Название предмета: Биология Класс: 9 класс УМК: Учебник « Биология. Общие закономерности. 9 класс»/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - М. : Дрофа, 2010. Уровень обучения : базовый. Тема урока: Наследственная (генотипическая) изменчивость. Количество часов, отведенное на изучение темы:1 Место урока в системе уроков по теме: 1 Цели урока: изучить явление наследственной изменчивости, его закономерности, сформулировать знания о типах мутаций и частоте их появления, значении мутаций, научить учащихся определять форму изменчивости по ее характеристикам, сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявления каждой из них. Задачи урока: 1. Рассмотреть явление изменчивости как свойство живых организмов, типы изменчивости, виды наследственной изменчивости и ее закономерности. 2. Продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости; умений объяснить эти свойства на основе полученных знаний. 3. Убедить и показать старшеклассникам значение мутационного процесса для эволюции органического мира и условия здорового образа жизни человека, что борьба с ядерной угрозой, загрязнением природной среды есть одновременно и борьба против мутагенных факторов. Планируемые результаты: Ученик должен иметь представление: о механизмах возникновения мутаций, мутациях; Знать определения «наследственность», »изменчивость»,»мутация»,»кроссинговер»,»кариотип»,»полиплодия» и др. Уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний. Техническое обеспечение урока: Учебник, дополнительный материал с печатного листа, таблица »Наследственная изменчивость». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. Общая биология. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М., Высшая школа, 1986 г., стр. 224-227. 2. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учеб. для общеобр. учреждений – М., Дрофа, 2003, стр. 216-221. Ход урока I. Организационный момент -приветствие - подготовка к работе; - наличие учащихся. II. Опрос домашнего задания Чудеса называются так не потому, что они творятся Богом, Но потому, что они случаются редко и поэтому удивительны. И.Ньютон Фронтальный опрос. -Какие хромосомы называют половыми? -Какой пол называют гомогаметным и какой-гетерогаметным? -Что такое сцепление генов с полом? Приведите примеры наследования гена, сцепленного с полом. -Приведите примеры доминантных и рецессивных признаков у человека. -Какие из исследованных Г.Менделем признаков гороха наследуются как доминантные? -Как гены влияют на проявление качественных признаков? -Чем определяются качественные признаки? -Приведите примеры влияния генов на проявление других, неаллельных генов. 111. Изучение нового материала. Тема: Закономерности изменчивости. Наследственная ( генотипическая ) изменчивость. План 1.Изменчивость как свойство живых организмов. 2.Виды изменчивости. 3.Наследственная изменчивость, ее значение. 4.Мутационная изменчивость. Учитель задаёт вопрос: - Что такое изменчивость? -Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства .( Записывают определение в тетрадь) Различают два типа изменчивости: ненаследственную, или модификационную изменчивость, при которой изменений генотипа не происходит и наследственную. Ненаследственная — основа разнообразия живых организмов. Механизмы наследственной изменчивости разнообразны. Основной вклад в наследственную изменчивость вносит генотипическая изменчивость, которая связана с изменением генотипа; существует также и цитоплазматическая изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с изменениями в ДНК и РНК пластид и митохондрий. Генотипическая изменчивость в свою очередь слагается из мутационной и комбинативной изменчивости. Комбинативная изменчивость — важнейший источник бесконечно большого наследственного разнообразия, которое наблюдается у живых организмов. Учитель задаёт вопрос классу и дополняет ответы учащихся: - Что лежит в основе комбинативной изменчивости? В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение, а основными ее истоками являются: 1. Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении - первая и важнейшая основа комбинативной изменчивости. Именно это явление лежит в основе третьего закона Менделя (закона независимого наследования признаков). Появление зеленых гладких и желтых морщинистых семян во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми модифицированными семенами — пример комбинативной изменчивости. 2. Рекомбинация генов, основанная на явлении перекреста хромосом. Рекомбинантные хромосомы попав в зиготу, вызывают появление нетипичных для родителей признаков. 3. Случайная встреча гамет при оплодотворении. Все три основных источника комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, создавая огромное разнообразие генотипов. Мутационная изменчивость является результатом мутаций. Термин «мутация» впервые ввел в 1901 году ввёл в науку голландский генетик Г. де Фриз. Проводя опыты с энотерой (декоративное растение) , он случайно обнаружил экземпляры, отличающиеся рядом признаков от остальных (большой рост, гладкие, узкие и длинные листья, красные жилки листьев и широкая полоса на чашечке цветка и т.д. Причем при семенном размножении растения из поколения в поколение стойко сохраняли эти признаки. В результате обобщения этих знаний де Фриз создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день : 1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходов. 2. Мутации наследственны, т.е. стойко передаются из поколения в поколение. 3. Мутации не образуют непрерывных рядов, не группируется вокруг среднего типа (как при модификационной изменчивости), они являются качественными изменениями. 4. Мутации ненаправленны – мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так и жизненно важных признаков в любом направлении. 5. Одни и те же мутации могут возникать повторно. 6. Мутации индивидуальны, то есть возникают у отдельных особей. Процесс возникновения мутаций называют мутагенезом, организмы, у которых произошли мутации – мутантами, а факторы среды, вызывающие мутации – мутагенами. Существует несколько классификаций мутаций. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать классификацию мутаций, затем вместе с учителем заполнить схему (стр. 198-200). По месту возникновения: генеративные – возникшие в половых клетках. Они не влияют на признаки данного организма, а проявляются только в следующем поколении. Соматические – возникающие в соматических клетках. Эти мутации проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении. Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения. Мутации по адаптивному значению: полезные – повышающие жизнеспособность, вредные – понижающие, нейтральные – не влияющие на жизнеспособность особей. Эта классификация весьма условна, т.к. одна и та же мутация в одних условиях может быть полезной, а в других – вредной. Мутации по характеру проявления: доминантные и рецессивные (мутации не проявляющиеся у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняющиеся в популяции и образующее резерв наследственной изменчивости). Также по характеру проявления делятся на спонтанные – мутации, возникшие естественным путем под действием факторов среды обитания, индуцированные – мутации, искусственно вызванные действием мутагенных факторов. Мутации по характеру изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Типы мутаций» в графе «Геномные мутации» Типы мутаций Сущность мутации Геномные Хромосомные Генные С чем связано возникновение мутации Примеры заболеваний человека Классификация Проверка заполненной таблицы с дополнениями учителя. Гетероплодия (анеуплоидию) – некратное геному увеличение или уменьшение числа хромосом. Чаще наблюдается уменьшение или увеличение числа хромосом на одну (реже две, три и более). Гетероплоидия (от гетеро... и греч. - plóos, здесь — кратный и éidos — вид), изменение генома (набора хромосом), связанное с добавлением к набору одной или более хромосом или с их утратой; то же, что анеуплоидия. Вследствие нерасхождения какой-либо пары гомологичных хромосом в мейозе одна из образовавшихся гамет содержит на одну хромосому меньше, а другая – на одну больше. Слияние таких гамет с нормальной гаплоидной гаметой при оплодотворении приводит к образованию зиготы с меньшим или большим числом хромосом по сравнению с диплоидным. Среди анеуплоидов встречаются: трисомики – организмы с набором хромосом 2n+1 (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера), моносомики – организмы с набором хромосом 2n-1 (синдром Тернера). Например, болезнь Дауна у человека возникает в результате трисомии по 21-й паре хромосом. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу .Хромосомные мутации – мутации – вызывающие изменение структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться как в пределах одной хромосомы – внутрихромомные мутации, так и между негомологичными хромосомами – межхромосомные мутации. Делеция – потеря участка хромосом, инверсия – поворот участка хромосомы на 180°, дупликация – перенос участка одной хромосомы на другую. Примерами заболеваний является синдром Лежена или синдром крика кошки его еще называют. Он развивается при делеции. При этом синдроме наблюдается: общее отставание в развитии, низкая масса при рождении и мышечная гипотония, лунообразное лицо с широко расставленными глазами характерный плач ребёнка, напоминающий кошачье мяуканье, причиной которого является изменение гортани (сужение, мягкость хрящей, уменьшение надгортанника, необычная складчатость слизистой оболочки) или недоразвитие гортани. Признак исчезает к концу первого года жизни. К межхромосомным мутациям относится транслокация – перенос части генетического материала с одной хромосомы на другую крайний случай — объединение целых хромосом Генные мутации (самостоятельная работа с учебником). Комментарии учителя по ходу проверки выполненной работы. Генные мутации, возникающие в гаметах или в будущих половых клетках, передаются всем клеткам потомков и могут влиять на дальнейшую судьбу популяции. Соматические генные мутации, происходящие в организме, наследуются только теми клетками, которые образуются из мутантной клетки путем митоза. Они могут оказать воздействие на тот организм, в котором они возникли, но со смертью особи исчезают из генофонда популяции. Соматические мутации, вероятно, возникают очень часто и остаются незамеченными, но в некоторых случаях при этом образуются клетки с повышенной скоростью роста и деления. Эти клетки могут дать начало опухолям - доброкачественным, которые не оказывают особого влияния на весь организм, либо злокачественным, что приводит к раковым заболеваниям. Эффекты генных мутаций чрезвычайно разнообразны. Большая часть мелких генных мутаций фенотипически не проявляется, поскольку они рецессивны, однако известен ряд случаев, когда изменение всего лишь одного основания в определенном гене оказывает глубокое влияние на фенотип. Одним из примеров служит серповидноклеточная анемия - заболевание, вызываемое у человека заменой основания в одном из генов, ответственных за синтез гемоглобина, альбинизм; анконская порода овец. Частоте возникновения мутаций и их роль в эволюционном процессе. Учитель приводит следующие примеры. Подсчитано, что какой-либо ген у дрозофилы может мутировать один раз примерно в 40 тыс. лет, но, так как у нее их несколько тысяч, каждая двадцатая половая клетка мухи несет какую-нибудь мутацию. Ежегодно в мире появляется на свет 75 млн. детей, из них около 1,5 млн. рождаются с наследственными болезнями, вызванными мутациями. Число мутаций удваивается у человека при испытании ядерного оружия, если он за 30 лет жизни получит лишние 10Р сверх нормального естественного фона радиации Земли. В мире ежегодно рождается около 15 тыс. детей с тяжелыми наследственными недугами, вызванными испытаниями ядерного оружия. Известен случай рождения в Японии в семье, пережившей взрыв атомной бомбы, девочки, которая имела в раннем возрасте умственное развитие 20-летней девушки, но умерла довольно скоро. IV. Закрепление знаний. 1. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом называются: а) хромосомные; б) геномные; в) генные. 2. Удвоение участка хромосомы называется: а) дупликация; б) делеция; в) инверсия. 3. Возникновение хромосомных мутаций связано: а) с нарушением митоза или мейоза; б) с разрывом хромосом и воссоединением в новых сочетаниях; в) с изменением последовательности нуклеотидов ДНК. 4. Синдром Дауна является проявлением мутации: а) геномной; б) хромосомной; в) генной. 5. Возникновение геномных мутаций связано: а) с нарушением митоза или мейоза; б) с изменением последовательности нуклеотидов в ДНК; в) с разрывом хромосом и воссоединением в новых сочетаниях. 6. Дайте определение понятию «мутагенные факторы». 7. Мутагенным фактором являются: а) ионизирующее излучение б) температура в) транслокация V. Домашнее задание: выучить по тетради, учебник параграф 41; вопросы 1-5,стр. 200.
Автор(ы): Темирбулатова М. Г.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx