Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 39.Общие закономерности развития. Биогенетический закон. (Горбатова Т.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     ФИО: Горбатова Тамара Фёдоровна,
    Должность: учитель биологии
    Место работы: МБОУ Алексеевская СОШ
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б. Захаров,И.Б., Агафонова; М. Дрофа, 2012г
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
    Цель урока: изучить общие закономерности  развития живых организмов, суть биогенетического закона.
    Задачи:
    Образовательные: сформировать представление об общих закономерностях развития организмов, сравнить эмбрионы хордовых животных., проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон;
    Развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с новым материалом, самостоятельно работать с тестами, анализировать, делать выводы. 
    Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению; формировать материалистическое мировозрение развития органического мира; воспитывать патриотические чувства на примере отечественных учёных, занимавшихся изучением закономерностей развитием.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
    Планируемые предметные результаты:
    ученик должен:
    - знать понятия: «эмбриональная дивергенция», формулировку биогенетического закона.
    - уметь:объяснять общие закономерности развития живых организмов, приводить примеры..
    Техническое обеспечение урока:  мультимедийное приложение «Биология. Общие закономерности.9 класс» к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.; ноутбук; диепроектор; экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.;  инструктивная карта; таблица «Зародышевое сходство у позвоночных»
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Мотивация и целеполагание.
    4.  Изучение нового материала
    5. Рефлексия.
    6.  Д/З.
    Ход урока:
    I.Оргмомент:
    1. Приветствие учеников.
    2. Настраивание  учащихся на урок.
    3. Проверка готовности учащихся к уроку.
    II. Актуализация знаний
    Вступительное слово учителя:
     Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомним основные понятия по пройденной теме «Постэмбриональное  развитие организмов». Напомните, пожалуйста, а что это такое – постэмбриональное развитие организмов? - слушаем ответы учащихся. Хорошо, молодцы. 
    1.(фронтальный опрос)
    -Какие типы развития животных вы знаете? 
    -Приведите примеры каждого типа развития.
    -Какая стадия постэмбрионального развития у позвоночных животных занимает большую часть жизни?
    2. Работа учащихся с карточками (индивидуальная работа с последующим оцениванием)
    III. Мотивация и целеполагание.
    1.Учитель: Используя таблицу «Сходство зародышей», сравните стадии эмбрионального развития у рыб, пресмыкающихся и человека.
    -Что общего вы нашли?
    -Есть ли отличия в развитии зародышей?
    -какую закономерность можно выявить?.
    Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
    Учащиеся называют тему урока.
    2. Работа учащихся:
    Учащиеся  записывают тему в рабочих тетрадях. 
    IV.Изучение нового материала:
    1.Учитель предлагает посмотреть слайды мультимедийное приложение  «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - «Общие закономерности развития. Биогенетический закон».
    2. Учитель проводит диктант  после просмотра слайдов мультимедийного приложения:
    Диктант (да-+, нет -).
    1.В эмбриональный период у всех хордовых животных закладывается осевой скелет хорда.
    2. Сходство зародышей разных систематических групп называется эмбриональной дивергенцией.
    3.Может ли мутационный процесс затрагивает гены,  обуславливающие особенности строения и обмена веществ у самых молодых эмбрионов.
    4. можно ли считать , что закладка жаберного аппарата зародышей наземных позвоночных  объясняется происхождением их от рыбообразных предков.
    5. Закон зарождения сходства сформулировал Ф. Мюллером и Э. Геккелем.
    6. Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое  повторение филогенеза вида, которая эта особь относится. Эта связь нашла своё выражение в биогенетическом законе.
    3. Презентации учащихся: «Работы Ф. Мюллера  и Э. Геккеля в области эмбриологии», «Роль русского учёного А.Н. Северцова в  области эмбриологии»
    ( домашнее задание).
    V.Рефлексия: Что мы узнали сегодня? Что мы делали сегодня на уроке? Каков результат нашей деятельности? Кто из вас доволен результатами своей работы?
    VI. Домашнее задание: § 34. Вопросы к  параграфу стр.169. Приготовить кроссворд по теме «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».
    
    
    
    
    Инструктивная карта
    Карточка №1.
    
    Задание №1. Какой тип развития характерен для изображённого рисунка?
    
       
    Задание №2. Дайте краткую характеристику этого типа развития. В чём заключается его биологический смысл?
    
    Карточка №.
    
    Задание №1. Какой тип развития характерен для изображённого рисунка?
    
    
     
    
    
    Задание №2. Дайте краткую характеристику этого типа развития. В чём заключается его биологический смысл?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Горбатова Т. Ф.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx