ФИО: Горбатова Тамара Фёдоровна, Должность: учитель биологии Место работы: МБОУ Алексеевская СОШ Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б. Захаров,И.Б., Агафонова; М. Дрофа, 2012г Уровень обучения: базовый. Тема урока: Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Цель урока: изучить общие закономерности развития живых организмов, суть биогенетического закона. Задачи: Образовательные: сформировать представление об общих закономерностях развития организмов, сравнить эмбрионы хордовых животных., проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон; Развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с новым материалом, самостоятельно работать с тестами, анализировать, делать выводы. Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению; формировать материалистическое мировозрение развития органического мира; воспитывать патриотические чувства на примере отечественных учёных, занимавшихся изучением закономерностей развитием. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа. Планируемые предметные результаты: ученик должен: - знать понятия: «эмбриональная дивергенция», формулировку биогенетического закона. - уметь:объяснять общие закономерности развития живых организмов, приводить примеры.. Техническое обеспечение урока: мультимедийное приложение «Биология. Общие закономерности.9 класс» к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.; ноутбук; диепроектор; экран. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.; инструктивная карта; таблица «Зародышевое сходство у позвоночных» Содержание урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Мотивация и целеполагание. 4. Изучение нового материала 5. Рефлексия. 6. Д/З. Ход урока: I.Оргмомент: 1. Приветствие учеников. 2. Настраивание учащихся на урок. 3. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Актуализация знаний Вступительное слово учителя: Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомним основные понятия по пройденной теме «Постэмбриональное развитие организмов». Напомните, пожалуйста, а что это такое – постэмбриональное развитие организмов? - слушаем ответы учащихся. Хорошо, молодцы. 1.(фронтальный опрос) -Какие типы развития животных вы знаете? -Приведите примеры каждого типа развития. -Какая стадия постэмбрионального развития у позвоночных животных занимает большую часть жизни? 2. Работа учащихся с карточками (индивидуальная работа с последующим оцениванием) III. Мотивация и целеполагание. 1.Учитель: Используя таблицу «Сходство зародышей», сравните стадии эмбрионального развития у рыб, пресмыкающихся и человека. -Что общего вы нашли? -Есть ли отличия в развитии зародышей? -какую закономерность можно выявить?. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Учащиеся называют тему урока. 2. Работа учащихся: Учащиеся записывают тему в рабочих тетрадях. IV.Изучение нового материала: 1.Учитель предлагает посмотреть слайды мультимедийное приложение «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - «Общие закономерности развития. Биогенетический закон». 2. Учитель проводит диктант после просмотра слайдов мультимедийного приложения: Диктант (да-+, нет -). 1.В эмбриональный период у всех хордовых животных закладывается осевой скелет хорда. 2. Сходство зародышей разных систематических групп называется эмбриональной дивергенцией. 3.Может ли мутационный процесс затрагивает гены, обуславливающие особенности строения и обмена веществ у самых молодых эмбрионов. 4. можно ли считать , что закладка жаберного аппарата зародышей наземных позвоночных объясняется происхождением их от рыбообразных предков. 5. Закон зарождения сходства сформулировал Ф. Мюллером и Э. Геккелем. 6. Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза вида, которая эта особь относится. Эта связь нашла своё выражение в биогенетическом законе. 3. Презентации учащихся: «Работы Ф. Мюллера и Э. Геккеля в области эмбриологии», «Роль русского учёного А.Н. Северцова в области эмбриологии» ( домашнее задание). V.Рефлексия: Что мы узнали сегодня? Что мы делали сегодня на уроке? Каков результат нашей деятельности? Кто из вас доволен результатами своей работы? VI. Домашнее задание: § 34. Вопросы к параграфу стр.169. Приготовить кроссворд по теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)». Инструктивная карта Карточка №1. Задание №1. Какой тип развития характерен для изображённого рисунка? Задание №2. Дайте краткую характеристику этого типа развития. В чём заключается его биологический смысл? Карточка №. Задание №1. Какой тип развития характерен для изображённого рисунка? Задание №2. Дайте краткую характеристику этого типа развития. В чём заключается его биологический смысл?
Автор(ы): Горбатова Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx