Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 63. Экологические проблемы. (Гайсин В.У.)

Текст урока

  • Конспект

     Гайсин В.У.
    учитель
    МБОУ  Заречная ООШ
    Биология.
    Класс: 9.
    УМК: С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,
    Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа»,2012 г.
    Базовый уровень
    Тема  урока: «Глобальные экологические проблемы».
    На данную тему отведен 1 час
    Место урока  в системе уроков по теме «Основы экологии»: 13
    Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.
    Задачи: 
    -выявить основные экологические проблемы современности, 
    - ознакомить с основными принципами  охраны природы.
    Планируемые результаты: 
    • Ценностное отношение к природе;
    • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
    • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    • личный опыт участия в экологических инициативах
    Оборудование: выставка литературы природоохранного содержания, презентация к уроку
    Ход урока:
    Эпиграф  урока:
    В природу шагу не ступить,
    Чтоб тотчас, так ли сяк,
    Ей чем-нибудь не заплатить
    За этот самый шаг.
                    А. Твардовский
    
    1. Орг. Момент.
    2. Изучение темы.
           Слово учителя:
    1. Роль природы в жизни человеческого общества
    Для человека, как для любого другого биологического вида, природа – среда жизни и источник существования.  Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии.
    Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые  организмы. Однако это влияние  несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человечества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако,  сталкиваясь  с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.
         Целеполагание. Давайте  сегодня выделим основные экологические проблемы, а на следующем уроке предложим пути их решения.
        Работа с материалами учебника, дополнительными материалами, собранными обучающимися, составление плана конспекта в тетрадях.
     2.Проблемы атмосферы: 
    -Парниковый эффект
    - Кислотные дожди
    - «Озоновые дыры»
    -. Пониженная видимость 
    -Смог
    Вопрос для обсуждения классу:
    -Какую роль в загрязнении воздуха в нашем городе играет автотранспорт?
    -Что еще является в нашем городе загрязнителями атмосферы?
    - В чем преимущества и недостатки тепловых электростанций и гидроэлектростанций?
            Вмешательство человека в атмосферные процессы нарушая баланс газов в атмосфере… Ежегодно в мире сжигается около 9 миллиардов тонн условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млрд тонн углекислого газа и более 700 млн тонн других соединений. Если человечество будет жить, ничего не меняя, к середине 21 века концентрация СО2 удвоится, средние годовые температуры. В результате уровень Мирового океана увеличится от 35 до 60 см за счет таяния льдов и за счет расширения воды при повышении температуры…
        Воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин «трансграничный перенос». Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего производителя сернистого газа в Европе. Почти треть его переносится в другие страны, особенно скандинавские. Вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили 15% строевого леса в Швеции и Норвегии. 
    
       3. Проблемы гидросферы
    1 Загрязнение нефтепродуктами 
    2 Загрязнение сточных вод 
    3 Количественное и качественное 
       истощение вод
    4 Эвтрофикация вод
    5 Дефицит пресной воды
        К наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10-4см2, препятствуют нормальному газо-и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает с поверхности воды в течение 24 часов, образуя эмульсии. Тяжелые фракции нефти оседают на дно, что приводит к химической и бактериальной деградации на дне.
       Сильно загрязняют водоемы поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетически моющие средства (СМС), широко применяемые в быту и промышленности. Концентрация  в воде СМС вызывает гибель планктона, заморы рыбы.
        Важное  ухудшение качества пресной воды играет эвтрофикация водоемов (от греч. «эутрофис» - хорошее питание) Быстрое накопление органических веществ (смывы удобрений с полей) приводит к обильному размножению плавающих сине-зеленых водорослей. Вода мутнеет, в ней начинается разложение органических веществ, ухудшается снабжение воды кислородом, гибнут ракообразные и рыбы, вода приобретает неприятный вкус.
    Вопрос для обсуждения классу:
      - Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?
      - На какие нужды используют  воду жители нашего города?
     - Назовите основные проблемы Подкумка?
    
         4.Проблемы литосферы
    - Ухудшение качества земель
    Причины ухудшения качества земель:
    Открытая разработка полезных ископаемых
    Орошение и осушение
    Вторичное засоление
    Неправильная агротехника 
    Кислотные дожди
    Эрозия почв
    Использование пестицидов 
    Перевыпас
    Прогрессирование урбанизации
    Замусоривание 
    
    - Запасы и использования недр
    за один год  сжигается такое количество  ископаемого топлива , на производство которого природа затратила миллионы лет. Запасов  каменного угля может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет.
      Увеличение добычи полезных ископаемых к экономическим проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% - в отходы, загрязняющие биосферу. 
    Вопрос для обсуждения классу:
    - Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: « Нефть – это топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел ввиду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране природы?
    - Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии химических удобрений?
    
    5. Проблемы биосферы
    
    1 Сокращение лесов 
    2 Сокращение видов растений и животных 
    3 Демографический взрыв
       Тревогу всего мира  вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту.
       Последствия сокращения лесов
    Сокращение поступления кислорода в атмосферу
    Повышение концентрации углекислого газа
    Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта
    Усиление эрозий пыльных бурь
    Изменение климата
    Уменьшение грунтовых вод
       Сокращение видов растений и животных
    Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное
     Ежедневно- 1 растение.
    Вопрос для обсуждения классу:
    - Какого использование лесов нашего района?
    - Можно ли сохранить леса  не уменьшая получения древесины? 
    
    
    Итог урока.
    Вывод: Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться  одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества.
    7. Домашнее задание : Подготовка сообщений по местным проблемам и способам их решения; об охраняемых растениях и животных Оренбургского края.
     

    Автор(ы): Гайсин В. У.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку