Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 48. Выявление изменчивости организмов. (Сидоренко О.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Сидоренко Ольга Владимировна, 
    учитель биологии, 
    МБОУ Придолинная СОШ 
    Ташлинского района
    Биология
    9 класс
    УМК С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б.Агафонова, Н. И. Сонин. Биология общие закономерности. 9 класс. Москва. Дрофа 2013 г.  
    Уровень обучения базовый
    Тема урока «Выявление изменчивости организмов»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    Место урока в системе уроков по теме: третий урок по теме «Закономерности и изменчивости».
    Цель урока: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определять их практическое значение, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
    Задачи урока:
    Образовательные: расширить знания о закономерностях модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определение их практического значения, показать статистический характер модификационнной изменчивости
    Развивающие: формирование навыков получения и обработки фактического материала, умений делать заключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи, экспериментально получать вариационный ряд и строить вариационную кривую 
    Воспитательные: воспитание познавательного интереса к изучению биологии на примерах ее законов и проявление закономерностей в повседневной жизни;  воспитание инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, культуры общения
    Планируемые результаты
    Ученик должен знать основные понятия данной темы «вариационный ряд», 
    «вариационная кривая»
    Ученик должен уметь: объяснять закономерности модификационной изменчивости и применять полученные знания в практической деятельности, строить вариационный ряд и вариационную кривую.
    Техническое обеспечение урока:
    Наглядные пособия:  гербарий модификационной изменчивости.
    Оборудование: листья дуба, тополя, вишни, лавровишни (любого другого растения), линейка
    Содержание урока.
               I. Организационный момент:
    Приветствие.
    Подготовка класса к работе.
    II. Актуализация знаний
    - Что такое наследственность?
    - Что такое изменчивость? Какие формы изменчивости вам известны?
     -Что такое фенотипическая изменчивость? Приведите примеры
    - Каково  значение  нормы реакции? Приведите примеры  признаков различных животных и растений, обладающих широкой и узкой нормой реакции.
    III. Изучение нового материала.
     Слово учителя.
    Широкая норма реакции в природных условиях может иметь важное  значение для сохранения и процветания вида. Однако отклонения, вызванные внешними условиями, не изменяют генотипа, они лежат в пределах нормы его реакции.
    При изучении модификационной изменчивости генетики имеют дело с генетически однородным материалом, который развивается при воздействии изменяющихся условий внешней среды. Это приводит к тому, что отдельные организмы обладают различным проявлением размера того или иного признака( количественного). Следовательно, при изучении закономерностей модификационной изменчивости задание сводится к изучению закономерностей в массе случайных явлений. Это можно сделать, используя методы математической статистики.
     Изменение многих признаков поддается количественному изучению. Так, рост и масса людей одного пола и возраста, длина листьев какого-либо дерева, масса семян фасоли и других растений, молочность крупного рогатого скота, яйценоскость кур и многие другие признаки имеют количественные выражения. Чтобы выявить статистические  закономерности модификационной  изменчивости и дать объективную характеристику изменчивого признака, недостаточно ограничиться исследованием немногих особей, нужно изучить большое  их число и построить вариационную кривую для этого выполните практическую работу «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»
      Если мы измерим длину и ширину листьев, взятых с одного дерева, то увидим, что размеры их варьируют в довольно широких пределах. Эта изменчивость – результат разных условий развития листьев на ветвях дерева; генотип их одинаков. Если  некоторое количество листьев расположить в порядке нарастания или убывания признака (длина листьев), то получится ряд изменчивости признак, который носит название вариационного ряда, слагающегося из отдельных вариантов. Варианта, следовательно, есть единичное выражение развития признака.
    Если мы подсчитаем число отдельных вариант в вариационном ряду, то увидим, что частота встречаемости их  неодинакова. Чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам частота встречаемости будет снижаться..Эту работу вы сделаете  на примере  листьев лавровишни. 
    Количественное изменение признака можно выразит графически. По горизонтали (ось абсцисс) откладывают величину признака  (длина листьев) в возрастающем порядке; по вертикали (ось ординат) – частоту встречаемости количества листьев с данной величиной признака. При соединении точек пересечения получается вариационная кривая.
    Графическое выражение изменчивости признака, отражающее как размах вариации, так и частоту встречаемости отдельных вариант, называют вариационной кривой. (запись в тетради).
    - Какими же причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?
    Причина этого – внешняя среда и реакция на нее организма.
    IV. Инструктаж по охране труда.
    V. Ход  работы.
    1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок. Результаты занесите в таблицу.   В верхнюю строку таблицы запишите наиболее часто встречающуюся длину листьев. В нижнюю строку запишите общее количество исследуемых листьев.
    
    Длина листа
    18
    24
    33
    49
    57
    63
    73
    84
    Число листьев
    9
    3
    5
    5
    6
    5
    4
    3
    2. Постройте вариационный ряд. Для этого наиболее часто встречающуюся величину расположите в порядке возрастания. На каждой вершине укажите величину. Вершины соедините плавной линией.
    3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариантов в вариационном ряду.
     На оси абсцисс откладываем значение отдельных величин- длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение соответствующее частоте встречаемости данной листовой пластинки.
     Изучив вариационную кривую ответьте на вопросы.
    1) Есть ли пределы проявления признака?
    2)Укажите пределы изменчивости длины листа.
    3) Укажите наиболее часто встречающуюся длину листа.
    4) Укажите наименее часто встречающуюся длину листа.
    5) Укажите норму реакции этого признака.
    4. Сделайте вывод о закономерностях модификационной изменчивости, ответив на вопросы.
    1) Какие показатели изменчивости данного признака встречаются часто?
    2)  Какие показатели изменчивости данного признака встречаются редко?
    3)Какое количество необходимо обработать для того,  чтобы выявить закономерность?
    4) Есть ли ограничение в изменениях признака?
    5) Почему проявление признака не выходит за переделы нормы реакции?
    6) Какова роль модификационной изменчивости в практической деятельности человека?  
               VI. Домашнее задание:  повторить параграф 35-42, подготовиться к контрольной работе 
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Сидоренко О. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc