Дмитриева Елена Михайловна, учитель географии, МБОУ Жирновская ООШ Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: Биология. Общие закономерности, С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, 2014. Уровень обучения: базовый Тема урока. Экологические факторы. Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 ч.). Тема 5.1 Биосфера, её структура и функции (7 ч.) Цель урока: углубить знания о экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание, понимание роли человека в окружающей среде. Задачи урока: Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе. Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы. Методы: словесный, беседа, работа с текстами.. Планируемые результаты. Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе. Познавательные УУД. Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, построение графика. Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний. Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная. Техническое обеспечение урока: презентация занятия, тестовые задания, задания для самостоятельной работы. Содержание урока: 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний учащихся. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление знаний учащихся 5.Подведение итогов урока. 6.Домашнее задание. Ход занятия Ι. Организационный момент. - взаимные приветствия педагога и учащихся; - проверка отсутствующих; - проверка подготовленности учащихся к занятию; - организация внимания и внутренней готовности учащихся. Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы. Ключевые слова и понятия: Абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические факторы. II. Актуализация и мотивация знаний. О чем мы говорили на предыдущем уроке? (Биогеоценозы и биоценозы). Биогеоценоз – устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Биогеохимические циклы – циркуляция химических элементов абиотического происхождения, которые попадают из окружающей среды в организмы из организмов в окружающую среду. Основные циклы – биохимические циклы углерода, азота, воды, фосфора и серы. Роль воды в биосфере заключается в том, что она – важный климатический фактор и среда для водных организмов. Основные агрегатные состояния воды – жидкое, твёрдое и газообразное. Круговорот углерода и кислорода осуществляется в близко идущих процессах. При дыхании углерод в виде CO2 и в процессе фотосинтеза CO2 снова превращается в органические соединения. Экология - наука о взаимоотношениях между организмами и окружающих их средой. Экологические факторы - любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность и географическое распространение организмов. (В последнем определении дается только левая часть определения). У вас осталась левая часть определения. К какому понятию оно относится? III. Постановка темы и цели урока. «Экологические факторы». (1 слайд) Почему нам необходимо изучать данную тему? Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке? 1.Виды экологических факторов. 2. Влияние факторов на организмы. 3. Закономерности влияния экологических факторов. (2,3 слайд) Работа в парах. На каждой парте лежит литературный текст. Вам необходимо при помощи учебника (с.231) определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию. Максим Горький. Мать. Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки. Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых. День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен. Ответ: Антропогенный фактор – влияние деятельности человека. М.Горький. Ледоход. На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо. Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо. Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака. Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер. Ответ: Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы. В.М.Смирин. «Звери в природе» На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу. Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже. Учащиеся определяют фактор, дают пояснения. Влияние антропогенных факторов, биотических факторов на живые организмы мы изучим на других уроках. Сегодня мы боле подробно остановимся на влиянии абиотического фактора. Ответ: Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами. Работа в группах. Влияние абиотических факторов. 1 группа. На какие группы делятся растения по отношению к температуре, влажности, свету? Как эти факторы влияют на животных? (с. 231 – 235), (3 слайд) По отношению к свету. 1.Светолюбивые 2.Теневыносливые Животные ведут дневной (большинство птиц) образ жизни или ночной (летучие мыши). По отношению к влажности. 1. Влаголюбивые 2. Засухоустойчивые Животные могут получать воду путем окисления жиров. По отношению к температуре. 1. Теплолюбивые 2.Холодостойкие. Теплокровные животные выдерживают наибольший диапазон температур. На организмы также влияют вторичные климатические факторы. Оценивание работы в группах. IV. Закрепление и проверка изученного материала. Мы с вами изучили виды экологических факторов, влияние факторов на организмы, закономерности влияния экологических факторов. 1. Какие экологические факторы нам известны? 2. Как влияет недостаток или избыток любого фактора? 3.Как мы можем использовать закон минимума? Закрепление материала в форме игры «Кот в мешке» (Приложение 1.Слайды 4 - 20). Игра носит фронтальный характер и проходит в быстром темпе. Выбор вопроса предоставляется учащимся. Каждому учащемуся предстоит ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается по одному баллу. Вопрос 1. Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.) Вопрос 2. На какие группы делят экологические факторы? (Факторы делят на: абиотические, биотические, антропогенные.) Вопрос 3. К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.) Вопрос 4. Каково значение видимого света? (Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.) Вопрос 5. Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных? (Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.) Вопрос 6. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным). Вопрос 7. Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? Дайте развёрнутый ответ. (Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.) Вопрос 8. Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги. (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.) Вопрос 9. Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги? (Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.) Вопрос 10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды? (Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.) Вопрос 11. Перечислите известные вам абиотические факторы.(Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон). Вопрос 12. Почему данное изображение считают «экологическим?» (На фотографии два организма: шмель и клевер вступают во взаимовыгодные отношения, а взаимоотношения – предмет изучения экологии.) Вопрос 13. Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.) Вопрос 14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов? (Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.) Вопрос 15. Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор). Вопрос 16. Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.) V. Рефлексия. После самопроверки и самооценивания проводится выявление затруднений работы с тестом. VI. Домашнее задание. 1) Прочитать с. 231 – 235 учебника. 2) Написать мини - сочинение на выбор: а) абиотические факторы моего села; б) антропогенные факторы моего села; в) биотические факторы моего села. Литература. 1. Демьянков Е. Н Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя.– Москва: «Просвещение», 2014. 2. Каменский А. А Введение в общую биологию - М.: Дрофа, 2012. 3. Мамонтов С. Г, Захаров Б. В, Сонин Н. И Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: «Дрофа», 2014.
Автор(ы): Дмитриева Е. М.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Дмитриева Е. М.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx