Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 47. Фенотипическая изменчивость. (Сидоренко О.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Сидоренко Ольга Владимировна,
     учитель биологии 
    МБОУ Придолинная СОШ 
    Ташлинского района
    Биология
    9 класс
    УМК С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б.Агафонова, Н. И. Сонин. Биология общие закономерности. 9 класс. Москва. Дрофа 2013 г.  
    Уровень обучения базовый
    Тема урока «Фенотипическая изменчивость»
     Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    Место урока в системе уроков по теме: 47 урок
    Цель урока:  расширение знаний об изменчивости,  выявление закономерностей модификационной изменчивости и изучение ее свойств.
    Задачи урока:
    образовательная: определение основных характеристик модификационной изменчивости характеризовать  примеры фенотипической изменчивости, объяснять свойства фенотипической изменчивости и  выявлять ее значение в эволюционном процессе.
    развивающая: формирование познавательного интересе к изучению материала, развитие  умений и навыков анализировать объекты, делать заключения и выводы устанавливать причинно- следственные связи, построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой  информации;
    воспитательная: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и безопасного образа жизни, культуры общения.
    Планируемые результаты
    Ученик должен знать основные понятия данной темы «норма реакции», «фенотип», «модификация»
    Ученик должен уметь: характеризовать закономерности изменчивости, объяснять причины ненаследственных изменений, зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.
    Техническое обеспечение урока:
    Наглядные пособия: таблица «Фенотипическая изменчивость»;
    Раздаточный материал для учащихся, мультимедийное приложение  к учебнику или презентация.
    
    Содержание урока
    I. Организационный момент:
    Приветствие.
    Подготовка класса к работе.
    II. Проверка знаний раннее изученного материала
    Фронтальная беседа.
    Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Наследственная (генотипическая) изменчивость).
    Что такое изменчивость? (Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства)
    Какие формы изменчивости вам  известны? (наследственная и ненаследственная) 
     Какая изменчивость называется наследственной(генотипической)?(генотипическая изменчивость – это изменчивость, связанная с изменением признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений.) 
     Как Ч. Дарвин  назвал наследственную изменчивость?(неопределенной, индивидуальной)
     Что  такое мутации? (наследственные изменения генетического материала)
    В чем заключается биологический и эволюционный смысл существования мутаций? (генетическое разнообразие в пределах вида, резерв наследственной изменчивости) 
    
    Какие структуры клетки перестраиваются при мутационной изменчивости? (мутации возникают вследствие изменения структуры гена или хромосомы) 
    Дайте классификацию мутаций.
    Работа с раздаточным материалом. Выбрать правильные суждения и выписать их номера.
    1.Наследственность – это способность организмов передавать свои прзнаки и особенности развития следующему поколению
    2.Мутации не наследуются
    3. Впервые закономерности наследственности и изменчивости были установлены в 1865 году Г. Менделем.
    4. Ч. Дарвин наследственную изменчивость назвал неопределенной.
    5. Полиплоидия – это увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору.
    6. Генеративные мутации возникают в клетках  тела.
    7. Три хромосомы в 20 паре, или трисомия по 20 паре хромосом главная причина болезни Дауна.
    8. Мутации главный источник разнообразия видов.
     Правильные ответы: 1,3,4,5,8   
     III. Мотивационная деятельность.
    Учитель предлагает учащимися  объяснить следующие факты.
    1) Почему, растения пшеницы, имеющие одинаковый генотип, часто отличаются друг от друга по высоте стебля, величине колосьев, размерам зерновок 
    2)  Почему, урожайность томатов, огурцов, выращенных в теплице, всегда выше по сравнению с урожайностью растений, возделываемых  на грядке в плохих условиях. Все растения выращиваются из семян, полученных от одного растения.
    3) Если в корм личинок мушек дрозофилы добавить немного нитрата серебра, то из них выводятся желтые мушки вместо серых. 
    Достаточно ли у вас знаний, чтобы дать  разъяснения этим фактам?
    Какая цель нашего урока?
    IV. Изучение нового материала.
    Тема: Фенотипическая изменчивость
    План
    1. Влияние среды на развитие
    2.Норма реакции, ее значение
    3.Свойства модификаций
    
    1. Влияние среды на развитие.
     Живой организм всегда находится в тесной взаимосвязи с окружающей его средой, под влиянием факторов которой проявляется одно из важных свойств организма – его изменчивость. 
     Вспомните что такое изменчивость? 
     Если изменения произошли под влиянием внешней среды, не затронули генотип, а только вызвали более или менее значительное изменение фенотипа, то речь будет идти о фенотипической, модификационной,  ненаследственной, определенной изменчивости. Такие изменения не передаются по наследству.
    Модификационная  (фенотипическая)  изменчивость – это процесс появления новых признаков под влиянием  факторов внешней среды, не затрагивающих генотип. (запись определения учащимися в тетрадь)
    Модификация -  изменение фенотипа, признака под влиянием внешней среды, не передающее по наследству
       Что такое фенотип? (совокупность всех признаков и свойств организма, являющихся результатом взаимодействия генотипа с условиями внешней среды.) 
     Из повседневных наблюдений за живыми организмами мы знаем, что развитее признаков организма зависит от среды (температура, влажность, освещенность, количество и качество пищи). 
    Приведите примеры такого влияния. (учащиеся приводят примеры, учитель обобщает приведенные примеры)
    Рассмотрим пример. У комнатного растения примулы китайской в обычных условиях при температуре от 15 до 200С цветы имеют красную окраску. Но если растение, обладающее красными цветками, перенести с повышенной влажностью и температурой от 30 до 500С, то вновь развившиеся цветки окажутся белыми, а при возвращении в прежние условия снова появятся красные цветки. Это значит, что один и те же наследственные свойства дают различное проявление  в зависимости от условий, в которых происходит реализация этих свойств.
    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Рассмотрите рис.107 на с 201 учебника, прочитайте комментарий к рисунку и ответьте на следующие вопросы.
    - Как изменяются признаки под воздействием факторов внешней среды?
    - Наследуемы ли эти изменения? Почему?
     Таких примеров влияния внешней среды можно еще привести очень много. Но, всем хорошо известно, что из зерна пшеницы вырастит только пшеница и ни при каких условиях не может вырасти рожь. Это же относится к группе крови человека и животных, окраске глаз.
    Учитель объясняет эксперимент с кроликами: горностаевые кролики и кролики-альбиносы при рождении  неотличимы друг от друга. Альбиносы сохраняют свою внешность в течение всей жизни, а у горностаевых кроликов частично развивается пигментация: лапки, хвостик, уши и кончик мордочки окрашиваются в черный цвет.  Приведенный опыт в учебнике объясняет, почему горностаевые кролики рождаются совершенно белыми. В эмбриональный период  они находятся в условиях высокой температуры. Однако кролики-альбиносы не могут развивать пигмент, ни при какой температуре, в пределах которой возможно их существование.
    -Какой вывод можно сделать на основании этих фактов? (Некоторые черты развития совершенно не изменяются от условий внешней среды и определяются генотипом. Фенотипическое разнообразие в пределах одного вида зависит от разнообразия генотипов, а не от разнообразия условий внешней среды.) 
     В сходных условиях среды у генетически близких организмов модификационная изменчивость имеет групповой характер, например в летний период у большинства людей под влиянием солнечных лучей в коже откладывается защитный пигмент – меланин, люди загорают. Но загар хоть появляется у всех, все же неодинаков – это определяется внутренними  свойствами организма. Также тщетно отыскать два яблока абсолютно одинаковой формы, размера и веса в целом магазине, несмотря на то, что все плоды будут иметь характерные для данного сорта особенности.
    2. Норма реакции, ее значение.
    - Каковы отношения между генами и средой формирования признаков?
    Для ответа на этот вопрос  ознакомьтесь с примерами фенотипической изменчивости на с.202-203  (самостоятельная работа с текстом учебника). Обсуждая результаты задания, учитель подводит учащихся к тому, что наследуется способ реакции организма на внешние условия – норма реакции.
    Норма реакции - это пределы, в которых возможно изменение признака у данного генотипа. (запись в тетрадь)
    У одного и того вида же организмов под воздействием условий внешней среды изменчивость различных признаков может быть абсолютно различной. Норма реакции для различных признаков может быть широкой и узкой. 
    - Приведите примеры широкой и узкой нормы реакции.
    В отличие от самой модификационной изменчивости  норма реакции наследуется, и ее границы различны для признаков и у отдельных индивидов, обусловлены генотипом особи.
    -Каково значение нормы реакции? (Определяет пределы модификационной изменчивости.)
    - Чем определяется широта нормы реакции ? (Генотипом  и значением признака в жизнедеятельности организма.)
    -Как применяются на практике знания о пределах модификационной изменчивости?
    Таким образом, развитие каждого отдельного признака у любого организма есть результат взаимодействия генотипа и внешней среды, причем влияние генотипа неотделимо от влияния внешней среды и наоборот.
    Благодаря тому, что большинство модификаций имеют приспособительное значение, они способствуют адаптации – приспособлению организма в пределах нормы реакции к существованию в изменяющихся условиях.
    3. Свойства модификаций.  
     Используя текст на с 203,  заполните схему «Свойства модификаций»
    
    Свойства модификаций
     
    
    
     
    
    
     
    
    
    
    
    
    
    V. Закрепление.
    
     - Раскройте смыл понятия «ненаследственная изменчивость», которую Ч.Дарвин назвал определенной, или групповой?
    - Почему модификационная изменчивость не передается по наследству?
    Пройдите тестирование, указав номер вопроса и букву, обозначающую один верный ответ. (взаимопроверка)
    1. Как называется модификационная изменчивость?
    а) наследственная                     в) индивидуальная
    б) комбинативная                      г) ненаследственная
               2.Чем характерны признаки при модификационной изменчивости?
    а) могут быть полезными или вредными
    б) зависят от окружающей среды
    в) могут быть доминантными или рецессивными
    г) возникают внезапно
    3.Что из перечисленного нельзя отнести к модификационной изменчивости?
    а) разная масса семян фасоли
    б) окраска белой вороны (альбинос)
    в) разный рост учащихся в классе
    г) разный диаметр клубней картофеля
    4. Пределы модификационной изменчивости называются
    а) нормой реакции
    б) корреляциями
    в) модификациями
    г) мутациями
    5. Характерной особенностью модификационной изменчивости является то, что она
    а) возникает случайно и наследуется
    б) не передается по наследству
    в) не зависит от условий окружающей среды
    г) индивидуальна
     Ответы  1г, 2б, 3б, 4а,5б
    VI. Домашнее задание: параграф 42, ответить на вопросы 1-4,  используя параграфы 41 и 42 заполните таблицу
    Сравнение мутационной и модификационной изменчивости 
    Критерии сравнения
    Модификационная изменчивость
    Мутационная изменчивость
    Определение
    
    
    Суть явления
    
    
    Частота проявления
    
    
    Направленность
    
    
    Значение
    
    
    Наследование
    
    
    
    
    
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Сидоренко О. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc