайд3) – Новый вид всегда сложнее, чем его предки? – Кто более прогрессивен: человек или таракан? Почему? – Что означает прогрессивное развитие? Понятие о двух главных направлениях эволюции - биологическом прогрессе и биологическом регрессе возникло в науке благодаря исследованиям академиков А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. А.Н. Северцов описал пути движения к биологическому прогрессу: (Сообщение учащегося о Северцове)(АрхивZIP) Биологический прогресс представляет собой результат успеха в борьбе за существование. – Что такое биологический прогресс? Учащиеся пробуют самостоятельно сформулировать определение. – Как проявляется биологический регресс? – К чему в конечном итоге он приводит? (Уменьшение численности / вымирание.)(Слайд4) Учитель: Запишите в тетрадь определения. – Приведите примеры животных (растений) нашей области, находящихся на грани вымирания (см.: Красная книга Оренбургской области). – Что такое микроэволюция? Каковы результаты микроэволюции? (Это процесс видообразования. Результат: появление новых видов). 2.Понятие о макроэволюции. Учитель: Эволюцию более крупных систематических групп называют макроэволюцией. Если микроэволюция приводит к образованию новых видов, то каким будет результат макроэволюции? (Возникновение новых типов, классов, отрядов, семейств.)(Слайд 6) Учащиеся (делают записи в тетради) Таким образом, в эволюционном процессе выделяют два уровня: (Слайд 2) 1) микроэволюционный; 2) макроэволюционный V. Закрепление. (Cлайд 7) –Может ли деятельность человека рассматриваться в качестве фактора биологического прогресса? Почему? В чем биологический смысл различных направлений эволюции? VI. Итоги урока. VII. Рефлексия. Объясните, на каком уровне вы находитесь: -знаю и объясню другому; -знаю; -сомневаюсь, что знаю; -не знаю. VII. Домашнее задание. Стр.59 вопрос1стр.66 Заполнить таблицу(Слайд 5)
Автор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx