Корчемлюк Надежда Николаевна,
учитель биологии
МБОУ Кандалинцевская ООШ.
Название предмета: Биология.
Класс: 9 класс
УМК: Биология. Общие закономерности. 9 класс. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2004 г.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 10 часов.
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Урок контроля, оценки и коррекции знаний»
Цель урока: Обобщить полученные знания о структурной организации клетки.
Задачи урока:
Образовательная.
Выявить уровень овладения учащимися знаний по теме «Клетка».
Развивающаяся.
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.
Планируемые результаты: Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выборов ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствия. Задания на установления взаимосвязей.
Техническое обеспечение урока: мультимедиа проектор, компьютер, экран, CD-диск «Биология. Лабораторный практикум.»
Содержание урока:
І. Организационный момент.
Учитель: На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории.
На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”, вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле.
Тест выполним в форме ОГЭ:
Работа рассчитана на 45 минут.
Максимальное количество баллов - 37 баллов:
Часть А: 20 баллов (за каждый правильно выполненный тест 1 балл)
Часть В: 12 баллов (за каждое правильно выполненное задание 3 балла)
Часть С: 5 баллов (за каждый правильно выполненный шаг 1 балл)
Система оценивания:
34-37 баллов - «5»
28-33 балла - «4»
20-27 баллов - «3»
II. Контроль знаний и умений.
Тест в форме ОГЭ.
Часть А: 1.Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
1)клеточную мембрану; 2)ЭПС; 3)вакуоль; 4)рибосому.
2.Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из 4-ех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
1)вакуоль; 2)корень; 3)фотосинтез; 4)минеральное питание.
3.Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
1)автотрофы; 2)анаэробы; 3)гетеротрофы; 4)аэробы.
4.Пластический обмен в организме направлен на:
1)биологическое окисление с освобождением энергии; 2)синтез веществ, специфичных для данного организма; 3)удаление из организма продуктов распада; 4)использование организмом генетической информации.
5.Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них:
1)хлоропластов; 2)плазматической мембраны; 3)оболочки из клетчатки; 4)вакуолей с клеточным соком.
6.Хроматиды - это: 1)части удвоенной хромосомы; 2)участки хромосомы, содержащие гены; 3)кольцевые молекулы ДНК; 4)весь хромосомный набор клетки.
7.Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?
1)сходство химического состава живых и неживых тел природы; 2)сходство в строении между животными и человеком; 3)наличие ископаемых форм растений и животных; 4)универсальность генетического кода.
8.Как называется органоид, участвующий в сборке молекул белка? 1)митохондрия; 2)лизосома; 3)комплекс Гольджи; 4)рибосома.
9.Какие клетки способны выполнять в организме фагоцитарную функцию? 1)нейроциты; 2)миоциты; 3)лейкоциты; 4)тромбоциты.
10.Аппарат Гольджи особенно хорошо развит в клетках: 1)эритроцитов; 2)кожного эпидермиса; 3)железистого эпителия; 4)поперечно - полосатых мышц.
11.Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
1)клеточная мембрана; 2)вакуоль; 3)хлоропласт; 4)ядро
12.Какое вещество является полимером?
1)АТФ; 2)глюкоза; 3)и-РНК; 4)рибоза
13.В состав каких органоидов не входят молекулы ДНК?
1)хромосом; 2)рибосом; 3)хлоропластов; 4)митохондрий
14.Какой органоид клетки обеспечивает распад сложных органических веществ?
1)ЭПС; 2)вакуоль; 3)рибосома; 4)лизосома
15.В каком органоиде происходит синтез всех видов РНК?
1)в цитоплазме; 2)в ЭПС; 3)в ядре; 4)в рибосомах
16.Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
1)споровики; 2)синезеленые водоросли; 3)пеницилл; 4)хламидомонада
17.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
органоид
ткань
Митохондрия
…………………………………..
рибосома
Железистый эпителий
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)кровь; 2)нервная; 3)мышечная; 4)костная
18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Структура белка
Химические связи
…………………………..
пептидная
вторичная
водородная
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)третичная; 2)первичная; 3)четвертичная; 4)нет правильного ответа
19. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Этап энергетического обмена
Место протекания
Гликолиз
…………………….
Клеточное дыхание
митохондрии
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)цитоплазма; 2)рибосома; 3)ядро; 4)пищеварительная система
20. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Химический элемент
Молекула
магний
хлорофилл
железо
…………………
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)гемоглобин; 2)инсулин; 3)соматотропин; 4)тирокси
Часть В: 1.Аппарат Гольджи в клетке участвует в следующих процессах:
1)синтез углеводов; 2)расщепление белков; 3)преобразование синтезированных веществ; 4)образование лизосом; 5)вынос веществ из клетки; 6)гидролиз липидов.
2. Вставьте в текст «Питание» пропущенные термины из предложенных, используя для этого цифровые обозначения (напротив буквы поставьте цифру)
Питание.
По способу получения органических веществ все организмы делят на ………… (А) и ………..(Б). Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца - ………..(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ - ………….(Г). Вторые могут быть сапротрофами, …………(Д) и …………(Г).
Термины: 1)голозои; 2)анаэробы; 3)фототрофы; 4)паразиты; 5)гетеротрофы; 6)аэробы; 7)хемотрофы; 8)автотрофы; 9)конкуренты.
3.Задание тоже.
Обмен веществ.
Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе ……..(А). В нем различают ……..(Б) и пластический обмены. Основой первого является процесс ………(В) сложных органических веществ, в результате чего выделяется энергия, запасающаяся в виде ……..(Г). Пластический обмен направлен на …………(Д) сложных органических веществ, …….. (Е) для данного организма.
Термины: 1)АТФ; 2)пластический; 3)метаболизм; 4)синтез; 5)информационный; 6)энергетический; 7)углекислый газ; 8)окисление; 9)специфичные.
4. Прочитайте предложенный текст «Свойства генетического кода» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
Свойства генетического кода.
1.В настоящее время генетический код расшифрован частично, стали известны его следующие свойства, которые перечислены ниже. 2.Избыточность, т.е.многим аминокислотам соответствует не один, а два, четыре или шесть различных триплетов. 3.Наличие бессмысленных триплетов- это три нуклеотида, которые не кодируют аминокислоты, а указывают начало или конец нуклеотида. 4.Специфичность- один нуклеотид всегда обозначает только одну единственную аминокислоту. 5.Универсальность, т.е. для всех живых организмов, от бактерий до человека, кодоны ДНК передаются в виде кодонов и-РНК.
Часть С: Реализуйте наследственную информацию в процессе биосинтеза белка:
если одна цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -Г-Г-А-А-Ц-Т-Ц-А-Т-Ц-Т-Г-
Какую последовательность нуклеотидов будет иметь 2-ая цепь ДНК? (запишите)
На 2-ой цепи ДНК идет синтез и-РНК (укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК)
Выделите триплеты и-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите - какие аминокислоты кодируются данными кодонами?
Обозначьте: белок, ген, процессы транскрипции и трансляции.
Запишите определения: транскрипция и трансляция.
III. Итоги. Рефлексия
Подведение итогов урока.
1. Выскажите ваши пожелания: какие проблемы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить. (запишите в тетради)
2. Прошу работы сдать.
IV. Домашнее задание.
Автор(ы): Корчемлюк Н. Н.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc