Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 66. Закономерности наследственности, изменчивости. (Батырева В.И.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Батырева Валентина Ивановна, учитель биологии 
    МАОУ Гимназия №1 Ташлинского района Оренбургской области
    
    Название предмета - Биология
    Класс - 9
    УМК - Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2016 г.
    Уровень обучения - базовый
    Тема урока - Закономерности наследственности, изменчивости».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме – раздел «Обобщение» (5 часов), номер урока 66
    Цель урока - Расширить и закрепить изученный материала по разделам «Генетика» и «Закономерности изменчивости».
    Задачи урока: 
    Образовательная – продолжить формирование у учащихся знаний наследственности и изменчивости организмов.
    Развивающая  - показать необходимость генетических знаний для прогнозирования наследственных заболеваний.
    Воспитательная - формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.
    Планируемые результаты –
    давать аргументированную оценку новой информации по изученной теме; 
    работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять схемы, таблицы, задания;
    решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
    владеть языком предмета.
    Техническое обеспечение урока – компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийный диск «Биология. Общие закономерности»,  электронное интерактивное приложение 6-11классы
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) - карточки с заданиями, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2016 г., таблицы, рабочие тетради, книга Н.П.Бочкова «Гены и судьбы».
    Содержание урока
    1.Организационный момент:
    Генетика- это наука об одном из самых сокровенных таинств природы -наследственности и изменчивости. Генетика  увлекает своей логикой, загадочностью, высокой рентабельностью открытий, захватывающим духом перспективы науки.
    Начнем урок с примера из жизни описанного в книге Н.П.Бочкова «Гены и судьбы».
    Детские  невропатологи поставили диагноз ребенку - болезнь Тея- Сакса.
    В три года ребенка не стало. Родители хотели знать: ожидает ли их последующих детей та же участь. Сами они были здоровы.
    Учащиеся рассуждают, записывают схему скрещивания и делают выводы.
    (Ответ: вероятность рождения ребенка больного равна 25%(1\4))
    Закон Менделя 1:3 риск считается высоким рекомендуется отказаться от деторождения.
    Для дальнейшей работы на уроке учащимся предлагаются карточки с текстами генетических задач (по вариантам):
    
    
    Карточка №1
    Моногибридное скрещивание.
    Полное доминирование
    Задача 1.
    У флоксов окраска цветов может быть белой и кремовой. При скрещивании растений с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветов?
    Ответ: наследование окраски цветков – моногенное, кремовая окраска – доминантный признак, белая – рецессивный. 
    Задача 2.
    У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.
    Ответ: генотипы см. в решении.
    
    Примечание: при разборе задач сначала записывается все, что указано в условии (фенотипы), затем на основании этого делаются выводы и определяется то, что требует задача (генотипы). 
    
    Карточка №2
    Дигибридное и полигибридное скрещивание
    Задача 1.
    У крупного рогатого скота красная масть неполно доминирует над белой, давая чалые гетерозиготы, высокий рост доминирует над низким. Каким будет Fа ?
    Ответ.
    Fа    АаВв        Аавв         ааВв        аавв
                  чал выс   чал низ    бел выс   бел низ
    Задача 2.
    У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Скрещиваются раннеспелое растение с нормальным ростом с позднеспелым гигантом. Исходные растения гомозиготны. В каком поколении и с какой вероятностью появятся гомозиготные раннеспелые гиганты?
    Ответ: гомозиготный раннеспелый гигант появится в F2 с вероятностью 6,25%.
    
    Карточка №3
    сцепленных Наследование признаков с полом
     Задача 1.
    У мужа и жены нормальное зрение, их отцы – дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме.
    Ответ: вероятность появления сына-дальтоника составляет 25% от всех детей, 50% – от сыновей.
    Задача 2. 
    Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли здоровые мужчина и женщина иметь ребенка-гемофилика?
    Ответ: могут, если генотип ○ – ХНХh, она является носительницей гена гемофилии.
    Вспомним основные вопросы теории по теме:
    - Переходим к следующей теме нашего урока:
    Закономерности изменчивости
    1. Назовите основные виды изменчивости.
    Ответ:
    Изменчивость
    ↓
    ↓
    ↓
    ↓
    ненаследственная
    онтогенетическая
    наследственная
    соотносительная
    фенотипическая, модификационная, определенная, групповая
    отражает закономерные изменения в ходе индивидуального развития организма
    генотипическая, неопределенная, индивидуальная
    коррелятивная, возникает в результате свойства генов влиять на формирование двух и более признаков
    (плейотропия)
    
    
    причина – в функциони-ровании различных наборов генов на разных этапах онтогенеза
    выделяют:
     - комбинативную 
     - мутационную
    
    
    подчиняется статистической закономерности вариационных рядов
    
    подчиняется закону гомологических рядов (Н.И. Вавилов
    
    
    2. Вспомните особенности модификационной изменчивости.
    Ответ:
    Модификационная (ненаследственная) изменчивость
    Модификационная изменчивость – изменение признаков и свойств организма, формирование фенотипа индивидуальной особи под влиянием генотипа и условий среды.
    
    Особенности модификационной изменчивости
    1. Затрагивает только фенотип особи (генотип не изменяется), не наследуется.
    2. Определяется условиями существования.
    3. Имеет групповой характер сходных изменений, происходящих в соответствии с действием факторов среды и нормы реакции.
    4. Обычно имеет приспособительный характер к условиям среды.
    5. Изменения носят постепенный характер.
    6. Способствует выживанию особей, повышает жизнестойкость, приводит к образованию модификаций.
    
    
    3. Назовите виды наследственной изменчивости.
    Ответ:
    Наследственная изменчивость (генотипическая)
    ↓
    ↓
    комбинативная
    мутационная
    
    Комбинативная изменчивость обусловлена генетической рекомбинацией, происходящей во время мейоза и приводящей к появлению у потомков новых комбинаций генов и признаков. 
    Источником для комбинаций является половой процесс, при котором возможны:
    1) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе I (основа III закона Менделя);
    2) перекомбинация генов при кроссинговере (закон Моргана);
    3) случайное сочетание гамет при оплодотворении.
    
    Мутационная изменчивость
    Мутации – скачкообразные стойкие наследственные изменения структуры (качества) и количества ДНК данного организма, приводящие к изменению тех или иных признаков.
    
    Основные положения мутационной теории де Фриза
    (1901 – 1903 гг.)
    1. Мутации – это дискретные изменения наследственного материала.
    2. Мутации – редкие события.
    3. Мутации могут устойчиво передаваться из поколения в поколение.
    4. Мутации возникают спонтанно, ненаправленно.
    5. Мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными.
    
    4. Перечислите виды мутаций.
    Ответ:
    Классификация мутаций
    по месту возникновения
    ↓
    ↓
    соматические
    генеративные
    возникают в клетках тела,
    в половых клетках,
    не передаются по наследству
    передаются по наследству
    
    по причинам возникновения
    ↓
    ↓
    спонтанные
    (естественные)
    индуцированные
    (искусственные)
    без вмешательства человека
    вызываются мутагенами
    
    по локализации в клетке
    ↓
    ↓
    ядерные
    цитоплазматические
    изменение хромосомного материала в ядре
    изменение ДНК в митохондриях и хлоропластах
    
    по уровню возникновения
    ↓
    ↓
    ↓
    генные (точковые)
    хромосомные (аберрации)
    геномные
    
    Генные (точковые) мутации – (изменение нуклеотидной последовательности одного гена).
    Геномные мутации (изменение числа хромосом в геноме):
    1. Автополиплоидия – кратное увеличение гаплоидного набора хромосом в клетке (полиплоидия). Возникает при разрушении веретена деления, или выпадении цитокинеза при отсутствии редукционного деления во время мейоза. 4n, 6n.
    2. Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов.
    Тритикале – гибрид пшеницы и ржи, рафанобрассика – гибрид редьки и капусты.
    3. Гетероплоидия (анеуплоидия) – увеличение числа хромосом, не кратное гаплоидному.
    2n + 1 – трисомик.
    2n – 1 – моносомик.
    2n – 2 – нуллисомик.
    2n + х – полисомик.
    
    Правильность ответов на вопросы сравниваем с интерактивным приложением (все ответы фиксируются учителем)
    
    - Далее я предлагаю вам проверить свои знания, решив тест. 
    Тесты с выбором одного правильного ответа (используем  мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности». 9 класс)
    1. Модификационная изменчивость связана с изменением:
    а) генотипа;
    б) генофонда;
    в) фенотипа;
    г) генома.
    2. Изменения, происходящие в генах, – это:
    а) мутации;
    б) модификации;
    в) комбинации;
    г) корреляции.
    3. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом:
    а) генные;
    б) геномные;
    в) хромосомные;
    г) цитоплазматические.
    4. Точечные мутации представляют собой:
    а) утрату части хромосомы;
    б) поворот участка хромосомы на 1800;
    в) отрыв части хромосомы;
    г) замену, выпадение или вставку нуклеотидов ДНК.
    5. Мутации проявляются фенотипически:
    а) всегда;
    б) только в гетерозиготном состоянии;
    в) только в гомозиготном состоянии;
    г) никогда.
    6. Мутация, вызывающая серповидноклеточную анемию, по типу относится к:
    а) генной;
    б) хромосомной;
    в) геномной;
    г) соматической.
    7. Цитоплазматическая изменчивость связана с наследованием признаков:
    а) лизосом;
    б) рибосом;
    в) аппарата Гольджи;
    г) митохондрий.
    8. Продуктивность животных в условиях улучшенного кормления и ухода улучшается, что иллюстрирует изменчивость:
    а) мутационную;
    б) модификационную;
    в) комбинативную;
    г) соотносительную.
    9. Изменчивость, связанная с перекомбинацией наследственного материала в ходе полового размножения, называется:
    а) модификационной;
    б) генотипической;
    в) коррелятивной;
    г) комбинативной.
    10. Одним из примеров зависимости степени проявления признака от условий среды может являться:
    а) цвет глаз человека;
    б) раса, к которой принадлежит человек;
    (ответы: в ,а,б,г,в,а,г,б,г,г.)  
    
    3.Подведение итогов урока:
    Учитель собирает тетради с выполненными заданиями и проверяет их,  выставляя оценки в журнал. Если хотя бы одно задание не выполнено, пробел знаний  должен быть ликвидирован.  Выполненные  задания наглядно показывают учителю  недочеты и пробелы. Это дает  возможность целенаправленно и своевременно устранять недоработки.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Батырева В. И.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx