Гайсин В.У.
учитель
МБОУ Заречная ООШ
Биология.
Класс: 9.
УМК: С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,
Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа»,2012 г.
Базовый уровень
Тема урока: «Глобальные экологические проблемы».
На данную тему отведен 1 час
Место урока в системе уроков по теме «Основы экологии»: 13
Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.
Задачи:
-выявить основные экологические проблемы современности,
- ознакомить с основными принципами охраны природы.
Планируемые результаты:
• Ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• личный опыт участия в экологических инициативах
Оборудование: выставка литературы природоохранного содержания, презентация к уроку
Ход урока:
Эпиграф урока:
В природу шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг.
А. Твардовский
1. Орг. Момент.
2. Изучение темы.
Слово учителя:
1. Роль природы в жизни человеческого общества
Для человека, как для любого другого биологического вида, природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человечества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.
Целеполагание. Давайте сегодня выделим основные экологические проблемы, а на следующем уроке предложим пути их решения.
Работа с материалами учебника, дополнительными материалами, собранными обучающимися, составление плана конспекта в тетрадях.
2.Проблемы атмосферы:
-Парниковый эффект
- Кислотные дожди
- «Озоновые дыры»
-. Пониженная видимость
-Смог
Вопрос для обсуждения классу:
-Какую роль в загрязнении воздуха в нашем городе играет автотранспорт?
-Что еще является в нашем городе загрязнителями атмосферы?
- В чем преимущества и недостатки тепловых электростанций и гидроэлектростанций?
Вмешательство человека в атмосферные процессы нарушая баланс газов в атмосфере… Ежегодно в мире сжигается около 9 миллиардов тонн условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млрд тонн углекислого газа и более 700 млн тонн других соединений. Если человечество будет жить, ничего не меняя, к середине 21 века концентрация СО2 удвоится, средние годовые температуры. В результате уровень Мирового океана увеличится от 35 до 60 см за счет таяния льдов и за счет расширения воды при повышении температуры…
Воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин «трансграничный перенос». Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего производителя сернистого газа в Европе. Почти треть его переносится в другие страны, особенно скандинавские. Вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили 15% строевого леса в Швеции и Норвегии.
3. Проблемы гидросферы
1 Загрязнение нефтепродуктами
2 Загрязнение сточных вод
3 Количественное и качественное
истощение вод
4 Эвтрофикация вод
5 Дефицит пресной воды
К наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10-4см2, препятствуют нормальному газо-и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает с поверхности воды в течение 24 часов, образуя эмульсии. Тяжелые фракции нефти оседают на дно, что приводит к химической и бактериальной деградации на дне.
Сильно загрязняют водоемы поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетически моющие средства (СМС), широко применяемые в быту и промышленности. Концентрация в воде СМС вызывает гибель планктона, заморы рыбы.
Важное ухудшение качества пресной воды играет эвтрофикация водоемов (от греч. «эутрофис» - хорошее питание) Быстрое накопление органических веществ (смывы удобрений с полей) приводит к обильному размножению плавающих сине-зеленых водорослей. Вода мутнеет, в ней начинается разложение органических веществ, ухудшается снабжение воды кислородом, гибнут ракообразные и рыбы, вода приобретает неприятный вкус.
Вопрос для обсуждения классу:
- Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?
- На какие нужды используют воду жители нашего города?
- Назовите основные проблемы Подкумка?
4.Проблемы литосферы
- Ухудшение качества земель
Причины ухудшения качества земель:
Открытая разработка полезных ископаемых
Орошение и осушение
Вторичное засоление
Неправильная агротехника
Кислотные дожди
Эрозия почв
Использование пестицидов
Перевыпас
Прогрессирование урбанизации
Замусоривание
- Запасы и использования недр
за один год сжигается такое количество ископаемого топлива , на производство которого природа затратила миллионы лет. Запасов каменного угля может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет.
Увеличение добычи полезных ископаемых к экономическим проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% - в отходы, загрязняющие биосферу.
Вопрос для обсуждения классу:
- Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: « Нефть – это топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел ввиду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране природы?
- Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии химических удобрений?
5. Проблемы биосферы
1 Сокращение лесов
2 Сокращение видов растений и животных
3 Демографический взрыв
Тревогу всего мира вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту.
Последствия сокращения лесов
Сокращение поступления кислорода в атмосферу
Повышение концентрации углекислого газа
Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта
Усиление эрозий пыльных бурь
Изменение климата
Уменьшение грунтовых вод
Сокращение видов растений и животных
Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное
Ежедневно- 1 растение.
Вопрос для обсуждения классу:
- Какого использование лесов нашего района?
- Можно ли сохранить леса не уменьшая получения древесины?
Итог урока.
Вывод: Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества.
7. Домашнее задание : Подготовка сообщений по местным проблемам и способам их решения; об охраняемых растениях и животных Оренбургского края.
Автор(ы): Гайсин В. У.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Гайсин В. У.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.ppt