Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 10. Физиологические адаптации. Лр Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Инстр. по тб (Кузьмина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузьмина Екатерина   Алексеевна
    учитель биологии- химии
    МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ»
    Пономаревского района
    Название предмета:   биология
    Класс: 9
    УМК: Базовый учебник:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности.  9 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения:          базовый
    Тема урока:   Физиологические адаптации. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:   девятый  урок в теме «Эволюция живого мира на Земле»
    Цель урока: освоение новых знаний о физиологических адаптациях, выявление их значения в природе и место в эволюции живой природы.
    Задачи урока: изучить многообразие адаптаций, их место и значение в эволюционном процессе, выявить механизм возникновения адаптаций, механизм физиологических адаптаций, их роль;
     Планируемые результаты обучения
    Предметные результаты обучения
     обучающиеся  должны знать: определение « физиологическая адаптация», механизм формирования адаптаций;
    должны уметь: 
    приводить конкретные примеры физиологических адаптаций;
    Метапредметные результаты обучения: 
     Обучающиеся должны уметь: 
    -ставить цель деятельности на основе  определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы;
    Личностные результаты обучения:
    Уметь использовать полученные знания для характеристики многообразия физиологических адаптаций, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь, работать  с разными источниками информации. 
    Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, изображения животных, растений.
    Содержание урока:
    I. Проверка знаний.
    1. Работа по вопросам записанным на классной доске:
    А) Кратко охарактеризуйте основные положения теории Ч .Дарвина. Назовите:
    -материал для эволюции;
    -движущую силу эволюции;
    - результат эволюции
    (материал для эволюции – наследственная (неопределенная, индивидуальная ) изменчивость. Движущая сила эволюции – естественный отбор. Результат эволюции : многообразие видов, органическая целесообразность, усложнение организации)
    Б) Почему избыточную численность потомства диких видов растений и животных связывают с естественным отбором и борьбой за существование? Какая форма борьбы за существование имеет наибольшее значение для эволюции?
    (при избыточной численности потомства, индивидуальная изменчивость (т.е. материал для отбора) представлена очень широко. В природе происходит избирательное  уничтожение менее приспособленных особей, выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных. При изменении условий среды перестраивается генетическая структура вида, благодаря размножению новые признаки распространяются, появляется новый вид.
    
    2.Проверка выполнения заданий в рабочей тетради по теме «Забота о потомстве»
    
    II. Изучение нового материала.
    1. Актуализация. 
      Значение физиологических адаптаций в жизни всех живых организмов очень важно, поэтому необходимо иметь научное представление о механизме их формирования.
        2.Вопросы для беседы
      - Как формируются адаптации в процессе эволюции?
    - В чем сходство всех адаптаций? (материал – наследственная изменчивость,     эволюционные  факторы – отбор).
    При формировании  адаптации происходит превращение случайного адаптационного явления в необходимое для популяции и вида формирование признаков и свойств.
    3.Физиологические адаптации. 
    Работа с текстом учебника для ответа на вопрос: Что означает термин «физиологическая адаптация»? (совокупность физиологических реакций . лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение  относительного постоянства его внутренней среды) Соответствующие форма и окраска тела, целесообразное поведение обеспечивают успех в борьбе за существование только тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. с физиологической адаптацией (должны быть приспособлены не только внешне, но и внутренне).
    4. Прослушивание сообщения ученика «Земноводные- обитатели пустыни?». Обсуждение после прослушивания приспособлений пустынных видов амфибий к среде обитания.
    5. Прослушивание сообщения «Снова в воду. Тюлени.» Обсуждение сущности функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме тюленя ,позволяющее ему долго задерживаться в воде.
    6. Самостоятельная работа с текстом учебника, (описание значения органов химического чувства у насекомых , змей).
    Задание для анализа прочитанного материала:
    -Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи у насекомых, у змей и ночных хищников.
    7. Классификация физиологических адаптаций на примере растений:
    -Проявляющиеся стабильно и общие для всех особей одного вида( клеточные основы, процесс фотосинтеза)
    -Развивающиеся в строго определенных условиях и чередующиеся в онтогенезе (суточные и сезонные ритмы, фотопериодические реакции, покой)
    -Необходимые для перенесения стрессовых условий, отражающиеся на структуре (последствия засухи, засоления) галофиты, ксерофиты.
    - Реализующиеся  в течении короткого времени для обеспечения одного из этапов  онтогенеза (функция  нектарников, зародышевых корней и семядолей, реакция на опыление)
    - Ненаследственные и обратимые свойства или  модификация (временные изменения обменных процессов, морфологическая пластичность организма), имеющая также значение для выживания организма.
    8. Задание для самостоятельной работы. Выберите из текста учебника примеры, подтверждающие правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей» . Приведите конкретные примеры.
    III. Рефлексия. 
    1. Устная беседа по вопросам  учебника на тему: «Физиологическая адаптация».
    2. Формулирование вывода о значении физиологических адаптаций в жизни человека, активно занимающегося спортом. Доказать значение тренировок спортсменов в горах для улучшения физических показателей и улучшения спортивных показателей.
    IV. Домашнее задание.
    1. Изучить текст параграфа учебника.
    2. Ответить на вопросы рабочей тетради по этой теме.
    3. Повторить материал о уровнях организации живой природы и единицах классификации живых организмов.
    
    
    
     

    Автор(ы): Кузьмина Е. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx