Диденко Татьяна Витальевна учитель биологии
МБОУ Калининская СОШ
Предмет: биология
Класс – 9
УМК Сонин Н.И. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.-М. Дрофа, 2004.
Уровень обучения: базовый
Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок по теме «Закономерности наследования организмов».
Тема урока: Генетика пола. 1 час.
Цель: выяснить сущность механизма хромосомного определения пола; изучить причину наследования генов, сцепленных с полом; продолжать работу с текстом на анализ и синтез, решению генетических задач.
Задачи:
- освоить знания о механизме определения пола;
- овладеть умениями применять биологические знания для объяснения причин наследования генов, сцепленных с полом;
- продолжать практико – ориентированную деятельность по выявлению причин наследственных заболеваний человека, работая с различными источниками информации;
- развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, решать простейшие генетические задачи;
- формировать здоровьесберегающую и экологическую компетенции.
Планируемые результаты обучения:
Обучающий должен знать основные понятия:
аутосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы.
Приводить примеры наследственных заболеваний человека сцепленных с полом.
Оборудование: таблицы «Кариотип человека» «Механизм определения пола», компьютер, ЭОР, магнитное пособие, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: технология проектной деятельности, технология развития критического мышления
Деятельность учителя и учащихся на уроке
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Активизирует знания обучающихся необходимые для изучения нового материала.
-Игра «Задумано слово»
(Из 12 букв – Организм, в генотипе которого есть два одинаковых аллельных гена? гомозиготный;
Из 14 букв – Организм, в генотипе которого разные аллельные гены? гетерозиготный)
Отвечают на вопросы заданий задуманных слов, отгадывают слова, дают определения понятиям, осуществляют анализ ответов одноклассников.
Изучение нового материала.
Проблема: Т Морганом и его школой впервые было обнаружено, что соотношение полов у мушки дрозофилы 1:1. Такое же соотношение полов при рождении и у человека. В чем причина?
Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов у животных очень важна для теоретической биологии и для практики.
Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.
Задание №1.
1 гр.Используя текст П.39 стр. 189. Составьте кластер «Кариотип человека». Докажите.
Задание №1
2 гр. Используя текст П.39 стр. 189-190.
Составьте схему «Образование гамет у человека». Определите гомо и гетерогаметный пол.
Учитель выступает в роли консультанта при затруднениях учащихся (направляет деятельность, дает советы)
(Метод активного чтения).
Когда же закладывается пол?
Выдвигают гипотезы.
Обосновывают цель: В чем причина такого соотношения полов? Когда закладывается пол?
Обучающиеся в группе работают с текстом, таблицей (4-5 минут).
Составляют кластер « Кариотип человека».1 гр.
Составляют схему « Образование гамет» 2 гр.
Обучающиеся представляют результат своей работы.
Дают определения.
Обмениваются полученной информацией.
Обучающие отвечают на вопрос, формулируют вывод.
Вывод: Пол закладывается в момент оплодотворения. Решающую роль в определении пола играет гетерогаметный пол.
Вывод записывают в тетрадь.
Мотивирует учащихся к выявлению поставленной цели.
Наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.
Сообщает о наследственных заболеваниях гены, которых расположены в Х – хромосоме. Почему носителями гена гемофилии и дальтонизма являются женщины, а страдают мужчины? В каких случаях может заболеть женщина?
Задание №2. Провести анализ рис.100. Выяснить причину этих явлений?
(ведет беседу, задает вопросы, если это необходимо).
Обучающиеся воспринимают информацию.
Устанавливают причинно- следственные связи в данном факте.
Анализируют схему «Наследование Дальтонизма»
Выявляют причину наследования дальтонизма.
Обучающиеся воспринимают информацию.
Отвечают на вопрос: В каких случаях может заболеть женщина?
(Если в брак вступает отец, страдающий заболеванием и женщина – носительница).
Задание №3. Используя фрагмент ЭОР «Генетика пола» или презентацию, составьте задачу» « Наследование гемофилии».
Выступает в роли консультанта.
Работают в группах, делают мини – проект, обсуждают, готовятся к защите, защищают.
Рефлексия
Одну из составленных задач решают сообща.
Задача.
Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого заболевания. Какова вероятность рождения в этой семье больного гемофилией ребенка?
Самоанализ.
Закончите предложения:
Оцените свою работу на уроке.
Оцените работу товарища.
Считаете ли вы свою работу на уроке успешной?
Составляют схему скрещивания на доске.
Все остальные в тетрадях.
Схема:
Р♂ ХhY х ♀ХHХH
G:Хh ; Y; ХH; ХH
F1 ХHХh ; ХHХh ; ХHY ; ХHY.
Ответ: Все дети от данного брака здоровы.
Беседа по задаче.
Отрабатывают навыки оформления задачи.
« Я сегодня узнал….»
« У меня хорошо получилось…»
« Серьезные трудности я ощутил при…»
Оценивают.
Домашнее задание
П.39. Выполнить задание « Подумайте!» стр. 192.
Т.З. Подготовить сообщение о наследственных заболеваниях человека.
Обучающиеся записывают задания в дневники.
Автор(ы): Диденко Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc