Кузьмина Екатерина Алексеевна учитель биологии- химии МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК: Базовый учебник:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности. 9 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Тема урока: Физиологические адаптации. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: девятый урок в теме «Эволюция живого мира на Земле» Цель урока: освоение новых знаний о физиологических адаптациях, выявление их значения в природе и место в эволюции живой природы. Задачи урока: изучить многообразие адаптаций, их место и значение в эволюционном процессе, выявить механизм возникновения адаптаций, механизм физиологических адаптаций, их роль; Планируемые результаты обучения Предметные результаты обучения обучающиеся должны знать: определение « физиологическая адаптация», механизм формирования адаптаций; должны уметь: приводить конкретные примеры физиологических адаптаций; Метапредметные результаты обучения: Обучающиеся должны уметь: -ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы; Личностные результаты обучения: Уметь использовать полученные знания для характеристики многообразия физиологических адаптаций, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь, работать с разными источниками информации. Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, изображения животных, растений. Содержание урока: I. Проверка знаний. 1. Работа по вопросам записанным на классной доске: А) Кратко охарактеризуйте основные положения теории Ч .Дарвина. Назовите: -материал для эволюции; -движущую силу эволюции; - результат эволюции (материал для эволюции – наследственная (неопределенная, индивидуальная ) изменчивость. Движущая сила эволюции – естественный отбор. Результат эволюции : многообразие видов, органическая целесообразность, усложнение организации) Б) Почему избыточную численность потомства диких видов растений и животных связывают с естественным отбором и борьбой за существование? Какая форма борьбы за существование имеет наибольшее значение для эволюции? (при избыточной численности потомства, индивидуальная изменчивость (т.е. материал для отбора) представлена очень широко. В природе происходит избирательное уничтожение менее приспособленных особей, выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных. При изменении условий среды перестраивается генетическая структура вида, благодаря размножению новые признаки распространяются, появляется новый вид. 2.Проверка выполнения заданий в рабочей тетради по теме «Забота о потомстве» II. Изучение нового материала. 1. Актуализация. Значение физиологических адаптаций в жизни всех живых организмов очень важно, поэтому необходимо иметь научное представление о механизме их формирования. 2.Вопросы для беседы - Как формируются адаптации в процессе эволюции? - В чем сходство всех адаптаций? (материал – наследственная изменчивость, эволюционные факторы – отбор). При формировании адаптации происходит превращение случайного адаптационного явления в необходимое для популяции и вида формирование признаков и свойств. 3.Физиологические адаптации. Работа с текстом учебника для ответа на вопрос: Что означает термин «физиологическая адаптация»? (совокупность физиологических реакций . лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды) Соответствующие форма и окраска тела, целесообразное поведение обеспечивают успех в борьбе за существование только тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. с физиологической адаптацией (должны быть приспособлены не только внешне, но и внутренне). 4. Прослушивание сообщения ученика «Земноводные- обитатели пустыни?». Обсуждение после прослушивания приспособлений пустынных видов амфибий к среде обитания. 5. Прослушивание сообщения «Снова в воду. Тюлени.» Обсуждение сущности функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме тюленя ,позволяющее ему долго задерживаться в воде. 6. Самостоятельная работа с текстом учебника, (описание значения органов химического чувства у насекомых , змей). Задание для анализа прочитанного материала: -Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи у насекомых, у змей и ночных хищников. 7. Классификация физиологических адаптаций на примере растений: -Проявляющиеся стабильно и общие для всех особей одного вида( клеточные основы, процесс фотосинтеза) -Развивающиеся в строго определенных условиях и чередующиеся в онтогенезе (суточные и сезонные ритмы, фотопериодические реакции, покой) -Необходимые для перенесения стрессовых условий, отражающиеся на структуре (последствия засухи, засоления) галофиты, ксерофиты. - Реализующиеся в течении короткого времени для обеспечения одного из этапов онтогенеза (функция нектарников, зародышевых корней и семядолей, реакция на опыление) - Ненаследственные и обратимые свойства или модификация (временные изменения обменных процессов, морфологическая пластичность организма), имеющая также значение для выживания организма. 8. Задание для самостоятельной работы. Выберите из текста учебника примеры, подтверждающие правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей» . Приведите конкретные примеры. III. Рефлексия. 1. Устная беседа по вопросам учебника на тему: «Физиологическая адаптация». 2. Формулирование вывода о значении физиологических адаптаций в жизни человека, активно занимающегося спортом. Доказать значение тренировок спортсменов в горах для улучшения физических показателей и улучшения спортивных показателей. IV. Домашнее задание. 1. Изучить текст параграфа учебника. 2. Ответить на вопросы рабочей тетради по этой теме. 3. Повторить материал о уровнях организации живой природы и единицах классификации живых организмов.
Автор(ы): Кузьмина Е. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx