Батырева Валентина Ивановна, учитель биологии МАОУ Гимназия №1 Ташлинского района Оренбургской области Название предмета - Биология Класс - 9 УМК - Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2016 г. Уровень обучения - базовый Тема урока - Закономерности наследственности, изменчивости». Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час Место урока в системе уроков по теме – раздел «Обобщение» (5 часов), номер урока 66 Цель урока - Расширить и закрепить изученный материала по разделам «Генетика» и «Закономерности изменчивости». Задачи урока: Образовательная – продолжить формирование у учащихся знаний наследственности и изменчивости организмов. Развивающая - показать необходимость генетических знаний для прогнозирования наследственных заболеваний. Воспитательная - формировать у учащихся познавательный интерес к предмету. Планируемые результаты – давать аргументированную оценку новой информации по изученной теме; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять схемы, таблицы, задания; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; владеть языком предмета. Техническое обеспечение урока – компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийный диск «Биология. Общие закономерности», электронное интерактивное приложение 6-11классы Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) - карточки с заданиями, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности». С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2016 г., таблицы, рабочие тетради, книга Н.П.Бочкова «Гены и судьбы». Содержание урока 1.Организационный момент: Генетика- это наука об одном из самых сокровенных таинств природы -наследственности и изменчивости. Генетика увлекает своей логикой, загадочностью, высокой рентабельностью открытий, захватывающим духом перспективы науки. Начнем урок с примера из жизни описанного в книге Н.П.Бочкова «Гены и судьбы». Детские невропатологи поставили диагноз ребенку - болезнь Тея- Сакса. В три года ребенка не стало. Родители хотели знать: ожидает ли их последующих детей та же участь. Сами они были здоровы. Учащиеся рассуждают, записывают схему скрещивания и делают выводы. (Ответ: вероятность рождения ребенка больного равна 25%(1\4)) Закон Менделя 1:3 риск считается высоким рекомендуется отказаться от деторождения. Для дальнейшей работы на уроке учащимся предлагаются карточки с текстами генетических задач (по вариантам): Карточка №1 Моногибридное скрещивание. Полное доминирование Задача 1. У флоксов окраска цветов может быть белой и кремовой. При скрещивании растений с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветов? Ответ: наследование окраски цветков – моногенное, кремовая окраска – доминантный признак, белая – рецессивный. Задача 2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений. Ответ: генотипы см. в решении. Примечание: при разборе задач сначала записывается все, что указано в условии (фенотипы), затем на основании этого делаются выводы и определяется то, что требует задача (генотипы). Карточка №2 Дигибридное и полигибридное скрещивание Задача 1. У крупного рогатого скота красная масть неполно доминирует над белой, давая чалые гетерозиготы, высокий рост доминирует над низким. Каким будет Fа ? Ответ. Fа АаВв Аавв ааВв аавв чал выс чал низ бел выс бел низ Задача 2. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Скрещиваются раннеспелое растение с нормальным ростом с позднеспелым гигантом. Исходные растения гомозиготны. В каком поколении и с какой вероятностью появятся гомозиготные раннеспелые гиганты? Ответ: гомозиготный раннеспелый гигант появится в F2 с вероятностью 6,25%. Карточка №3 сцепленных Наследование признаков с полом Задача 1. У мужа и жены нормальное зрение, их отцы – дальтоники. Какова вероятность появления у них сына дальтоника? Ген дальтонизма рецессивен и локализован в Х-хромосоме. Ответ: вероятность появления сына-дальтоника составляет 25% от всех детей, 50% – от сыновей. Задача 2. Гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом. Могут ли здоровые мужчина и женщина иметь ребенка-гемофилика? Ответ: могут, если генотип ○ – ХНХh, она является носительницей гена гемофилии. Вспомним основные вопросы теории по теме: - Переходим к следующей теме нашего урока: Закономерности изменчивости 1. Назовите основные виды изменчивости. Ответ: Изменчивость ↓ ↓ ↓ ↓ ненаследственная онтогенетическая наследственная соотносительная фенотипическая, модификационная, определенная, групповая отражает закономерные изменения в ходе индивидуального развития организма генотипическая, неопределенная, индивидуальная коррелятивная, возникает в результате свойства генов влиять на формирование двух и более признаков (плейотропия) причина – в функциони-ровании различных наборов генов на разных этапах онтогенеза выделяют: - комбинативную - мутационную подчиняется статистической закономерности вариационных рядов подчиняется закону гомологических рядов (Н.И. Вавилов 2. Вспомните особенности модификационной изменчивости. Ответ: Модификационная (ненаследственная) изменчивость Модификационная изменчивость – изменение признаков и свойств организма, формирование фенотипа индивидуальной особи под влиянием генотипа и условий среды. Особенности модификационной изменчивости 1. Затрагивает только фенотип особи (генотип не изменяется), не наследуется. 2. Определяется условиями существования. 3. Имеет групповой характер сходных изменений, происходящих в соответствии с действием факторов среды и нормы реакции. 4. Обычно имеет приспособительный характер к условиям среды. 5. Изменения носят постепенный характер. 6. Способствует выживанию особей, повышает жизнестойкость, приводит к образованию модификаций. 3. Назовите виды наследственной изменчивости. Ответ: Наследственная изменчивость (генотипическая) ↓ ↓ комбинативная мутационная Комбинативная изменчивость обусловлена генетической рекомбинацией, происходящей во время мейоза и приводящей к появлению у потомков новых комбинаций генов и признаков. Источником для комбинаций является половой процесс, при котором возможны: 1) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе I (основа III закона Менделя); 2) перекомбинация генов при кроссинговере (закон Моргана); 3) случайное сочетание гамет при оплодотворении. Мутационная изменчивость Мутации – скачкообразные стойкие наследственные изменения структуры (качества) и количества ДНК данного организма, приводящие к изменению тех или иных признаков. Основные положения мутационной теории де Фриза (1901 – 1903 гг.) 1. Мутации – это дискретные изменения наследственного материала. 2. Мутации – редкие события. 3. Мутации могут устойчиво передаваться из поколения в поколение. 4. Мутации возникают спонтанно, ненаправленно. 5. Мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными. 4. Перечислите виды мутаций. Ответ: Классификация мутаций по месту возникновения ↓ ↓ соматические генеративные возникают в клетках тела, в половых клетках, не передаются по наследству передаются по наследству по причинам возникновения ↓ ↓ спонтанные (естественные) индуцированные (искусственные) без вмешательства человека вызываются мутагенами по локализации в клетке ↓ ↓ ядерные цитоплазматические изменение хромосомного материала в ядре изменение ДНК в митохондриях и хлоропластах по уровню возникновения ↓ ↓ ↓ генные (точковые) хромосомные (аберрации) геномные Генные (точковые) мутации – (изменение нуклеотидной последовательности одного гена). Геномные мутации (изменение числа хромосом в геноме): 1. Автополиплоидия – кратное увеличение гаплоидного набора хромосом в клетке (полиплоидия). Возникает при разрушении веретена деления, или выпадении цитокинеза при отсутствии редукционного деления во время мейоза. 4n, 6n. 2. Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов. Тритикале – гибрид пшеницы и ржи, рафанобрассика – гибрид редьки и капусты. 3. Гетероплоидия (анеуплоидия) – увеличение числа хромосом, не кратное гаплоидному. 2n + 1 – трисомик. 2n – 1 – моносомик. 2n – 2 – нуллисомик. 2n + х – полисомик. Правильность ответов на вопросы сравниваем с интерактивным приложением (все ответы фиксируются учителем) - Далее я предлагаю вам проверить свои знания, решив тест. Тесты с выбором одного правильного ответа (используем мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности». 9 класс) 1. Модификационная изменчивость связана с изменением: а) генотипа; б) генофонда; в) фенотипа; г) генома. 2. Изменения, происходящие в генах, – это: а) мутации; б) модификации; в) комбинации; г) корреляции. 3. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом: а) генные; б) геномные; в) хромосомные; г) цитоплазматические. 4. Точечные мутации представляют собой: а) утрату части хромосомы; б) поворот участка хромосомы на 1800; в) отрыв части хромосомы; г) замену, выпадение или вставку нуклеотидов ДНК. 5. Мутации проявляются фенотипически: а) всегда; б) только в гетерозиготном состоянии; в) только в гомозиготном состоянии; г) никогда. 6. Мутация, вызывающая серповидноклеточную анемию, по типу относится к: а) генной; б) хромосомной; в) геномной; г) соматической. 7. Цитоплазматическая изменчивость связана с наследованием признаков: а) лизосом; б) рибосом; в) аппарата Гольджи; г) митохондрий. 8. Продуктивность животных в условиях улучшенного кормления и ухода улучшается, что иллюстрирует изменчивость: а) мутационную; б) модификационную; в) комбинативную; г) соотносительную. 9. Изменчивость, связанная с перекомбинацией наследственного материала в ходе полового размножения, называется: а) модификационной; б) генотипической; в) коррелятивной; г) комбинативной. 10. Одним из примеров зависимости степени проявления признака от условий среды может являться: а) цвет глаз человека; б) раса, к которой принадлежит человек; (ответы: в ,а,б,г,в,а,г,б,г,г.) 3.Подведение итогов урока: Учитель собирает тетради с выполненными заданиями и проверяет их, выставляя оценки в журнал. Если хотя бы одно задание не выполнено, пробел знаний должен быть ликвидирован. Выполненные задания наглядно показывают учителю недочеты и пробелы. Это дает возможность целенаправленно и своевременно устранять недоработки.
Автор(ы): Батырева В. И.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx