Диденко Татьяна Витальевна учитель биологии МБОУ Калининская СОШ Предмет: биология Класс – 9 УМК Сонин Н.И. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.-М. Дрофа, 2004. Уровень обучения: базовый Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок по теме «Закономерности наследования организмов». Тема урока: Генетика пола. 1 час. Цель: выяснить сущность механизма хромосомного определения пола; изучить причину наследования генов, сцепленных с полом; продолжать работу с текстом на анализ и синтез, решению генетических задач. Задачи: - освоить знания о механизме определения пола; - овладеть умениями применять биологические знания для объяснения причин наследования генов, сцепленных с полом; - продолжать практико – ориентированную деятельность по выявлению причин наследственных заболеваний человека, работая с различными источниками информации; - развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, решать простейшие генетические задачи; - формировать здоровьесберегающую и экологическую компетенции. Планируемые результаты обучения: Обучающий должен знать основные понятия: аутосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы. Приводить примеры наследственных заболеваний человека сцепленных с полом. Оборудование: таблицы «Кариотип человека» «Механизм определения пола», компьютер, ЭОР, магнитное пособие, учебник. Тип урока: комбинированный. Используемые технологии: технология проектной деятельности, технология развития критического мышления Деятельность учителя и учащихся на уроке Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Актуализация знаний Активизирует знания обучающихся необходимые для изучения нового материала. -Игра «Задумано слово» (Из 12 букв – Организм, в генотипе которого есть два одинаковых аллельных гена? гомозиготный; Из 14 букв – Организм, в генотипе которого разные аллельные гены? гетерозиготный) Отвечают на вопросы заданий задуманных слов, отгадывают слова, дают определения понятиям, осуществляют анализ ответов одноклассников. Изучение нового материала. Проблема: Т Морганом и его школой впервые было обнаружено, что соотношение полов у мушки дрозофилы 1:1. Такое же соотношение полов при рождении и у человека. В чем причина? Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов у животных очень важна для теоретической биологии и для практики. Учитель подводит учащихся к постановке цели урока. Задание №1. 1 гр.Используя текст П.39 стр. 189. Составьте кластер «Кариотип человека». Докажите. Задание №1 2 гр. Используя текст П.39 стр. 189-190. Составьте схему «Образование гамет у человека». Определите гомо и гетерогаметный пол. Учитель выступает в роли консультанта при затруднениях учащихся (направляет деятельность, дает советы) (Метод активного чтения). Когда же закладывается пол? Выдвигают гипотезы. Обосновывают цель: В чем причина такого соотношения полов? Когда закладывается пол? Обучающиеся в группе работают с текстом, таблицей (4-5 минут). Составляют кластер « Кариотип человека».1 гр. Составляют схему « Образование гамет» 2 гр. Обучающиеся представляют результат своей работы. Дают определения. Обмениваются полученной информацией. Обучающие отвечают на вопрос, формулируют вывод. Вывод: Пол закладывается в момент оплодотворения. Решающую роль в определении пола играет гетерогаметный пол. Вывод записывают в тетрадь. Мотивирует учащихся к выявлению поставленной цели. Наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Сообщает о наследственных заболеваниях гены, которых расположены в Х – хромосоме. Почему носителями гена гемофилии и дальтонизма являются женщины, а страдают мужчины? В каких случаях может заболеть женщина? Задание №2. Провести анализ рис.100. Выяснить причину этих явлений? (ведет беседу, задает вопросы, если это необходимо). Обучающиеся воспринимают информацию. Устанавливают причинно- следственные связи в данном факте. Анализируют схему «Наследование Дальтонизма» Выявляют причину наследования дальтонизма. Обучающиеся воспринимают информацию. Отвечают на вопрос: В каких случаях может заболеть женщина? (Если в брак вступает отец, страдающий заболеванием и женщина – носительница). Задание №3. Используя фрагмент ЭОР «Генетика пола» или презентацию, составьте задачу» « Наследование гемофилии». Выступает в роли консультанта. Работают в группах, делают мини – проект, обсуждают, готовятся к защите, защищают. Рефлексия Одну из составленных задач решают сообща. Задача. Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого заболевания. Какова вероятность рождения в этой семье больного гемофилией ребенка? Самоанализ. Закончите предложения: Оцените свою работу на уроке. Оцените работу товарища. Считаете ли вы свою работу на уроке успешной? Составляют схему скрещивания на доске. Все остальные в тетрадях. Схема: Р♂ ХhY х ♀ХHХH G:Хh ; Y; ХH; ХH F1 ХHХh ; ХHХh ; ХHY ; ХHY. Ответ: Все дети от данного брака здоровы. Беседа по задаче. Отрабатывают навыки оформления задачи. « Я сегодня узнал….» « У меня хорошо получилось…» « Серьезные трудности я ощутил при…» Оценивают. Домашнее задание П.39. Выполнить задание « Подумайте!» стр. 192. Т.З. Подготовить сообщение о наследственных заболеваниях человека. Обучающиеся записывают задания в дневники.
Автор(ы): Диденко Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc