Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 11.Вид, его критерии и структура (Кузнецова И.И.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузнецова Ирина Ивановна 
                                                                                                                             учитель биологии
     МАОУ «Семеновская основная 
                                                                                                                           общеобразовательная школа» 
                                                                                                                               Пономаревского района
    
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: «Биология. Общие закономерности». 
    С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.    2004г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Вид, его критерии и структура.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21
    Место урока в системе уроков по теме - 10
    Цель урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.
    Задачи урока:
     образовательная: рассмотреть уровни эволюционного процесса,   
                                     показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры;  
                                       выявить критерии вида и его структуру;
    развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с определениями, 
                                  устанавливать причинно-следственные связи, формировать выводы;
    воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, 
                                           занимавшихся изучением микроэволюционных процессов.
    
    Планируемые результаты: 
    ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых в этой 
                                                                                         области;
    знать: определение понятия «вид», основные критерии вида и его структуру, понятия 
                    «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;
    уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.
     
    Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  презентация, гербарии.
    Содержание урока.
        I.Организационный момент.
     приветствие;
    подготовка аудитории к работе;
    наличие учащихся.
    II. Актуализация  опорных знаний. 
               Проверка домашнего задания
              Фронтальный опрос (по вопросам на с. 52).
    III. Формулировка целей и задач урока.
           Мотивация учебной деятельности.
    Сообщение темы, цели. Мир живых существ состоит из огромного количества отличных друг от друга растений, животных,  грибов, микроорганизмов. Все они смогли
    образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась к жизни при определенных условиях среды. Как можно отличить один вид от другого?
    Предполагаемый ответ: Один вид от другого можно отличить по различным признакам.
    Учитель: Сегодня мы как раз и займемся разбором этих групп признаков или
    критериев. Нам необходимо будет усвоить понятия «вид», «критерии вида», выяснить многообразие видов и их значение. 
    Тема нашего урока , которую необходимо записать в тетради «Критерии вида».(учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
    
    IV. Изучение новой темы.
    1. Уровни эволюционного процесса (беседа).
    – Что такое эволюция?
    – Что такое эволюционная теория?
    - Эволюционный процесс?
    (Идет совместное обсуждение этих понятий, затем учитель делает обобщение.)
     Существует огромное число определений эволюции. Каждый ученый дает свое определение эволюционного процесса, исходя из своей специализации. Даже ученые одной области знаний дают различные определения, если один из них теоретик, а другой – практик.
    Пример:
    Завацкий: «Эволюционный процесс – образование новых адаптаций, повышение устойчивости организмов…».
    Шмальгаузен: «Эволюционный процесс – происходящий при смене поколений организмов процесс приспособления биологических систем к условиям окружающей среды».
    Выделяют следующие уровни эволюционного процесса:
    1. Микроэволюционный.
    2. Макроэволюционный (изучает эволюцию рода, семейств и т. д.).
    Учение о микроэволюции – центральный раздел современного эволюционного учения, рассматривающий механизм эволюционного процесса, действующий при возникновении новых видов.
    На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения – это разные стороны развития адаптаций.
    Микроэволюция – эволюционные изменения, которые идут внутри вида и приводят к его дифференцировке, завершаясь видообразованием.
    Коротко вспомним историю изучения «вида». ( Работа одного из учащихся у доски. На доске заранее нужно сделать три графы.)
    Задание: внести в данную схему фамилии ученых, взгляды которых соответствовали этим тезисам. 
    2. Рассказ учителя об истории учения о виде ( обратить внимание учащихся на то, что данного вопроса нет в учебнике)
    По Линнею, вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизведению.
    По его мнению, виды – реально существующие единицы природы ,ограниченные друг от друга рядом постоянных черт, потому что каждый из них создан определенным творческим актом.
    Напротив, Ламарк полагал, что природа создала исключительно однородных особей , а виды - воображаемые категории придуманные человеком для облегчения классификации. Но Ламарк считал , что в природе происходит изменение особей. Ч. Дарвин не принял ни одну одну , ни другую точку зрения и привел свои аргументы (запись в тетрадь).
    -Виды реально существуют , но развития нет.(К.Линней.)
    -Видов нет, они – плод воображения , но историческое развитие в природе есть.(Жан Батист Ламарк.)
    -Виды реально существуют , относительно постоянны и являются результатом исторического развития (Ч.Дарвин).
    
    
                                            Схема «История изучения вида»
    «Виды неизменны
    и созданы творцом»
    «Виды изменчивы, 
    поэтому нет вида, нет эволюции»
    «Вид устойчив
    и реален»
    К. Линней
    Ж. Б. Ламарк
    Ч. Дарвин
    
    
    3. Понятие вида. Его структура и критерии.
        Проблема изучения вида актуальна на сегодняшний день. До сих пор идет спор о критериях вида. Джо­на­тан Свифт в одном из «Пу­те­ше­ствий Гул­ли­ве­ра» на­се­лил ост­ро­ва лю­дь­ми-ли­ли­пу­та­ми. Ан­глий­ский пи­са­тель не знал о таком яв­ле­нии, как ост­ров­ная кар­ли­ко­вость, но до­воль­но точно его опи­сал. Ис­хо­дя из ана­ло­гии в жи­вот­ном мире, ве­ли­чи­на от­дель­ных видов мле­ко­пи­та­ю­щих, оби­та­ю­щих на про­тя­же­нии мно­гих по­ко­ле­ний на ост­ро­вах без хищ­ни­ков, в ходе ви­до­об­ра­зо­ва­ния су­ще­ствен­но умень­ша­ет­ся. На­при­мер, еще ты­ся­чу лет назад на Ма­да­га­ска­ре жили бе­ге­мо­ты раз­ме­ром с по­ро­сен­ка, а по Сре­ди­зем­но­мор­ским ост­ро­вам 9 тысяч лет назад хо­ди­ли слоны, не пре­вы­ша­ю­щие по вы­со­те обыч­ную ло­шадь. Эти жи­вот­ные от­де­ли­лись от ос­нов­ной по­пу­ля­ции, и в ходе ты­ся­че­ле­тий эво­лю­ции со­зда­ли свои, от­дель­ные виды.
    По­ня­тие «вид» в эво­лю­ци­он­ной тео­рии
    Вид – это со­во­куп­ность осо­бей, сход­ных по био­хи­ми­че­ским и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ским при­зна­кам, спо­соб­ных скре­щи­вать­ся между собой, да­вать пло­до­ви­тое потом­ство и об­ра­зо­вы­вать общий ареал. Особи, при­над­ле­жа­щие к од­но­му виду, не скре­щи­ва­ют­ся с осо­бя­ми дру­го­го вида. (Записать в тетрадь)
    Вид непре­ры­вен во вре­ме­ни. Он воз­ни­ка­ет, су­ще­ству­ет в неиз­мен­ном виде неопре­де­лен­но долго или по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся. Одни виды ис­че­за­ют бес­след­но, а дру­гие дают на­ча­ло новым вет­вям. 
    Вид – это ос­нов­ной так­сон био­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции.
    Тер­мин «вид» был вве­ден еще в XVII веке ан­глий­ским уче­ным Джо­ном Рэем (слайд 2).       Рэй от­ме­тил, что особи раз­ных видов от­ли­ча­ют­ся по стро­е­нию и не скре­щи­ва­ют­ся друг с дру­гом.                                                                                                                                                            Боль­шой вклад в даль­ней­шую раз­ра­бот­ку по­ня­тия «вид» внес в XVIII веке швед­ский уче­ный Карл Лин­ней (слайд 3).Он го­во­рил, что виды – это объ­ек­тив­но су­ще­ству­ю­щие в при­ро­де об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые не скре­щи­ва­ют­ся между собой.Так, на­при­мер, явно раз­ли­ча­ют­ся между собой по внеш­ним при­зна­кам мед­ведь и волк (слай 4). В то время как волк, шакал и ли­си­ца внешне более сход­ны, так как они при­над­ле­жат к од­но­му се­мей­ству – вол­чьих (слайд 5).Еще боль­шая сте­пень сход­ства во внеш­но­сти у видов внут­ри од­но­го рода (слай. 6).А внут­ри од­но­го вида от­ли­чие и вовсе ма­ло­зна­чи­мо, по­это­му вид на­ча­ли рас­смат­ри­вать как ос­нов­ную клас­си­фи­ка­ци­он­ную еди­ни­цу (слайд. 7).Это имело огром­ное зна­че­ние для раз­ви­тия си­сте­ма­ти­ки. При­зна­ки, по ко­то­рым один вид можно от­ли­чить от дру­го­го, на­зы­ва­ют­ся кри­те­ри­я­ми вида. Особи од­но­го вида обыч­но нерав­но­мер­но за­ни­ма­ют весь ареал, они об­ра­зу­ют скоп­ле­ния, внут­ри ко­то­рых воз­мож­но сво­бод­ное скре­щи­ва­ние.
    Такая со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида, за­ни­ма­ю­щих общую тер­ри­то­рию и сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся между собой, на­зы­ва­ет­ся по­пу­ля­ци­ей. (записать в тетрадь)
    Таким об­ра­зом, вид со­сто­ит из со­во­куп­но­сти по­пу­ля­ций. Ино­гда такие по­пу­ля­ции могут пе­ре­се­кать­ся, ино­гда они от­сто­ят очень да­ле­ко друг от друга.
    Неко­то­рые виды могут быть пред­став­ле­ны во­об­ще од­ной-един­ствен­ной по­пу­ля­ци­ей. Таким об­ра­зом, для каж­до­го вида ха­рак­тер­на своя по­пу­ля­ци­он­ная струк­ту­ра. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние, со­глас­но со­вре­мен­ным дан­ным, свя­за­но с изо­ля­ций от­дель­ных по­пу­ля­ций, ко­то­рые дают на­ча­ло новым видам. Раз­де­ля­ют виды или непре­одо­ли­мые пре­пят­ствия, на­при­мер гор­ные хреб­ты, реки , или про­сто неудоб­ные для жизни и необес­пе­чен­ные пищей ре­ги­о­ны (слайды 8 и 9).
    Любая изо­ля­ция от­но­си­тель­ная. Так, на­при­мер, две дуб­ра­вы, от­сто­я­щие на ки­ло­метр, при воз­мож­ном пе­ре­но­се пыль­цы на сотни мет­ров можно счи­тать изо­ли­ро­ван­ны­ми. Од­на­ко во время бури пыль­ца может пе­ре­но­сить­ся на несколь­ко ки­ло­мет­ров, и эти дуб­ра­вы уже не могут счи­тать­ся изо­ли­ро­ван­ны­ми.
    Ха­рак­тер рас­пре­де­ле­ния осо­бей между по­пу­ля­ци­я­ми на­зы­ва­ет­ся по­пу­ля­ци­он­ной струк­ту­рой вида.
    4.Кри­те­рии вида. (поисковая беседа)
    Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет сход­ство внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния осо­бей од­но­го вида.
    Ге­не­ти­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет сход­ства на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции этих осо­бей.
    Фи­зио­ло­ги­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет прин­ци­пы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ор­га­нов и тка­ней.
    Био­хи­ми­че­ский кри­те­рий – прин­ци­пы стро­е­ния био­ло­ги­че­ских по­ли­ме­ров.
    Эко­ло­ги­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет при­спо­соб­ля­е­мость к усло­ви­ям среды.
    Учитель: Итак, виды могут от­ли­чать­ся друг от друга опре­де­лен­ным на­бо­ром свойств, ко­то­рые можно объ­еди­нить в груп­пы – кри­те­рии.
          В 1700 году  Джон Рей попытался впервые определить критерии вида, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду. Он считал ,что все индивидуумы , принадлежащие данному виду могут свободно скрещиваться в природе ипродуцировать потомство. Даже если среди потомства в одном выводке появляются два отчетливо различных организма ,они будут принадлежать к одному виду.
            Карл Линней определял вид как целостные группы организмов ,отличные от других жизненных форм по признакам строения
    Критериями вида называют характерные признаки и свойства , по которым одни виды отличаются от других. 
    Признаки строения, которые использовал Линней для выделения видов,  дают нам пример морфологического критерия.
    Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что лежит в основе этого критерия?
    Предполагаемый ответ: В основе данного критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения.
     Вопрос : Как вы думаете, что лежит в основе физиологического критерия?
    Ответ : В основе физиологического критерия лежит сходство процессов жизнедеятельности.
    Дополнения учителя. Немаловажным в данном критерии является сходство размножения , что определяет возможность получения потомства при скрещивании.
    Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий (физиологический критерий)
    Рассказ учителя: Со временем было установлено, что ни морфологическое, ни физиологическое сходство , не могут служить достаточно надежными критериями вида. Не всегда срабатывает физиологический критерий , т.к. например, при скрещивании собак с волком получается плодовитое потомство. А ведь это разные виды. Подобный результат получается при скрещивании тополя и ивы.
    Не всегда срабатывает и морфологический критерий ,т.к. внешне неразличимые группы организмов могут принадлежать к различным видам. Ученые обнаружили так называемые виды – двойники , различающиеся лишь набором хромосом .
    Учитель: В связи с этим давайте решим биологическую задачу.
    Установлено , что под названием «черная крыса « скрываются два вида – двойника : крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?
    Предполагаемый ответ: Данный критерий называется генетический , т.к. у каждого вида характерный набор хромосом, их размеры , форма , состав ДНК.
    Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – генетический критерий). 
    Учитель: Принципы строения биологических полимеров –это..
    Ответ: биохимический критерий. 
    Учитель: Немаловажное значение имеет место вида в природных сообществах, его специализация в отношении пищевых ресурсов, территорий и др ,набор факторов внешней среды ,необходимых для существования вида.
    Вопрос: Как вы думаете, данные параметры, можно отнести к какому, критерию?
    Предполагаемый ответ: Место вида в природных сообществах, его специализация, набор факторов внешней среды – это экологический критерий.
    Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях –экологический критерий).
    Учитель : Давайте решим еще одну биологическую задачу.
    Зубр и бизон – два вида , относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой и в неволе дают плодовитое потомство зубробизоны. В природе не скрещиваются , т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе , а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?
    Предполагаемый ответ: Данный критерий можно назвать географическим.
    Дополнение учителя: Географический критерий вида – область распространения вида в природе (ареал).
    Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – географический критерий).
    Учитель: Еще существует исторический критерий вида. Как вы думаете , что он включает в себя?
    Предполагаемый ответ: Исторический критерий отражает единую историю возникновения и развития вида , общность предков.
    Вопрос учителя: Давайте сделаем вывод имеется ли абсолютный критерий вида или о принадлежности к виду можем судить по совокупности нескольких критериев?
    Вывод формулируется учащимися: Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность живого организма.
    (после формулирования вывода он записывается учащимися в тетради)
    
    
    V. Закрепление нового материала
     (беседа).
    
    Учитель: Давайте ответим на вопросы.
    Учитель : Что такое вид?
    Предположительный ответ: Вид – совокупность организмов, характеризую-щихся общностью происхождения , обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.
    
    Учитель: Какие критерии вида вы узнали на этом уроке?
    Предположительный ответ: Существуют следующие критерии вида:
    морфологический , физиологический, генетический, экологический,
    географический, исторический.
    Учитель: Можно ли характеризовать вид по одному какому-либо критерию?
    Предположительный ответ: Различные критерии связаны между собой и
    только в совокупности определяют целостность и единство вида.
    
    Учитель: (демонстрирует гербарный экземпляр касатика желтого и
    раздает учащимся текст с описанием растения –касатика желтого )
    Прочитайте текст определите, о каких критериях вида идет речь.
    
    Содержание текста.
    Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным корневищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками околоцветника.
    Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.
    Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.
    Предположительные ответы учащихся:
    1.О морфологическом критерии говорится в следующей части текста:
    «Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным корневищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками околоцветника ».
    
    2.Об экологическом критерии говорится в следующей части текста:
    «Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.
    
    3.О географическом критерии говорится в следующей части текста:
    «Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.
    
    VI. Итоги урока. (Вывод)
    VII. Рефлексия.
    
    VIII. Домашнее задание: стр 53-55 вопросы 1-6 пояснить вопрос 5.
     

    Автор(ы): Кузнецова И. И.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку