Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 36. Половое размножение. (Сладкова Т.В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                        Сладкова Татьяна Викторовна
                                                                                                       учитель биологии
                                                                                                       МБОУ Ранневская средняя 
                                                                                                       общеобразовательная школа    
    
    Название предмета: биология
    Класс: 9
    УМК: биология «Общие закономерности», С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,
    Н.И. Сонин, Дрофа, 2004
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Половое размножение
    Общее количество часов, отведенное на изучении темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: комбинированный
    Цель урока: показать как происходит гаметогенез и оплодотворение у разных групп живых организмов, а также биологическое значение процесса оплодотворения.
    Задачи урока:
     Образовательная: рассмотреть процесс образования половых клеток, выявить его закономерности и преимущества перед бесполым размножением;
    Развивающая: формировать умения и навыки, сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы;
    Воспитательная: половое воспитание на примере образования мужских и женских половых клеток.
    Планируемые результаты: 
    Ученик должен
    - иметь представления о сути полового размножения;
    -знать определения: мейоз, гаметогенез, кроссинговер, конъюгация, оплодотворение. зигота;
    - уметь: объяснять процесс формирования половых клеток и роль полового процесса.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, таблицы со схемами сперматогенеза и овогенеза, схема строения яйцеклетки и сперматозоида
     Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина Биология «Общие закономерности» 9 класс, карточки с дополнительным материалом.
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Проверка знаний учащихся.
    3. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока.
    4. Изучение нового материала
    5. Закрепление изученного материала.
    6. Подведение итогов урока.
    7. Задание на дом.
    
                               Ход урока.
    1. Организационный момент.
    - приветствие;
    - подготовка учащихся к работе;
    - наличие учащихся.
    2. Проверка знаний учащихся.
    Задание 1. Вопрос- ответ.
    1. Как называется бесполое размножение амебы?
    2. Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?
    3. Как осуществляется бесполое размножение папоротников?
    4. Как осуществляется бесполое размножение гидры, дрожжей?
    5. Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с материнской при бесполом размножении?
    6. Какое размножение дает преимущество при изменении среды обитания?
    7. Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?
    
    Задания 2. Какие утверждения верны? (Приложение 1)
    
    1. Размножение- характерное свойство всех живых организмов. ( +)
    2. Цветок – вегетативный орган. ( - )
    3. При бесполом размножении образуются половые клетки. ( - )
    4. Почкование – способ бесполого размножения. ( + )
    5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи. ( + )
    6. Дрожжи размножаются делением клеток.  ( - )
    7. Споры – это специальные образования для бесполого размножения, состоящие из нескольких клеток. ( - )
    8. Спорами размножаются только мхи и грибы. ( - )
    9. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами. ( + )
    
    Задания 3. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины.
    
    Задание 4. (по выбору учащегося).
    Сообщения по темам:
     1.Генетические заболевания, связанные с нарушением деления клетки.
    2.Клонирование – «за» и «против».
    2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели.
        Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других. (Запись в тетради: число, тема урока).
    Обсудить следующие вопросы.
    
    - Чем отличается бесполое размножение от полового?
    - Необходим ли пол?
    - В каких случаях половое размножение оказывается благом?
    - Информация: половое размножение появилось более 3 млрд. лет назад и встречается во всех группах ныне существующих организмов. Сущность полового размножения заключается в объединении генетической информации от двух особей одного вида – родителей – в наследственном материале потомка. Наследственный материал каждой дочерней особи представляет собой уникальную комбинацию генетической информации родителей. Образующиеся в процессе полового размножения организмы отличаются друг от друга по генотипу, признакам, свойствам, характеру приспособленности к условиям обитания. Таким образом, биологическое значение полового размножения заключается не только в воспроизведении особей, но и в обеспечении биологического разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных перспектив. Это позволяет считать половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое.
    - Самостоятельная работа в группах.
     
    - 1 группа - гаметогенез (стр.150-152 )   (Приложение 2)
    - 2 группа – первое мейотическое деление (стр. 152 – 153)
    - 3 группа – второе мейотическое деление (стр. 153 – 154)
    (Обсуждение образование половых клеток, запись выводов в тетрадь).
    
    - Вывод: гаметы – высокоспециализированные клетки с гаплоидным набором хромосом. Главным событием гаметогенеза является период созревания – мейоз, в результате которого образуются гаплоидные клетки. Гаметы имеют строение, соответствующее выполняемым им функциям. Основой комбинативной изменчивости, обеспечивающей генетическое разнообразие гамет и поддерживающей генетическое разнообразие  гамет и поддерживающей постоянство кариотипа в ряду поколений организмов, размножающихся половым путем, является мейоз.
    
    - Выполнение упражнений в печатной тетради.
    Стр. 74 – 75 № 2,3
    - Рассмотрите в учебнике рис. 84 на с. 154.
    Сперматозоид млекопитающих имеет форму длинной нити, в которой различают головку, шейку, хвостик. В головке располагается ядро, содержащее ДНК, в шейке находится центриоль, а с помощью хвостика сперматозоид передвигается.
    В зоне созревания яичников после мейоза также образуются четыре гаплоидные клетки, но они неодинаковы по размерам: одна большая и три маленькие, называемые направительными тельцами, они погибают. Женские половые клетки в процессе созревания одеваются оболочками и готовы к оплодотворению после окончания мейоза. У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих за счет деятельности клеток, окружающих яйцеклетку, вокруг нее образуется ряд дополнительных оболочек.
    - Рассмотрите рис. 83 учебника.
    – Какую функцию выполняют оболочки, окружающие яйцеклетку? Назовите эти оболочки. (Оболочки служат для защиты яйцеклетки и развивающегося зародыша от внешних неблагоприятных воздействий.)
    Сперматозоиды доставляют в яйцеклетку генетическую информацию и стимулируют ее дальнейшее развитие.
    5. Закрепление изученного материала.
    
    1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза.
    
    Таблица сравнения
    Критерии для сравнения
               Митоз
              Мейоз
    Для каких клеток характерен
    
    
    Сколько делений
    
    
    Что получается в результате деления
    
    
    
    2. Сравнительная характеристика мужских и женских гамет.
    
    Таблица сравнения.
    Критерии для сравнения
       Яйцеклетка
        Сперматозоид
    Запас питательного вещества
    
    
    Подвижность
    
    
    Функции
    
    
    
    
    2.Выполнение упражнений  в печатной тетради.
    Стр. 74 – 77 №  4
    3. Приложение 2 таблица, образование половых клеток.
    4. Смысловое чтение. Работа с научно – познавательным текстом.
    Прочитать фрагмент текста, вычленить биологическую информацию, оценить ее истинность, составить к нему вопросы и ответить на них словами текста. 
    
    6. Подведение итогов урока.
    Прочитайте цель урока, достигли ли мы цели? В какой степени?
    
    7. Задание на дом. 
    Пар 31, найти дополнительный материал про половой способ размножения – партеногенез.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    
    
    Задание 2. Какие утверждения верны?
    
    1. Размножение- характерное свойство всех живых организмов.
    2. Цветок – вегетативный орган.
    3. При бесполом размножении образуются половые клетки.
    4. Почкование – способ бесполого размножения.
    5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи.
    6.Дрожжи размножаются делением клеток. 
    7. Споры – это специальные образования для бесполого размножения, состоящие из нескольких клеток.
    8. Спорами размножаются только мхи и грибы.
    9. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами. 
    
    
    
    Задание 3.
    Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
    
    РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
    В природе существует два способа размножения: __________ (А) и __________ (Б). Первый способ связан с __________ (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется __________ (Г).
    
    
    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
    1) вегетативное
    2) митоз
    3) половое
    4) дробление
    5) бесполое
    6) оплодотворение
    7) партеногенез 
    8) мейоз
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 2
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 3.
           «Принципиальное отличие полового размножения от бесполого состоит в том, что в нем участвуют обычно два родительских организма, признаки которых перекомбинируются у потомства. Половое размножение свойственно всем эукариотам, но преобладает оно у животных и высших растений. Переход к этому типу размножения имел огромное значение для эволюции жизни на Земле. Половое размножение создает бесконечное разнообразие особей, в том числе и таких, которые успешно адаптируются к изменчивым внешним условиям, «завоевывают мир», распространяясь в новые места обитания, и оставляют потомство, передавая ему свой наследственный материал. Потомки же двух успешных родительских особей могут оказаться обладателями еще более удачной комбинации наследственных признаков, и соответственно они разовьют успех родителей. Особи с неудачной комбинацией признаков будут элиминированы естественным отбором. Таким образом, половое размножение создает богатый материал для естественного отбора и эволюции. Любопытно и другое: само возникновение особи как индивидуальности, неделимого и смертного существа, является результатом перехода к половому размножению. При бесполом размножении клетка бесконечно делится, повторяя саму себя: она потенциально бессмертна, но особью может быть названа только условно, так как неотличима от неопределенного множества дочерних клеток. При половом размножении, напротив, все потомки различаются между собой и отличаются от родителей, а те с течением времени умирают, унося с собой свойственные им неповторимые особенности. Американский зоолог Р.Хегнер, обсуждая простейших, выразил это таким образом: «Они приобрели очередное новшество – пол; цена этого приобретения – неминуемая естественная гибель... Не велика ли эта цена?». Подчеркнем однако, что одновременно открылись возможности для развития и совершенствования, и они привели к появлению разнообразных живых форм, не сопоставимых по уровню организации с теми организмами, которые остановились на бесполом размножении.»
    
    
    
     

    Автор(ы): Сладкова Т. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc