Дорофеева Надежда Петровна, учитель биологии, МБОУ Бородинская ООШ Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2012 Уровень обучения: (базовый) Общее количество часов, отведенное на изучение темы -4 часа Тема урока: «Природные ресурсы и их рациональное использование». Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Биосфера и человек» Цель: сформировать понятие бережного отношения к природным ресурсам, рассмотреть природные ресурсы проблемы их использования и важность их сохранения . Задачи: Образовательные: Сформировать знания об основных природных ресурсах и их рациональном использовании. Показать учащимся зависимость экологического состояния природы от экономического развития общества. Развивающие: Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями, с доской, таблицами. Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщениесравнение при изучении темы. Воспитательные: Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения охраны окружающей среды. Чувство бережного отношения к природе. Планируемые результаты: Личностные умения: Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение делать выводы; умение делать прогноз. Оборудование и материалы: компьютер, презентация к уроку, листы бумаги. Содержание урока. 1.Актуализация и проверка домашнего задания. Создание эмоционального настроя обучающихся к повторению изученного и усвоению нового материала. Фронтальная работа. Беседа по вопросам. 1.Как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема», и «биогеоценоз»? 2.Что является главным условием для существования экосистем? 3.Когда биогеоценозы являются устойчивыми? 4.Нарисовать на доске основные компоненты экосистем. 5.Как осуществляется круговорот веществ в биогеоценозах? II.Мотивация познавательной деятельности. Учитель: Начнем урок с определения природных ресурсов. Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предмета потребления или средств производства и их общественные полезности изменяются (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека. Элементы и свойства природ, не требующие для своего вовлечения трудовых затрат, называют природными условиями (температура, осадки, климат и т.д.). Обеспеченность человечества природными ресурсами является наиболее острой. Они играют исключительно важную роль в жизнедеятельности человека, а изменения в их состоянии затрагивают интересы и будущих поколений. Важным этапом освоения природных ресурсов являются их выявление (разведка), изучение, оставление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, водный кадастр, таксация лесов и др.) и в территориальном разрезе (природные ресурсы Земли в целом, суши, Мирового океана и его частей, крупных природных районов, отдельных стран и др.) III.Учебно – познавательная деятельность. Показ презентации «Природные ресурсы» Учитель: Сегодня на уроке мы будем подробно говорить о природных ресурсах и что нужно сделать человечеству ,чтобы ими пользоваться на протяжении многих лет. Среди них условно можно выделить неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы. Неисчерпаемые ресурсы. Работа учащихся с учебником и заполнение таблицы. Неисчерпаемые ресурсы К этой группе относятся ресурсы космического масштаба: солнечная радиация, энергия морских приливов и др. то есть их источник не подвержен влиянию со стороны человека. Можно лишь говорить о количественных изменениях, вносимых его деятельностью. К неисчерпаемым относятся и водные ресурсы планеты. В масштабе всей гидросферы запасы воды остаются неизменными, но в конкретных регионах проблемы пресной воды стоит на первом месте. Практически неисчерпаемые ресурсы вод Мирового океана подвергаются крупномасштабному изменению в результате загрязнения нефтью и другими веществами, что вносит существенные изменения в состав и структуру водных экосистем.Говоря о климатических ресурсах, правильнее говорить о комплексе климатических факторов, также подверженных определенным влияниям промышленной и иной деятельности человека. (см. презентацию сл. 1-2) Исчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые природные ресурсы делят на невозобновимые и возобновимые.Работа учащихся с учебником и заполнение таблицы. Исчерпаемые ресурсы возобновимые невозобновимые Учитель: Сравните темпы их использования со скоростью их естественного накопления.Общество всегда зависело от природных ресурсов, но проблема в том, что эта зависимость не учитывается в экономике.Человек стремится потреблять, а не сохранять. К чему же привело бурное развитие экономики и человеческая деятельность? Загрязнение всего земного пространства: океана, воздуха, воды, "парниковый эффект", вырубка леса, опустынивание, исчезновение многих видов растений и животных. Давайте вместе выясним какие возможности предлагает экономика. IVИнтеллектуально – преобразовательная деятельность. Класс делится на 2 группы, каждая группа получает задание и работая с документом выделяет самое главное и предлагает свои пути решения проблемы..(7 минут на работу) Задание для каждой группы: 1.Рациональное использование природных ресурсов. 1.Переработка макулатуры позволяет сократить производство новой бумаги почти вдвое. 2.Органическая масса отходов используется для получения удобрений. 3.Металлолом направляется на переплавку. 4.Замена свалок мусорными ямами. 5.Создание более экологичных очистных сооружений. 6.Создание безотходных технологий. 2.Решение экологических проблем. В связи с расширением строительства новых промышленных производств, с созданием большого количества малых производств, которые не занимаются природоохранной работой, уровень загрязнения природных объектов из года в год увеличивается Вредные выбросы автотранспорта замена более экологичнымтопливом(водород, солнечные батареи) Более мощным источником загрязнения являются тепловые станции и энергетические установки. В качестве топлива используют мазут, уголь, природный газ. При сгорании этих видов топлива образуется угарный газ, сернистый газ, углекислый газ, твердые оксиды - оксиды алюминия и железа, редкоземельные металлы. Замена сила ветра –ветряные станции 3. Выступления групп, в ходе которого обучающиеся других групп работают с листом самоконтроля. Приведите примеры исчерпаемых ресурсов. Сравните темпы их использования со скоростью их естественного накопления. Учитель: в начале урока прозвучал к вам вопрос: что же нужно делать человечеству, чтобы сохранить природные ресурсы и ещё длительное время ими пользоваться? Вывод: Чтобы более разумно использовать природные ресурсы, нужно иметь чёткое представление о том, как человек влияет на природную системузнать как природа может отреагировать на воздействие человека, и поэтому, зная это уже управлять экологическими системами, сохранять в них устойчивость и продуктивность. 5.Подведение итогов урока: Оценка работы учащихся во время занятия. V.Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Понравился урок? Не понравился урок? Домашнее задание:подготовить проекты по рациональному использованию природных ресурсов. Учебник параграф 60 вопросы в конце параграфа. Литература: 1.Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2012 2.Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина – Волгоград: Учитель 3.Интернет – ресурсы: https://yandex.ru/схема «Классификация природных ресурсов» 4.Открытые уроки. Мастерская учителя биологии.Л.А.Попова.Москва. «Вако».
Автор(ы): Дорофеева Н. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Дорофеева Н. П.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx