Сладкова Татьяна Викторовна учитель биологии МБОУ Ранневская средняя общеобразовательная школа Название предмета: биология Класс: 9 УМК: биология «Общие закономерности», С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Дрофа, 2004 Уровень обучения: базовый Тема урока: Размножение. Бесполое размножение Общее количество часов, отведенное на изучении темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель урока: показать размножение, как универсальное свойство живого организма; изучить основные способы бесполого размножения, выявить роль бесполого размножения Задачи урока: Образовательная: рассмотреть особенности полового и бесполого размножения, показать многообразие способов бесполого размножения, выявить его роль; Развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником; выделять главное, формулировать выводы; Воспитательная: подчеркнуть ценность самой жизни, определить роль данной темы для расширения кругозора учащихся, осуществления практической деятельности. Планируемые результаты: Ученик должен - иметь представления об основных формах размножения организмов; - знать понятия: митоз, спора, почкование, гермафродитизм, партеногенез, вегетативное размножение; - объяснять суть различных способов бесполого размножения у живых организмов, их роль, приводить примеры бесполого размножения. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интернет – ссылка: http://ru.wikipedia.org/, раздаточный материал, натуральные объекты - комнатные растения (фиалка, герань, смородина). Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина Биология «Общие закономерности» 9 класс. Содержание урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока. 3. Изучение нового материала 4. Закрепление изученного материала. 5. Подведение итогов урока. 6. Задание на дом. Ход урока. 1. Организационный момент. - приветствие; - подготовка учащихся к работе; - наличие учащихся. 2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели. Сообщение темы, цели урока, использование в дальнейшей деятельности. Эпиграф: «Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов способности к размножению» В.И. Вернадский. Размножение – одно из неотъемлемых свойств всех живых организмов. Многообразие его форм способов. 3. Изучение нового материала. Способность к размножению – важное свойство всех живых организмов: размножаются бактерии, грибы, растения, животные. Благодаря данному свойству не прерывается нить жизни. - Что такое размножение? (Воспроизведение себе подобных). - Какие формы размножения вам известны? ( Все формы размножения можно объединить в два основных типа: бесполое и половое). В ходе беседы вспоминают системы органов животных, называется система органов размножения, для чего служит система органов размножения? Животные размножаются преимущественно половым способом. В их организмах вырабатываются половые клетки (гаметы). В половом размножении участвуют две гаметы - мужская (сперматозоид) и женская (яйцеклетка). Животные, в организме которых вырабатывается только один тип гамет, называют раздельнополыми. У них в половом размножении обязательно должны участвовать две особи – самец и самка (учащиеся приводят примеры животных, размножающихся таким способом). Но встречаются и животные, у которых в одном организме образуются как мужские, так и женские гаметы. Их называют гермафродитами (учащиеся формулируют и записывают определение в тетрадь, приводят примеры организмов - гермафродитов). - В чем преимущество таких организмов? (преимущественные особенности – возможность самооплодотворения, при наличии партнера наблюдается перекрестное оплодотворение). В природе существуют организмы, которым для размножения не нужен партнер. Это явление называется партеногенезом, при котором яйцеклетки превращаются в зародыш без оплодотворения (учащиеся формулируют и записывают определение в тетрадь, приводят примеры организмов размножающихся таким образом). - Какие преимущества имеет данный способ размножения? (у однополых животных отпадает необходимость в поиске полового партнера, что значительно снижает затраты на воспроизводство, укорачивает сроки полового созревания, значительно увеличивает темпы роста численности, лучше преодолевают географические преграды, так как одной особи достаточно для основания новой популяции) Дальнейшее объяснение материала с использованием таблиц. Бесполое размножение широко распространено в природе. Наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается у многоклеточных. Для него характерны следующие особенности: в размножении принимает участие одна особь; осуществляется с помощью неполовых клеток; в основе размножения лежит митоз; потомки идентичны и являются копиями материнской особи. Преимущество – быстрое увеличение численности. Процесс может протекать по-разному (рассказать о всех этих способах, подчеркнуть, что бесполое размножение является древним и достаточно эффективным способом размножения, что эволюционное значение бесполого размножения заключается в том, что оно способствует поддержанию наибольшей приспособленности организмов к мало изменяющимся условиям обитания . 1. Организация работы с текстом учебника страница 147-149 и заполнение таблицы вначале совместное, затем начиная с почкования, самостоятельное: «Бесполое размножение» Способ размножения Особенности размножения Примеры организмов Деление клетки надвое (бинарное деление). Тело материнской клетки делится митозом на две идентичные клетки. Прокариоты, одноклеточные эукариоты (саркодовые). Множественное деление клетки. Тело материнской клетки делится митотически на несколько частей, каждая из которых становится новым организмом. Одноклеточные эукариоты (жгутиковые, споровики). Неравномерное деление клетки (почкование). На материнской клетке формируется бугорок. Почка растет, развивается, достигает размеров материнской затем отделяется. Одноклеточные эукариоты, некоторые инфузории, дрожжи, гидра. Спорообразование. Спора – особая клетка, покрытая плотной оболочкой, защищает от внешних воздействий. Споровые растения, высшие грибы, некоторые споровые. Вегетативное размножение: Увеличение числа особей данного вида происходит в результате отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма. Растения, животные. растения Образование почек, стеблевых и корневых клубней, корневищ, клубней. Семейства: лилейные, пасленовые и т.д. животные Упорядоченное и неупорядоченное деление. Кишечнополостные, кольчатые черви, морские звезды. Клонирование Искусственный способ бесполого размножения. Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. Млекопитающие, земноводные. - Обсуждение результатов работы с таблицей. - Вывод: биологическое значение бесполого размножения организмов заключается в том, что скорость развития требует существенно меньше энергетических затрат; у особей вида больше шансов для расселения; таким способом могут размножатся организмы, которые в силу причин остались изолированными; виды, у которых короткий жизненный цикл могут оставить большее количество потомков. 2. Практическая работа: «Вегетативное размножение растений». (Приложение 1). 3. Решение биологических задач. Задача 1. Вы на даче нечаянно сломали куст смородины. Сорт хороший: крупная, сладкая ягода. Сломали ветки, потом их обрезали, а вечером сожгли. Правильно ли вы поступили? (Эти ветки можно было укоренить и таким образом размножить смородину). Задача 2. Ирисы – декоративные корневищные растения. Они цветут в мае–июне, а затем остаются только листья. Можно ли их срезать? Почему? А можно ли срезать злостные сорняки, например пырей? (Через листья происходит воздушное питание растений и образуются органические вещества для следующего года развития, поэтому листья ириса срезать нельзя, а сорняки необходимо удалять тщательно, чтобы не только листьев, но и корневищ не оставалось). Задача 3. У меня в доме живет мальчик, мой сосед. Он недавно увлекся комнатным цветоводством, и у него на подоконнике теперь стоят горшки с разными растениями. Недавно он ждал гостей к себе на день рождения и решил покрасить масляной краской все горшки, чтобы было красиво. За кисточкой он пришел ко мне. Как вы думаете, я одобрила его намерения? Почему? (Через масляную краску не проходит воздух, и корни от его недостатка могут погибнуть, а значит – погибнет все растение). Задача 4. Если посаженное растение накрыть банкой и напустить под нее табачный дым, то растение погибнет. В квартирах, где живут курильщики, плохо растут цветы. Это еще раз говорит о вреде никотина: он действует как яд не только на человека, но и на растения. 4. Закрепление изученного материала. 1.Ответь на вопросы. 1.Какова биологическая роль размножения? 2.В чем заключается сущность бесполого размножения? 3.Какие виды бесполого размножения вы знаете? 4.Как происходит бесполое размножение у простейших? 5.Что такое почкование? Какие организмы размножаются почкованием? 6.Что такое спора? Какие организмы размножаются спорами? 2.Заполнить таблицу, привести примеры растений, которые размножаются вегетативным способом. Вегетативное размножение растений Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Надземные побеги Черенками Усами Отводками Прививкой Подземные побеги Корневищем Корень Луковицей Клубнем Корневыми черенками Лист Целым листом Частью листа 3.Выполнить задания. Рабочая тетрадь к учебнику стр. 73 пар. 30 задания № 1, 2. 5. Подведение итогов урока. Где вам могут пригодиться знания по теме сегодняшнего урока? Что удалось на уроке? Что не удалось? Почему? 6. Задание на дом. - пар. 30, задания в рабочей тетради стр.74 – 75 № 3 – 5 - подготовить сообщения (по выбору учащегося): 1.Генетические заболевания, связанные с нарушением деления клетки. 2.Клонирование – «за» и «против». Приложение 1. Инструктивная карточка. Практическая работа «Вегетативное размножение растений». Размножение комнатных растений. К демонстрационному столу выходят 2–3 ученика и рассказывают о последовательности операций подготовки горшков – с демонстрацией. Необходимо взять глиняный горшок с отверстием в дне, предварительно вымытый горячей водой с мылом или прокипяченный с содой, хорошо его промыть (можно в растворе марганцовки). Чтобы к корням растения поступал воздух, на дно надо положить дренаж (керамзит или черепки), на дренаж – немного почвы, которую надо полить отстоянной водой комнатной температуры. Таким образом, горшки подготовлены для посадки растения. 1.Размножение фиалки поэтапно. - Выбирается здоровый листик, с равномерной окраской, без пятен и желтизны. Черенок отбирается из второго ряда снизу, ведь крайние нижние листья слабые и старые, а верхние молодые листочки будут сначала расти сами и придется долго ждать разрастания куста. - Понадобится острый нож или лезвие. Лист срезается немного наискосок, оставляется черешок длиной 3-4 см. - Укоренение происходит в воде или легком специальном грунте. 2.Размножение прививкой. Этот способ демонстрирует на двух сортах герани сам учитель и дает определения: привой, подвой. Привой с несколькими листьями срезается с однолетнего побега герани косо, в один прием, острым чистым скальпелем или лезвием. В качестве подвоя подбирается такой же толщины побег другого сорта герани. На нем делается такой же косой срез. Плотно соединив привой и подвой, очень тщательно обвязывают место прививки. За растениями, которые сегодня посажены, необходимо ухаживать и наблюдать, как они будут развиваться. 2.Размножение одревесневшими черенками. 1. Одревесневший побег срезают в конце зимы – начале весны 2. Каждый побег делят, обрезая под почкой, на черенки 20–30 см 3. Черенки прикапывают так, чтобы верхняя почка оставалась на виду 4. Весной черенки помещают вертикально в субстрат. Верхняя почка должна находиться над поверхностью земли 5. Землю вокруг черенков уплотняют 6. Когда черенки укоренятся, их вынимают из земли и высаживают на постоянное место
Автор(ы): Сладкова Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx