Фамилия, имя, должность Кочергина Татьяна Федоровна, учитель Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернояровская средняя общеобразовательная школа Ташлинский район Оренбургская область Предмет Биология Класс 9 УМК «Биология .Общие закономерности», 9 класс, С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 2012 г Уровень обучения Базовый Тема урока Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя Общее количество часов, отведенное на изучение темы 6 Место урока в системе уроков по теме 1 Цель урока Формирование у обучающихся представления о предмете, задачах и методах генетики, моногибридном скрещивании. Задачи урока Образовательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, генетической терминологией и символикой. Развитие способности учащихся извлекать информацию из разных источников; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать; Формирование ответственного отношения к интеллектуальному труду, умения осуществлять совместную информационную деятельность при выполнении учебного задания Планируемые результаты Предметные умения Метапредметные умения Личностные умения Обучающийся дожен знать: Суть гибридологического метода ; генетическую терминологию и символику Обучающийся должен уметь: записывать схемы скрещивания; решать задачи, используя генетическую символику решать задачи на моногибридное скрещивание, Умение планировать последовательность действий, проводить исследовательскую работу. Осознание учащимися ценности изучаемого предмета Техническое обеспечение урока Учебник «Биология.Общие закономерности. Авторы: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.; компьютер, гербарий. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока Источники информации:учебник «Биология. Общие закономерности, авторы:.С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. ТСО: компьютеры, проектор, экран. Средства наглядности: презентация « Грегор Мендель» Дидактические средства: распечатанные для каждой парты указания к практической работе. Содержание урока Этапы урока Время этапа Задачи этапа Основные элементы содержания урока Приемы организации учебной деятельности 1.Оргмомент (1 мин.) Задачи этапа: подготовить учащихся к работе на уроке Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Раппорт дежурного, фиксация отсутствующих 2 Актуализация опорных знаний (2 мин.) Задачи этапа: коррекция и тренинг изученных способов действий Полетное повторение «Основные понятия в генетике»: Ген Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Генетика-это наука…… Фронтальный опрос 3.Мотивация учебной деятельности (4 мин.) Задачи этапа: вызвать интерес к теме урока Надеюсь, что сегодня на уроке ваши желания совпадут с вашими возможностями, а ваши возможности, как мне известно, довольно высоки. Как вы понимаете пословицу «От худого семени не жди доброго племени?» Еще с глубокой древности человек начал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомках сочетаются признаки предков. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались тайной. Селекционеры–практики в результате своего труда часто получали желаемые результаты, но объяснить передачу наследственных признаков не могли. Среди ученых в середине XIX века прочно утвердилось мнение: «Что закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет» Однако появился ученый, который сумел сформулировать и обосновать закономерности наследования признаков. Это был Грегор Мендель. Так как же передаются наследственные признаки? Тема нашего урока: «Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя» Вводное слово учителя. Проблемный вопрос. Постановка темы и целей урока Запись темы на доске и в тетрадях 4. Усвоение нового материала (25 мин.) Задачи этапа: познакомить с сутью исследований Менделя и полученными результатами План 1.Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости. Генетика - относительно молодая наука. Двадцатый век для биологии начался с сенсационного открытия. Официальной датой её рождения считается 1900 год, когда Г.де Фриз в Голландии, К. Коренс в Германии и Э.Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли» законы наследования признаков, установленные Г.Менделем в 1865 году. Одновременно три ботаника сообщили, что еще 35 лет назад никому не известный чешский ученый Грегор Иоганн Мендель (1822—1884) открыл основные законы наследования отдельных признаков. 2.Г. Мендель – основоположник генетической науки. 3.Генетическая терминология и символика. Предложена Г. Менделем, используется для записи результатов скрещиваний: Р — родители; F — потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения (F1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей, F2 — гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1); × — значок скрещивания; G — мужская особь; E — женская особь; A — доминантный ген, а — рецессивный ген; АА — гомозигота по доминанте, аа — гомозигота по рецессиву, Аа — гетерозигота. Гибридологический метод. Основной метод, который Г. Мендель разработал и положил в основу своих опытов, называют гибридологическим — система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования признаков в ряду поколений. Поколения потомков называют «Гибрид» F (от лат «филие»- дети). Отличительные особенности метода: - Целенаправленный подбор родителей – Р (от лат «парента») Признак — любая особенность строения, любое свойство организма. Развитие признака зависит как от присутствия других генов, так и от условий среды, формирование признаков происходит в ходе индивидуального развития особей. Рецессивный признак, не проявляющийся в 1 поколении, подавляемый ген – (аа). Доминантный признак – преобладающий ген - (АА, Аа) Локус — местоположение гена в хромосоме. Аллельные гены — гены, расположенные в гомологичных хромосомах. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому. Мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Изменчивость — свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки Ген – элементарная единица наследственности, участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка. Генотип – сумма всех генов организма, т.е. совокупность всех наследственных задатков. Фенотип- совокупность всех признаков организма Гомозиготы- организмы, образующие один сорт АА, аа гамет, в потомстве не наблюдается расщепления, имеющие одинаковые гены. Гетерозиготы- организмы, образующие два сорта Аа гамет, наблюдается расщепление, имеют разные аллельные гены. 4.Гибридологический метод изучения наследственности. Запись на доске моногибридного скрещивания с использованием символов и терминов Мендель рассмотрел признак цвета семян, причем взаимоисключающие варианты желтый и зеленый. Все остальные признаки во внимание не принимал. Составим схему скрещивания: Мендель рассмотрел признак цвета семян, причем взаимоисключающие варианты желтый и зеленый. Все остальные признаки во внимание не принимал. Составим схему скрещивания: желт зел Р: ♀АА × ♂аа G: F1: Аа Ген- А а Признак: желтый зеленый ( окраска семян) По генотипу: 100% Аа- гетерозиготы По фенотипу : желтые 100% Второй признак как бы исчезает и не развивается. Преобладание у гибрида признака одного из родителей Мендель назвал доминированием, а признак доминантным, а противоположный, т.е. подавляемый- рецессивным. Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование. 5.Значение открытий Менделя. Рассказ учителя Сообщение учащегося, просмотр слайдов«Г.Мендель- основоположник науки генетики » Работа с учебником и тетрадью Значение открытий Менделя (Презентация) 4. Рефлексия (актуализация знаний) (10 мин.) Задачи этапа: отработать алгоритм решения генетических задач, использования символики 1.Полетное повторение (использовать Алгоритм Цицерона ) Задание: сформулировать расширенный вопрос Вопрос из алгоритма Ваш вопрос Что? Что исследовал Мендель? Как? Как он отбирал особи? Когда? Когда он проводил свои исследования? Где? Где он проводил свои опыты? Чем? Чем он пользовался при решении своих задач? Зачем? Зачем он проводил количественный учет? Почему? Почему Мендель достиг положительных результатов? Задание: составить рассказ из ответов на эти вопросы: Вопрос из алгоритма Ваш вопрос Ваш ответ Что? Что исследовал Мендель? Мендель исследовал наследование признаков у гороха Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему? 2.Практическая работа У крупного рогатого скота черная масть доминирует над красной. Каким будет потомство у гомозиготной коровы и красного быка? Составим схему скрещивания: черная красный Р: ♀АА × ♂аа G: F1: А Ген- А а Признак: красная, черная ( окраска коров) По генотипу: 100% Аа- гетерозиготы По фенотипу : черные100% Фронтальная беседа 1 задача с оформлением на доске и в тетрадях 6.Подведение итогов и домашнее задание (3 мин.) Задача этапа: оценить работу класса, дом/зад Вывод: таким образом, генетика - это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основным методом исследования является гибридологический, основанный на скрещивании, гибридизации. Д/з: Обязательный минимум: 1. Читать П. ; 2. Отвечать на вопросы; выучить генетические символы и термины, записи в тетрадях 3. Провести исследовательскую работу по определению цвета глаз в своей семье в 3-х поколениях (определить генотип глаз, используя буквенные обозначения) Комментирование оценок учителем Записать в тетрадях задачу
Автор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.ppt