Название предмета: биология Класс: 9 УМК: (название учебника, автор, год издания):С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин .-М: Дрофа, 2013 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Становление современной теории эволюции Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме : 1-ый урок в теме «Обобщение». Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку. Задачи урока: а) образовательные -сформулировать основные положения современной теории эволюции -выяснить вклад российских и зарубежных ученых в развитие теории эволюции б) развивающие -развивать познавательный интерес к вопросам эволюции -развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения противоречивых вопросов синтетической эволюционной теории -способствовать развитию рефлексии при оценке собственных результатов работы в) воспитательные -воспитание убежденности в возможности познания живой природы -воспитание уважения к мнению оппонента при обсуждении вопросов эволюции Планируемые результаты: ученик должен -иметь представление: - о Современной Эволюционной Теории Знать: Основные положения Современной Эволюционной Теории Уметь: Сравнивать эти две теории, находить недостатки. Тип урока: обобщающий урок – конференция Оборудование: проектор, экран, приложение1, приложение2. (На предыдущем занятии мини-группам были даны индивидуальные задания. Ответы могут быть оформлены в любой краткой форме (презентация, доклад, плакат и др.) Время защиты -5 минут. На конференцию заранее приглашают группу экспертов (учащиеся 10-11классов), учащихся 8,10,11- х классов.) 1. Вступительное слово учителя. Эпиграф нашей конференции: «Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса» Ч.Дарвин.(запись на доске) - Удивительно многообразен мир живой природы. Жизнь повсюду. Она представлена удивительными формами живых существ, которые все можно разделить на отдельные группы:- вирусы и бактерии, растения и грибы , лишайники, животными , человек .Возникает вопрос : Каковы причины такого многообразия? - Сторонники Креационизма утверждают, что это результат работы Творца .Учёные утверждают, что современный органический мир есть результат эволюционного развития. Первый из них, который создал научную теорию эволюции был Ч.Дарвин. Давайте вспомним основные положения его теории. - Впоследствии эта теория была дополнена открытиями современных ученых. Цель нашего урока - сопоставить положения теории Ч.Дарвина с современными открытиями и попытаться составить современную синтетическую теорию эволюции. 2. Работа в парах или в мини-группах . Выступления представителей групп по представлению подготовленных домашних заданий. 1 группа Что является единицей эволюции органического мира. Ответ аргументируйте. 2 группа. Назовите причины эволюции органического мира. Покажите их роль в эволюции. 3 группа. Назовите пути и направления эволюции органического мира. Дайте им краткую характеристику. 4 группа. Назовите правила и закономерности эволюции органического мира. Приведите примеры. 5 группа .Что является результатом эволюции органического мира? Объясните механизмы эволюционных процессов. 6 группа - эксперты. Выслушайте выступление вашей группы и задайте вопросы по данному выступлению . (отвечать может любой член группы) В случае неправильного ответа или затруднения , эксперт отвечает сам на заданный вопрос. По результатам выступления и дискуссии, оцените выступление каждой группы по пятибалльной системе.( на экране Приложение1. И Приложение2.) в) учитель предлагает учащимся сравнить Синтетическую Эволюционную Теорию, составленную ими, с Эволюционной Теорией Ч.Дарвина, оценить получившийся результат; г) учитель: Какое значение имеет Синтетическая Эволюционная Теория в общенаучной картине мира? Какие положения теории научно не обоснованы и вызывают сомнения? 3. Подведение итогов урока. Оценка полученной теории. По результатам выступления и дискуссии, оцените выступление по пятибалльной системе. Анализ выступлений учащихся. Общий вывод : До сих пор не утихают споры вокруг теории эволюции. Самым сложным остаётся вопрос о видообразовании, а именно он является основополагающим. Может быть в скором будущем, фундаментальные научные открытия позволят исправить этот недостаток. А пока можно сказать, мы изучаем, скорее философскую доктрину, а не научную теорию. Вопрос образования новых видов открыт! Наука нуждается в великих открытиях. Оценки за урок: Домашнее задание: повторить материал глав №9, №10, №11.. Рефлексия (в тетрадях) Приложение 1. Теория эволюции Ч. Дарвина Единица эволюции – вид Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор Приспособленность организмов, образование новых видов возникают в результате накопления видом мелких полезных изменений, которые оказываются полезными в новых условиях среды. Особи с такими изменениями сохраняются и в течение длительного времени, их количество внутри вида возрастает Результаты эволюции: возникновение приспособлений, образование новых видов, многообразие видов в природе Приложение 2. Синтетическая теория эволюции Минимальная единица эволюции – популяция Мутации – это главные поставщики эволюционного материала Миграции, волны жизни - это факторы, которые не направленно меняют генофонд популяций Естественный отбор обеспечивает избирательное воспроизведение отдельных генотипов в популяции Эволюция протекает тремя путями – арогенезом, аллогенезом, катогенезом Эволюция протекает медленно и постепенно, не имеет финала, не обратима Крупные таксоны образуются в результате макроэволюции под действием ароморфозов В основе макроэволюции лежат микроэволюционные процессы
Автор(ы): Трофимова Г. М.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx