Корчемлюк Надежда Николаевна, учитель биологии МБОУ Кандалинцевская ООШ. Название предмета: Биология. Класс: 9 класс УМК: Биология. Общие закономерности. 9 класс. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2004 г. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 10 часов. Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Урок контроля, оценки и коррекции знаний» Цель урока: Обобщить полученные знания о структурной организации клетки. Задачи урока: Образовательная. Выявить уровень овладения учащимися знаний по теме «Клетка». Развивающаяся. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения. Воспитательная. Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества. Планируемые результаты: Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выборов ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствия. Задания на установления взаимосвязей. Техническое обеспечение урока: мультимедиа проектор, компьютер, экран, CD-диск «Биология. Лабораторный практикум.» Содержание урока: І. Организационный момент. Учитель: На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”, вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле. Тест выполним в форме ОГЭ: Работа рассчитана на 45 минут. Максимальное количество баллов - 37 баллов: Часть А: 20 баллов (за каждый правильно выполненный тест 1 балл) Часть В: 12 баллов (за каждое правильно выполненное задание 3 балла) Часть С: 5 баллов (за каждый правильно выполненный шаг 1 балл) Система оценивания: 34-37 баллов - «5» 28-33 балла - «4» 20-27 баллов - «3» II. Контроль знаний и умений. Тест в форме ОГЭ. Часть А: 1.Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных? 1)клеточную мембрану; 2)ЭПС; 3)вакуоль; 4)рибосому. 2.Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из 4-ех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин. 1)вакуоль; 2)корень; 3)фотосинтез; 4)минеральное питание. 3.Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород? 1)автотрофы; 2)анаэробы; 3)гетеротрофы; 4)аэробы. 4.Пластический обмен в организме направлен на: 1)биологическое окисление с освобождением энергии; 2)синтез веществ, специфичных для данного организма; 3)удаление из организма продуктов распада; 4)использование организмом генетической информации. 5.Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них: 1)хлоропластов; 2)плазматической мембраны; 3)оболочки из клетчатки; 4)вакуолей с клеточным соком. 6.Хроматиды - это: 1)части удвоенной хромосомы; 2)участки хромосомы, содержащие гены; 3)кольцевые молекулы ДНК; 4)весь хромосомный набор клетки. 7.Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле? 1)сходство химического состава живых и неживых тел природы; 2)сходство в строении между животными и человеком; 3)наличие ископаемых форм растений и животных; 4)универсальность генетического кода. 8.Как называется органоид, участвующий в сборке молекул белка? 1)митохондрия; 2)лизосома; 3)комплекс Гольджи; 4)рибосома. 9.Какие клетки способны выполнять в организме фагоцитарную функцию? 1)нейроциты; 2)миоциты; 3)лейкоциты; 4)тромбоциты. 10.Аппарат Гольджи особенно хорошо развит в клетках: 1)эритроцитов; 2)кожного эпидермиса; 3)железистого эпителия; 4)поперечно - полосатых мышц. 11.Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов? 1)клеточная мембрана; 2)вакуоль; 3)хлоропласт; 4)ядро 12.Какое вещество является полимером? 1)АТФ; 2)глюкоза; 3)и-РНК; 4)рибоза 13.В состав каких органоидов не входят молекулы ДНК? 1)хромосом; 2)рибосом; 3)хлоропластов; 4)митохондрий 14.Какой органоид клетки обеспечивает распад сложных органических веществ? 1)ЭПС; 2)вакуоль; 3)рибосома; 4)лизосома 15.В каком органоиде происходит синтез всех видов РНК? 1)в цитоплазме; 2)в ЭПС; 3)в ядре; 4)в рибосомах 16.Какой из организмов не имеет оформленного ядра? 1)споровики; 2)синезеленые водоросли; 3)пеницилл; 4)хламидомонада 17.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь органоид ткань Митохондрия ………………………………….. рибосома Железистый эпителий На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)кровь; 2)нервная; 3)мышечная; 4)костная 18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь Структура белка Химические связи ………………………….. пептидная вторичная водородная На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)третичная; 2)первичная; 3)четвертичная; 4)нет правильного ответа 19. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь Этап энергетического обмена Место протекания Гликолиз ……………………. Клеточное дыхание митохондрии На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)цитоплазма; 2)рибосома; 3)ядро; 4)пищеварительная система 20. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь Химический элемент Молекула магний хлорофилл железо ………………… На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)гемоглобин; 2)инсулин; 3)соматотропин; 4)тирокси Часть В: 1.Аппарат Гольджи в клетке участвует в следующих процессах: 1)синтез углеводов; 2)расщепление белков; 3)преобразование синтезированных веществ; 4)образование лизосом; 5)вынос веществ из клетки; 6)гидролиз липидов. 2. Вставьте в текст «Питание» пропущенные термины из предложенных, используя для этого цифровые обозначения (напротив буквы поставьте цифру) Питание. По способу получения органических веществ все организмы делят на ………… (А) и ………..(Б). Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца - ………..(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ - ………….(Г). Вторые могут быть сапротрофами, …………(Д) и …………(Г). Термины: 1)голозои; 2)анаэробы; 3)фототрофы; 4)паразиты; 5)гетеротрофы; 6)аэробы; 7)хемотрофы; 8)автотрофы; 9)конкуренты. 3.Задание тоже. Обмен веществ. Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе ……..(А). В нем различают ……..(Б) и пластический обмены. Основой первого является процесс ………(В) сложных органических веществ, в результате чего выделяется энергия, запасающаяся в виде ……..(Г). Пластический обмен направлен на …………(Д) сложных органических веществ, …….. (Е) для данного организма. Термины: 1)АТФ; 2)пластический; 3)метаболизм; 4)синтез; 5)информационный; 6)энергетический; 7)углекислый газ; 8)окисление; 9)специфичные. 4. Прочитайте предложенный текст «Свойства генетического кода» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно. Свойства генетического кода. 1.В настоящее время генетический код расшифрован частично, стали известны его следующие свойства, которые перечислены ниже. 2.Избыточность, т.е.многим аминокислотам соответствует не один, а два, четыре или шесть различных триплетов. 3.Наличие бессмысленных триплетов- это три нуклеотида, которые не кодируют аминокислоты, а указывают начало или конец нуклеотида. 4.Специфичность- один нуклеотид всегда обозначает только одну единственную аминокислоту. 5.Универсальность, т.е. для всех живых организмов, от бактерий до человека, кодоны ДНК передаются в виде кодонов и-РНК. Часть С: Реализуйте наследственную информацию в процессе биосинтеза белка: если одна цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -Г-Г-А-А-Ц-Т-Ц-А-Т-Ц-Т-Г- Какую последовательность нуклеотидов будет иметь 2-ая цепь ДНК? (запишите) На 2-ой цепи ДНК идет синтез и-РНК (укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК) Выделите триплеты и-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите - какие аминокислоты кодируются данными кодонами? Обозначьте: белок, ген, процессы транскрипции и трансляции. Запишите определения: транскрипция и трансляция. III. Итоги. Рефлексия Подведение итогов урока. 1. Выскажите ваши пожелания: какие проблемы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить. (запишите в тетради) 2. Прошу работы сдать. IV. Домашнее задание.
Автор(ы): Корчемлюк Н. Н.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc