Кузнецова Ирина Ивановна учитель биологии МАОУ «Семеновская основная общеобразовательная школа» Пономаревского района Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2004г. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Вид, его критерии и структура. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21 Место урока в системе уроков по теме - 10 Цель урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру. Задачи урока: образовательная: рассмотреть уровни эволюционного процесса, показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры; выявить критерии вида и его структуру; развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с определениями, устанавливать причинно-следственные связи, формировать выводы; воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, занимавшихся изучением микроэволюционных процессов. Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых в этой области; знать: определение понятия «вид», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»; уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида. Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация, гербарии. Содержание урока. I.Организационный момент. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся. II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос (по вопросам на с. 52). III. Формулировка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. Мир живых существ состоит из огромного количества отличных друг от друга растений, животных, грибов, микроорганизмов. Все они смогли образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась к жизни при определенных условиях среды. Как можно отличить один вид от другого? Предполагаемый ответ: Один вид от другого можно отличить по различным признакам. Учитель: Сегодня мы как раз и займемся разбором этих групп признаков или критериев. Нам необходимо будет усвоить понятия «вид», «критерии вида», выяснить многообразие видов и их значение. Тема нашего урока , которую необходимо записать в тетради «Критерии вида».(учащиеся записывают тему урока в тетрадях). IV. Изучение новой темы. 1. Уровни эволюционного процесса (беседа). – Что такое эволюция? – Что такое эволюционная теория? - Эволюционный процесс? (Идет совместное обсуждение этих понятий, затем учитель делает обобщение.) Существует огромное число определений эволюции. Каждый ученый дает свое определение эволюционного процесса, исходя из своей специализации. Даже ученые одной области знаний дают различные определения, если один из них теоретик, а другой – практик. Пример: Завацкий: «Эволюционный процесс – образование новых адаптаций, повышение устойчивости организмов…». Шмальгаузен: «Эволюционный процесс – происходящий при смене поколений организмов процесс приспособления биологических систем к условиям окружающей среды». Выделяют следующие уровни эволюционного процесса: 1. Микроэволюционный. 2. Макроэволюционный (изучает эволюцию рода, семейств и т. д.). Учение о микроэволюции – центральный раздел современного эволюционного учения, рассматривающий механизм эволюционного процесса, действующий при возникновении новых видов. На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения – это разные стороны развития адаптаций. Микроэволюция – эволюционные изменения, которые идут внутри вида и приводят к его дифференцировке, завершаясь видообразованием. Коротко вспомним историю изучения «вида». ( Работа одного из учащихся у доски. На доске заранее нужно сделать три графы.) Задание: внести в данную схему фамилии ученых, взгляды которых соответствовали этим тезисам. 2. Рассказ учителя об истории учения о виде ( обратить внимание учащихся на то, что данного вопроса нет в учебнике) По Линнею, вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизведению. По его мнению, виды – реально существующие единицы природы ,ограниченные друг от друга рядом постоянных черт, потому что каждый из них создан определенным творческим актом. Напротив, Ламарк полагал, что природа создала исключительно однородных особей , а виды - воображаемые категории придуманные человеком для облегчения классификации. Но Ламарк считал , что в природе происходит изменение особей. Ч. Дарвин не принял ни одну одну , ни другую точку зрения и привел свои аргументы (запись в тетрадь). -Виды реально существуют , но развития нет.(К.Линней.) -Видов нет, они – плод воображения , но историческое развитие в природе есть.(Жан Батист Ламарк.) -Виды реально существуют , относительно постоянны и являются результатом исторического развития (Ч.Дарвин). Схема «История изучения вида» «Виды неизменны и созданы творцом» «Виды изменчивы, поэтому нет вида, нет эволюции» «Вид устойчив и реален» К. Линней Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвин 3. Понятие вида. Его структура и критерии. Проблема изучения вида актуальна на сегодняшний день. До сих пор идет спор о критериях вида. Джонатан Свифт в одном из «Путешествий Гулливера» населил острова людьми-лилипутами. Английский писатель не знал о таком явлении, как островная карликовость, но довольно точно его описал. Исходя из аналогии в животном мире, величина отдельных видов млекопитающих, обитающих на протяжении многих поколений на островах без хищников, в ходе видообразования существенно уменьшается. Например, еще тысячу лет назад на Мадагаскаре жили бегемоты размером с поросенка, а по Средиземноморским островам 9 тысяч лет назад ходили слоны, не превышающие по высоте обычную лошадь. Эти животные отделились от основной популяции, и в ходе тысячелетий эволюции создали свои, отдельные виды. Понятие «вид» в эволюционной теории Вид – это совокупность особей, сходных по биохимическим и морфофизиологическим признакам, способных скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и образовывать общий ареал. Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида. (Записать в тетрадь) Вид непрерывен во времени. Он возникает, существует в неизменном виде неопределенно долго или постоянно меняется. Одни виды исчезают бесследно, а другие дают начало новым ветвям. Вид – это основной таксон биологической классификации. Термин «вид» был введен еще в XVII веке английским ученым Джоном Рэем (слайд 2). Рэй отметил, что особи разных видов отличаются по строению и не скрещиваются друг с другом. Большой вклад в дальнейшую разработку понятия «вид» внес в XVIII веке шведский ученый Карл Линней (слайд 3).Он говорил, что виды – это объективно существующие в природе образования, которые не скрещиваются между собой.Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк (слай 4). В то время как волк, шакал и лисица внешне более сходны, так как они принадлежат к одному семейству – волчьих (слайд 5).Еще большая степень сходства во внешности у видов внутри одного рода (слай. 6).А внутри одного вида отличие и вовсе малозначимо, поэтому вид начали рассматривать как основную классификационную единицу (слайд. 7).Это имело огромное значение для развития систематики. Признаки, по которым один вид можно отличить от другого, называются критериями вида. Особи одного вида обычно неравномерно занимают весь ареал, они образуют скопления, внутри которых возможно свободное скрещивание. Такая совокупность особей одного вида, занимающих общую территорию и свободно скрещивающихся между собой, называется популяцией. (записать в тетрадь) Таким образом, вид состоит из совокупности популяций. Иногда такие популяции могут пересекаться, иногда они отстоят очень далеко друг от друга. Некоторые виды могут быть представлены вообще одной-единственной популяцией. Таким образом, для каждого вида характерна своя популяционная структура. Видообразование, согласно современным данным, связано с изоляций отдельных популяций, которые дают начало новым видам. Разделяют виды или непреодолимые препятствия, например горные хребты, реки , или просто неудобные для жизни и необеспеченные пищей регионы (слайды 8 и 9). Любая изоляция относительная. Так, например, две дубравы, отстоящие на километр, при возможном переносе пыльцы на сотни метров можно считать изолированными. Однако во время бури пыльца может переноситься на несколько километров, и эти дубравы уже не могут считаться изолированными. Характер распределения особей между популяциями называется популяционной структурой вида. 4.Критерии вида. (поисковая беседа) Морфологический критерий – определяет сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Генетический критерий – определяет сходства наследственной информации этих особей. Физиологический критерий – определяет принципы функционирования органов и тканей. Биохимический критерий – принципы строения биологических полимеров. Экологический критерий – определяет приспособляемость к условиям среды. Учитель: Итак, виды могут отличаться друг от друга определенным набором свойств, которые можно объединить в группы – критерии. В 1700 году Джон Рей попытался впервые определить критерии вида, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду. Он считал ,что все индивидуумы , принадлежащие данному виду могут свободно скрещиваться в природе ипродуцировать потомство. Даже если среди потомства в одном выводке появляются два отчетливо различных организма ,они будут принадлежать к одному виду. Карл Линней определял вид как целостные группы организмов ,отличные от других жизненных форм по признакам строения Критериями вида называют характерные признаки и свойства , по которым одни виды отличаются от других. Признаки строения, которые использовал Линней для выделения видов, дают нам пример морфологического критерия. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что лежит в основе этого критерия? Предполагаемый ответ: В основе данного критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения. Вопрос : Как вы думаете, что лежит в основе физиологического критерия? Ответ : В основе физиологического критерия лежит сходство процессов жизнедеятельности. Дополнения учителя. Немаловажным в данном критерии является сходство размножения , что определяет возможность получения потомства при скрещивании. Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий (физиологический критерий) Рассказ учителя: Со временем было установлено, что ни морфологическое, ни физиологическое сходство , не могут служить достаточно надежными критериями вида. Не всегда срабатывает физиологический критерий , т.к. например, при скрещивании собак с волком получается плодовитое потомство. А ведь это разные виды. Подобный результат получается при скрещивании тополя и ивы. Не всегда срабатывает и морфологический критерий ,т.к. внешне неразличимые группы организмов могут принадлежать к различным видам. Ученые обнаружили так называемые виды – двойники , различающиеся лишь набором хромосом . Учитель: В связи с этим давайте решим биологическую задачу. Установлено , что под названием «черная крыса « скрываются два вида – двойника : крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий? Предполагаемый ответ: Данный критерий называется генетический , т.к. у каждого вида характерный набор хромосом, их размеры , форма , состав ДНК. Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – генетический критерий). Учитель: Принципы строения биологических полимеров –это.. Ответ: биохимический критерий. Учитель: Немаловажное значение имеет место вида в природных сообществах, его специализация в отношении пищевых ресурсов, территорий и др ,набор факторов внешней среды ,необходимых для существования вида. Вопрос: Как вы думаете, данные параметры, можно отнести к какому, критерию? Предполагаемый ответ: Место вида в природных сообществах, его специализация, набор факторов внешней среды – это экологический критерий. Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях –экологический критерий). Учитель : Давайте решим еще одну биологическую задачу. Зубр и бизон – два вида , относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой и в неволе дают плодовитое потомство зубробизоны. В природе не скрещиваются , т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе , а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида? Предполагаемый ответ: Данный критерий можно назвать географическим. Дополнение учителя: Географический критерий вида – область распространения вида в природе (ареал). Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – географический критерий). Учитель: Еще существует исторический критерий вида. Как вы думаете , что он включает в себя? Предполагаемый ответ: Исторический критерий отражает единую историю возникновения и развития вида , общность предков. Вопрос учителя: Давайте сделаем вывод имеется ли абсолютный критерий вида или о принадлежности к виду можем судить по совокупности нескольких критериев? Вывод формулируется учащимися: Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность живого организма. (после формулирования вывода он записывается учащимися в тетради) V. Закрепление нового материала (беседа). Учитель: Давайте ответим на вопросы. Учитель : Что такое вид? Предположительный ответ: Вид – совокупность организмов, характеризую-щихся общностью происхождения , обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании. Учитель: Какие критерии вида вы узнали на этом уроке? Предположительный ответ: Существуют следующие критерии вида: морфологический , физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Учитель: Можно ли характеризовать вид по одному какому-либо критерию? Предположительный ответ: Различные критерии связаны между собой и только в совокупности определяют целостность и единство вида. Учитель: (демонстрирует гербарный экземпляр касатика желтого и раздает учащимся текст с описанием растения –касатика желтого ) Прочитайте текст определите, о каких критериях вида идет речь. Содержание текста. Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным корневищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками околоцветника. Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах. Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы. Предположительные ответы учащихся: 1.О морфологическом критерии говорится в следующей части текста: «Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным корневищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками околоцветника ». 2.Об экологическом критерии говорится в следующей части текста: «Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах. 3.О географическом критерии говорится в следующей части текста: «Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы. VI. Итоги урока. (Вывод) VII. Рефлексия. VIII. Домашнее задание: стр 53-55 вопросы 1-6 пояснить вопрос 5.
Автор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx