Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 34. Урок контроля по теме Клетка (Корчемлюк Н.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Корчемлюк Надежда Николаевна, 
    учитель биологии 
    МБОУ Кандалинцевская ООШ.
    Название предмета: Биология.
    Класс: 9 класс
    УМК: Биология. Общие закономерности. 9 класс. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2004 г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 10 часов.
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Урок контроля, оценки и коррекции знаний»
    Цель урока: Обобщить полученные знания  о структурной организации клетки.
    Задачи урока: 
    Образовательная. 
    Выявить уровень овладения учащимися знаний по теме «Клетка».
    Развивающаяся.	
    Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
    Воспитательная.
    Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.
    Планируемые результаты: Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выборов ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствия. Задания на установления взаимосвязей.
    Техническое обеспечение урока: мультимедиа проектор, компьютер, экран, CD-диск «Биология. Лабораторный практикум.»
    
    Содержание урока:
    
    І. Организационный момент. 
    Учитель: На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории.
    На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”, вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле.
    Тест выполним в форме ОГЭ:
     Работа рассчитана на 45 минут.
    Максимальное количество баллов - 37 баллов: 
    Часть А: 20 баллов (за каждый правильно выполненный тест 1 балл)
    Часть В: 12 баллов (за каждое правильно выполненное задание 3 балла)
    Часть С: 5 баллов (за каждый правильно выполненный шаг 1 балл)
    Система оценивания: 
    34-37 баллов - «5»
    28-33 балла - «4»
    20-27 баллов - «3»
    
    II. Контроль знаний и умений.
    Тест  в форме ОГЭ.
    Часть А: 1.Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
    1)клеточную мембрану; 2)ЭПС; 3)вакуоль; 4)рибосому.
    2.Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из 4-ех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
    1)вакуоль; 2)корень; 3)фотосинтез; 4)минеральное питание.
    3.Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
    1)автотрофы; 2)анаэробы; 3)гетеротрофы; 4)аэробы.
    4.Пластический обмен в организме направлен  на:
    1)биологическое окисление с освобождением энергии; 2)синтез веществ, специфичных для данного организма; 3)удаление из организма продуктов распада; 4)использование организмом генетической информации.
    5.Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них:
    1)хлоропластов; 2)плазматической мембраны; 3)оболочки из клетчатки; 4)вакуолей с клеточным соком.
    6.Хроматиды - это: 1)части удвоенной хромосомы; 2)участки хромосомы, содержащие гены; 3)кольцевые молекулы ДНК; 4)весь хромосомный набор клетки.
    7.Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?
    1)сходство химического состава живых и неживых тел природы; 2)сходство в строении между животными и человеком; 3)наличие ископаемых форм растений и животных; 4)универсальность генетического кода.
    8.Как называется органоид, участвующий в сборке молекул белка?   1)митохондрия; 2)лизосома; 3)комплекс  Гольджи;  4)рибосома.
    9.Какие клетки способны выполнять в организме фагоцитарную функцию?  1)нейроциты; 2)миоциты; 3)лейкоциты; 4)тромбоциты.
    10.Аппарат Гольджи особенно хорошо развит в клетках:   1)эритроцитов; 2)кожного эпидермиса; 3)железистого эпителия; 4)поперечно - полосатых мышц.
    11.Какая из клеточных структур  есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
    1)клеточная мембрана; 2)вакуоль; 3)хлоропласт; 4)ядро
    12.Какое вещество является полимером?  
    1)АТФ; 2)глюкоза; 3)и-РНК; 4)рибоза
    13.В состав каких органоидов не входят молекулы ДНК?
    1)хромосом; 2)рибосом; 3)хлоропластов; 4)митохондрий
    14.Какой органоид клетки обеспечивает распад сложных органических веществ?
    1)ЭПС; 2)вакуоль; 3)рибосома; 4)лизосома
    15.В каком органоиде происходит синтез всех видов РНК?
    1)в цитоплазме; 2)в ЭПС; 3)в ядре; 4)в рибосомах
    16.Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
    1)споровики; 2)синезеленые водоросли; 3)пеницилл; 4)хламидомонада
    17.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
    органоид
    ткань
    Митохондрия
    …………………………………..
    рибосома
    Железистый эпителий
    На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)кровь; 2)нервная; 3)мышечная; 4)костная
    18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
    Структура  белка
    Химические связи
    …………………………..
    пептидная
    вторичная
    водородная
    На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)третичная; 2)первичная; 3)четвертичная; 4)нет правильного ответа
    19.  В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
    Этап энергетического обмена
    Место протекания
    Гликолиз
    …………………….
    Клеточное дыхание
    митохондрии
    На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)цитоплазма; 2)рибосома; 3)ядро; 4)пищеварительная система
    20. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
    Химический элемент
    Молекула
    магний
    хлорофилл
    железо
    …………………
    На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)гемоглобин; 2)инсулин; 3)соматотропин; 4)тирокси
    Часть В:  1.Аппарат Гольджи в клетке участвует в следующих процессах:
    1)синтез углеводов; 2)расщепление белков; 3)преобразование синтезированных веществ; 4)образование лизосом; 5)вынос веществ из клетки; 6)гидролиз липидов.
    2. Вставьте в текст «Питание» пропущенные термины из предложенных, используя для этого цифровые обозначения (напротив буквы поставьте цифру)
                                                    Питание.
    По способу получения органических веществ  все организмы делят на  ………… (А) и ………..(Б).  Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца - ………..(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ - ………….(Г). Вторые могут быть  сапротрофами, …………(Д)  и  …………(Г).
    Термины: 1)голозои;  2)анаэробы;  3)фототрофы;  4)паразиты;  5)гетеротрофы;  6)аэробы;  7)хемотрофы;  8)автотрофы;  9)конкуренты.
    3.Задание тоже.
                                                     Обмен веществ.
    Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе ……..(А). В нем различают  ……..(Б) и пластический обмены. Основой первого является процесс ………(В)  сложных органических веществ, в результате чего выделяется энергия, запасающаяся в виде ……..(Г). Пластический обмен направлен  на  …………(Д)  сложных органических веществ,  …….. (Е)  для данного организма.
    Термины:  1)АТФ;  2)пластический;  3)метаболизм;  4)синтез;  5)информационный;  6)энергетический;  7)углекислый газ;  8)окисление;  9)специфичные.
    4. Прочитайте предложенный текст «Свойства генетического кода» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
                   Свойства генетического кода.
    1.В настоящее время генетический код расшифрован частично, стали известны его следующие свойства, которые перечислены ниже. 2.Избыточность, т.е.многим аминокислотам соответствует не один, а два, четыре или шесть различных триплетов. 3.Наличие бессмысленных триплетов- это три нуклеотида, которые не кодируют аминокислоты, а указывают начало или конец нуклеотида. 4.Специфичность- один нуклеотид всегда обозначает только одну единственную аминокислоту. 5.Универсальность, т.е. для всех живых организмов, от бактерий до человека, кодоны ДНК передаются в виде кодонов и-РНК.
    Часть С:  Реализуйте наследственную информацию в процессе биосинтеза белка:
     если одна цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -Г-Г-А-А-Ц-Т-Ц-А-Т-Ц-Т-Г-
    Какую последовательность нуклеотидов будет иметь 2-ая цепь ДНК? (запишите)
    На  2-ой цепи ДНК  идет синтез   и-РНК (укажите последовательность нуклеотидов  в  и-РНК)
    Выделите триплеты  и-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите - какие аминокислоты кодируются данными кодонами? 
    Обозначьте: белок, ген, процессы транскрипции и трансляции.
    Запишите определения: транскрипция и трансляция.
    III. Итоги. Рефлексия 
    Подведение итогов урока.
    1. Выскажите ваши пожелания: какие проблемы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить. (запишите в тетради)
    2. Прошу работы сдать.
    IV. Домашнее задание.
    
     

    Автор(ы): Корчемлюк Н. Н.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc