Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 43. Генетика пола. (Диденко Т.В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                       Диденко Татьяна Витальевна  учитель биологии                  
    	                                                                                            МБОУ Калининская СОШ
    Предмет: биология 
    Класс – 9
    УМК Сонин Н.И. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности.  9 кл.-М. Дрофа, 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок по теме «Закономерности наследования организмов».
    Тема урока: Генетика пола. 1 час.
    Цель: выяснить сущность механизма хромосомного определения пола; изучить  причину наследования генов, сцепленных с полом; продолжать работу с текстом на анализ и синтез, решению генетических задач.
    Задачи:
    -   освоить знания о  механизме определения пола;
    - овладеть умениями применять биологические знания для объяснения причин наследования генов, сцепленных с полом;
    - продолжать практико – ориентированную деятельность по выявлению  причин наследственных заболеваний человека, работая с различными  источниками информации;
    - развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, решать простейшие генетические задачи;
    - формировать здоровьесберегающую и экологическую компетенции.
    Планируемые результаты обучения:
     Обучающий должен знать основные понятия:
    аутосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы.
    Приводить примеры наследственных заболеваний человека сцепленных с полом. 
    Оборудование: таблицы «Кариотип человека» «Механизм определения пола»,  компьютер, ЭОР, магнитное пособие, учебник.
    Тип урока: комбинированный.
    Используемые технологии: технология проектной деятельности, технология развития критического мышления 
    
                                         Деятельность учителя и учащихся на уроке
    
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    
    
    Актуализация знаний
    
    Активизирует знания обучающихся необходимые для изучения нового материала.
    -Игра «Задумано слово»
    (Из 12 букв – Организм, в генотипе которого есть два одинаковых аллельных гена? гомозиготный;
    Из 14 букв –  Организм, в генотипе которого  разные  аллельные гены?  гетерозиготный)
    
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы заданий задуманных слов,  отгадывают слова, дают определения  понятиям,  осуществляют анализ ответов одноклассников.
    
    
    Изучение нового материала.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Проблема: Т Морганом и его школой  впервые было обнаружено, что соотношение полов у мушки дрозофилы 1:1. Такое же соотношение полов при рождении и у человека. В чем причина?
    Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов  у животных очень важна для теоретической биологии и для практики.
    Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.
    
    Задание №1. 
    1 гр.Используя текст П.39 стр. 189. Составьте кластер «Кариотип  человека». Докажите.
    Задание №1 
    2 гр. Используя текст П.39 стр. 189-190.
    Составьте схему «Образование гамет у человека». Определите гомо и гетерогаметный пол.
    
    Учитель выступает в роли консультанта при затруднениях учащихся (направляет деятельность, дает советы)
     (Метод активного чтения).
    Когда же закладывается пол?
    
    
    
    
    Выдвигают гипотезы.
    
    
    
    
    
    Обосновывают цель: В чем причина такого соотношения полов? Когда закладывается пол?
    
    
    
    Обучающиеся в группе  работают с текстом, таблицей (4-5 минут).
     Составляют кластер « Кариотип человека».1 гр.
    Составляют схему « Образование гамет» 2 гр.
    Обучающиеся представляют результат своей работы.
    Дают определения. 
    Обмениваются полученной информацией.
    
    
    
    
    Обучающие отвечают на вопрос, формулируют вывод.
    Вывод: Пол закладывается в момент оплодотворения.  Решающую роль в определении пола играет гетерогаметный  пол.
    Вывод записывают в тетрадь.
    
    
     Мотивирует учащихся к выявлению поставленной цели.
    Наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. 
    Сообщает о наследственных заболеваниях гены, которых расположены в Х – хромосоме. Почему носителями гена гемофилии и дальтонизма являются женщины, а  страдают мужчины? В каких случаях может заболеть женщина? 
    Задание №2. Провести анализ рис.100. Выяснить причину этих явлений?
     (ведет беседу, задает вопросы, если это необходимо).
    
    
    
    
    
    
    
    Обучающиеся  воспринимают информацию.
    
     
    Устанавливают причинно- следственные связи в данном факте.  
    
    Анализируют схему  «Наследование Дальтонизма»
    Выявляют причину  наследования дальтонизма.
    Обучающиеся   воспринимают информацию.
    Отвечают на вопрос: В каких случаях может заболеть женщина? 
    (Если в брак вступает отец, страдающий заболеванием и женщина – носительница).
      
    
    Задание №3.  Используя фрагмент ЭОР «Генетика пола» или презентацию, составьте задачу» « Наследование гемофилии». 
    Выступает в роли консультанта.
    Работают в группах, делают мини – проект, обсуждают, готовятся к защите, защищают.
    
    Рефлексия 
     Одну из составленных задач решают сообща.
    Задача. 
    Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого заболевания. Какова вероятность рождения в этой семье больного гемофилией ребенка?
    
    
    
    
    
    
    
    Самоанализ. 
    Закончите предложения:
    
    
    
    
    
    Оцените свою работу на уроке.
    Оцените работу товарища. 
    Считаете ли вы свою работу на уроке успешной? 
    
    
    Составляют схему скрещивания на доске. 
    Все остальные в тетрадях.
     Схема:
    Р♂ ХhY   х   ♀ХHХH
    G:Хh ; Y;	ХH;   ХH
    F1 ХHХh ; ХHХh ;  ХHY ;  ХHY.
    Ответ: Все дети от данного брака здоровы. 
    Беседа по задаче.
    Отрабатывают навыки оформления задачи.
    
    « Я сегодня узнал….»
    « У меня хорошо получилось…»
    « Серьезные трудности я ощутил при…»
    
    
    
    Оценивают. 
    Домашнее задание  
    П.39. Выполнить задание « Подумайте!» стр. 192. 
    Т.З. Подготовить сообщение о наследственных заболеваниях человека.
    Обучающиеся записывают задания в дневники.
    
    
    
                                                                 
    
    
     

    Автор(ы): Диденко Т. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc