Макарова Надежда Петровна, учитель биологии, МБОУ Бородинская ООШ Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: Биология, С.Г. Мамонтов, 2002 Уровень обучения (базовый) Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 4 часа Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме «Биосфера и человек». Тема урока: Роль человека в биосфере. Цель: сформировать экологическую культуру, сознание влияния деятельности человека на природу; ответственное отношения к природе, понимание важности ее сохранения. Задачи: - способствовать формированию выбора целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, поиска информации из различных источников. - создать условия для формирования знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. - расширить представления о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов. Планируемые результаты: Личностные умения: оценивание последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственной деятельности в окружающей среде. Нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы. Понимание необходимости получать информацию из различных источников, аргументированно и критически ее оценивать и представлять в разных формах Ход урока. I. Актуализация и проверка домашнего задания. Создание эмоционального настроя обучающихся к повторению изученного и усвоению нового материала. Фронтальная работа. Беседа по вопросам. 1. Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека? 2. К какому периоду развития человеческого общества относятся зарождение сельскохозяйственного производства? 3. Охарактеризуйте неисчерпаемые ресурсы. Как их использует человек? 4. Что такое исчерпаемые природные ресурсы? 5. Какие ресурсы называются возобновимыми? 6. Какие ресурсы относятся к невозобновимым? 7. II. Мотивация к деятельности. Учитель: Мне хотелось бы открыть наш урок словами В. И. Вернадского « Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу…» Нам предстоит определить вместе тему и цель сегодняшнего урока. Ученики: Тема урока – роль человека в биосфере. Учитель: Какую цель мы поставим, чтобы раскрыть тему? Ученики: Мы перечислим, в чем проявляется влияние человека на биосферу. Учитель: Мы не только перечислим те проблемы, причиной которых стал антропогенный фактор, но и ответим на вопрос: «Почему деятельность человека приводит к таким последствиям?» III. Учебно-познавательная деятельность. Показ презентации « Биосфера и человек». Первичное усвоение нового материала. Групповая работа (чтение текста учебника параграфа). Как человек влиял на природу? Как это происходило на разных этапах человечества? Карточки с заданиями. 1 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период палеолита? 2 группа. Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период неолита? 3 группа. Как современный человек воздействует на биосферу? Комментирование учащимися результатов работы. Оценивание. Учитель: Академик В.И.Вернадский ввел новое понятие «ноосфера», что означает «мыслящая оболочка», т.е. сфера разума. Он пришел к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека и от нее зависит сохранность равновесия биосферы. С увеличением численности населения, развивается промышленность, растут города. Огромные преобразования природы, активное вовлечение в круговорот новых веществ – углеводородов, железа и др. полезных ископаемых. Сверхвысокий прирост населения создает новые глобальные экологические проблемы. В 1830 г. население мира составляло 1 млрд. чел., в 1960 г – 3 млрд., а в 2000 г. – 6 млрд. человек. Прирост населения происходит за счет стран «третьего» мира, где голод, безработица, бедность и антисанитария превращают эти страны в зону повышенной смертности и политической нестабильности. Массированное воздействие на биосферу: ускорилась эрозия почв, произошли изменения климата, исчезли многие виды организмов, ухудшились пастбища, истощились возобновимые и невозобновимые природные запасы. Коллективная работа. При каких условиях и когда возникает экологический кризис? Рост народонаселения. Изменение состава атмосферы климата. Загрязнение природных вод. Истощение и загрязнение почвы. Сокращение природного разнообразия. lV. Интеллектуальн Вывод: экологический кризис приводит к нарушению состоянию биосферы утраты способности к самовоспроизводству, саморегуляции, самоорганизации, все это подтолкнуло человечество к разработке путей сохранения природы, экосистем и биологического разнообразия. Важнейшая задача в наш индустриальный век – воспитание людей, знающих законы биологии. Все мы должны чувствовать ответственность перед природой. Думаю, если школьник не ломает ветки, не убивает животных, не топчет траву, то, и став взрослым, он не будет сливать серную кислоту в реку, мазут в озеро, вырубить лес у истоков рек. Каждый человек должен быть биологически грамотным, осознавать, что природа – необходимая человеку сложная система, которую легко нарушить и гораздо труднее и дороже восстановить. Любить, понимать и беречь природу – обязанность каждого из нас. о-преобразовательная деятельность. Индивидуальная работа. Выполнение теста. Выберите один правильный ответ. Тест. 1. Биосфера - это 1) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 2) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 3) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 4) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами; 2. К биогенному веществу биосферы относятся: 1) нефть, каменный уголь, известняк; 2) вода, почва; 3) гранит, базальт; 4) растения, животные, грибы, бактерии; 3. К антропогенным факторам относятся 1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог 2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы 3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей 4) температура воздуха и воды, атмосферное давление 4. Совокупность компонентов биосферы формирующихся без участия живых организмов – это: 1) биогенное вещество, 2) косное вещество, 3) живое вещество. 4) биокосное вещество 5. Учение о ноосфере было разработано: 1) В.И Вернадским; 2) Э. Леруа; 3) П. Тейаром-де- Шарденом; 4) все ответы верны; 6. Устойчивость биосферы обеспечивается: а) круговоротом веществ, б) постоянным притоком солнечной энергии, в) хозяйственной деятельностью человека, г) видовым разнообразием растений и животных. V. Рефлексивная деятельность. 1. Что запомнилось на уроке? 2. Полезная и ценная информация для Вас? 3.Что вам не удалось? Домашнее задание: для всех учащихся - параграф 31. Ответить на вопросы. По выбору 1. Разработайте анкету социологического опроса по отношению к природе. Привлеките к опросу родителей, друзей. 2. Подготовить сообщение «Торговля первоцветами». Ресурсные источники: 1.Веселова Г. Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия.//Биология в школе:2004. - №8. –С.5-13. 2.Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. М.: Изд-во «Просвещение»,1986. 3. Коблик. Е Дронт// Юный натуралист:1991. -№1. – С.35-36. 4. Миркин Б. М.,Наумова Л. Г. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы.// Биология в школе: 2004. - №8. –С.14 – 19. 5. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. М.: Изд – во « Просвещение»,1981.
Автор(ы): Макарова Н. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Макарова Н. П.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx