Гайсин В.У. учитель МБОУ Заречная ООШ Биология. Класс: 9. УМК: С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа»,2012 г. Базовый уровень Тема урока: «Глобальные экологические проблемы». На данную тему отведен 1 час Место урока в системе уроков по теме «Основы экологии»: 13 Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества. Задачи: -выявить основные экологические проблемы современности, - ознакомить с основными принципами охраны природы. Планируемые результаты: • Ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; • личный опыт участия в экологических инициативах Оборудование: выставка литературы природоохранного содержания, презентация к уроку Ход урока: Эпиграф урока: В природу шагу не ступить, Чтоб тотчас, так ли сяк, Ей чем-нибудь не заплатить За этот самый шаг. А. Твардовский 1. Орг. Момент. 2. Изучение темы. Слово учителя: 1. Роль природы в жизни человеческого общества Для человека, как для любого другого биологического вида, природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человечества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны. Целеполагание. Давайте сегодня выделим основные экологические проблемы, а на следующем уроке предложим пути их решения. Работа с материалами учебника, дополнительными материалами, собранными обучающимися, составление плана конспекта в тетрадях. 2.Проблемы атмосферы: -Парниковый эффект - Кислотные дожди - «Озоновые дыры» -. Пониженная видимость -Смог Вопрос для обсуждения классу: -Какую роль в загрязнении воздуха в нашем городе играет автотранспорт? -Что еще является в нашем городе загрязнителями атмосферы? - В чем преимущества и недостатки тепловых электростанций и гидроэлектростанций? Вмешательство человека в атмосферные процессы нарушая баланс газов в атмосфере… Ежегодно в мире сжигается около 9 миллиардов тонн условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млрд тонн углекислого газа и более 700 млн тонн других соединений. Если человечество будет жить, ничего не меняя, к середине 21 века концентрация СО2 удвоится, средние годовые температуры. В результате уровень Мирового океана увеличится от 35 до 60 см за счет таяния льдов и за счет расширения воды при повышении температуры… Воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин «трансграничный перенос». Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего производителя сернистого газа в Европе. Почти треть его переносится в другие страны, особенно скандинавские. Вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили 15% строевого леса в Швеции и Норвегии. 3. Проблемы гидросферы 1 Загрязнение нефтепродуктами 2 Загрязнение сточных вод 3 Количественное и качественное истощение вод 4 Эвтрофикация вод 5 Дефицит пресной воды К наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10-4см2, препятствуют нормальному газо-и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает с поверхности воды в течение 24 часов, образуя эмульсии. Тяжелые фракции нефти оседают на дно, что приводит к химической и бактериальной деградации на дне. Сильно загрязняют водоемы поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетически моющие средства (СМС), широко применяемые в быту и промышленности. Концентрация в воде СМС вызывает гибель планктона, заморы рыбы. Важное ухудшение качества пресной воды играет эвтрофикация водоемов (от греч. «эутрофис» - хорошее питание) Быстрое накопление органических веществ (смывы удобрений с полей) приводит к обильному размножению плавающих сине-зеленых водорослей. Вода мутнеет, в ней начинается разложение органических веществ, ухудшается снабжение воды кислородом, гибнут ракообразные и рыбы, вода приобретает неприятный вкус. Вопрос для обсуждения классу: - Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения? - На какие нужды используют воду жители нашего города? - Назовите основные проблемы Подкумка? 4.Проблемы литосферы - Ухудшение качества земель Причины ухудшения качества земель: Открытая разработка полезных ископаемых Орошение и осушение Вторичное засоление Неправильная агротехника Кислотные дожди Эрозия почв Использование пестицидов Перевыпас Прогрессирование урбанизации Замусоривание - Запасы и использования недр за один год сжигается такое количество ископаемого топлива , на производство которого природа затратила миллионы лет. Запасов каменного угля может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет. Увеличение добычи полезных ископаемых к экономическим проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% - в отходы, загрязняющие биосферу. Вопрос для обсуждения классу: - Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: « Нефть – это топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел ввиду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране природы? - Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии химических удобрений? 5. Проблемы биосферы 1 Сокращение лесов 2 Сокращение видов растений и животных 3 Демографический взрыв Тревогу всего мира вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту. Последствия сокращения лесов Сокращение поступления кислорода в атмосферу Повышение концентрации углекислого газа Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта Усиление эрозий пыльных бурь Изменение климата Уменьшение грунтовых вод Сокращение видов растений и животных Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное Ежедневно- 1 растение. Вопрос для обсуждения классу: - Какого использование лесов нашего района? - Можно ли сохранить леса не уменьшая получения древесины? Итог урока. Вывод: Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества. 7. Домашнее задание : Подготовка сообщений по местным проблемам и способам их решения; об охраняемых растениях и животных Оренбургского края.
Автор(ы): Гайсин В. У.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Гайсин В. У.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.ppt