Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 33 Клеточная теория строения организмов. (Рахматуллина Н.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Рахматуллина Наргиза Равильевна, 
    учитель биологии МБОУ  
    Шестаковской ООШ.
    Биология.
     9 класс.
    УМК:  Биология. Общие закономерности. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.
    Базовый уровень обучения.
    Урок на тему: «Клеточная теория строения организмов».
    1 ч
    Цели урока: обобщить полученные знания о структурной ор­ганизации живых организмов, рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов. Познакомить учащихся с методами исследования клеток и постулатами клеточной теории Шванна-Шлейдена. 
    Задачи:
    образовательная: доказать, что клетка ~ элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории;
    развивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделять главное, формулировать выводы;
    воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению вирусов.
    Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 
    Метод проведения: беседа, работа с опорным конспектом, решение задач.
    Предполагаемые результаты:
    ученик должен иметь представление об истории изучения клетки;знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;
    уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.
    Техническое обеспечение урока:наглядные пособия: таблица «Многообразие клеток»;
    оборудование: опорный конспект, презентация «История развития клеточной теории», проектор, интерактивная доска.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    приветствие;
    подготовка аудитории к работе;
    наличие учащихся.
    
    2. Проверка знаний учащихся.
    
    Метод: фронтальный опрос (с. 141 учебника, вопросы 1-5).
    Вопросы.
    Дополнительные вопросы.
    
    3.Мотивация учебной деятельности.
    Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. .
    Почему клетка считается элементарной единицей всего живого?
    
    4.Изложение нового материала.
    Тема: Клеточная теория строения организмов.
    План
    История изучения клетки (просмотр презентации).
    Клеточная теория строения организмов.
       1.История изучения клетки.
    При рассмотрении этого вопроса удобно использовать опорный конспект.
    Наука о клетке называется цитологией (греч. «цитоз» - клетка, «логос» - наука).
    Почему клетку принято считать единицей всего живого? {Клетка является единицей живого: она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражения.)
    Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур и клеток внутри организма, размножение и развитие клеток, приспособление клеток к условиям окружающей среды.
    Впервые название «клетка» применил Роберт Гук в середине XVII в. при рассмотрении под микроскопом, им сконструированным, тонкого среза пробки. Он увидел, что пробка состоит из ячеек - клеток (англ. "cell" - камера, келья). К началу XIX в., после того как появились хорошие микроскопы, были разработаны методы фиксации и окраски клеток, представления о клеточном строении организмов получили общее признание.
    (Показ презентации)
       2.Клеточная теория строения организмов.
    В 1838-1839 гг. двое немецких ученых - ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн - собрали все доступные им сведения и наблюдения в единую теорию, утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
    Как и всякое крупное научное обобщение, клеточная теория не возникла внезапно: ей предшествовали отдельные открытия различных исследователей.
    Академик Российской академии наук Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки и этой клеткой является зигота.
    Значительный вклад в изучение клетки внес голландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии, А. ван Левенгук, открывший в 1674 г. одноклеточные организмы — инфузории, амебы, бактерии. Он также впервые наблюдал животные клетки — эритроциты крови и сперматозоиды.
    Дальнейшее усовершенствование микроскопа и интенсивные микроскопические исследования привели к установлению французским ученым Ш. Бриссо-Мирбе (1802, 1808) того факта, что все растительные организмы образованы тканями, которые состоят из клеток. Еще дальше в обобщениях пошел Ж. Б. Ламарк (1809), который распространил идею Бриссо-Мирбе о клеточном строении и на животные организмы.
    В начале XIX в. предпринимаются попытки изучения внутреннего содержимого клетки. В 1825 г. чешский ученый Я. Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. В 1831 г. английский ботаник Р. Броун впервые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г. он пришел к выводу, что ядро является обязательной частью растительной клетки. Таким образом, в это время меняется представление о строении клетки: главным в ее организации стали считать не клеточную стенку, а содержимое.
    Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах немецкого ученого Р. Вирхова (1858), который предположил, что клетки образуются из предшествующих материнских клеток. В 1874 г. русским ботаником И. Д. Чистяковым, а в 1875 г. польским ботаником Э. Страсбургером было открыто деление клетки — митоз, и, таким образом, подтвердилось предположение Р. Вирхова.
    
    Проблемная ситуация. Демонстрация изображения различных клеток.
    - Что об щего у всех этих клеток?
    (Учащиеся высказывают свои предположения.)
        Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат в основе ее жизни, что все клетки живых организмов сходны по своему составу и что процессы обмена веществ протекают однотипно.
    Основные положения клеточной теории.
    Современная клеточная теория включает следующие основные положения:
    Клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.
         Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ (в этом положении объединены 2 и 3 пункты, указанные в учебнике).
    Размножение происходит путем их деления, то есть каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки.
           В сложных многоклеточных организмах клетки специали­зированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчи­нены нервным и гуморальным системам регуляции.
    - На какие две группы можно разделить все живые организмы?
    - Приведите примеры живых организмов, относящихся к этим группам.
    (Учащиеся приводят примеры прокариот и эукариот.)
          Есть неклеточные формы жизни - вирусы, открытые Д. И.,  вне клетки вирус существовать не может.
       Закрепление изученного материала.
       Работа в группах. Решение задач. 
        Класс делится на две группы. У каждой группы своя задача. Учащиеся в группе ведут обсуждение полученного задания («мозговой штурм»), затем один из учащихся рассказывает об их совместном решении.
    Задача 1.
    Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого, гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?
    {Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.)
    Задача 2.
    В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание ученых мира на одно странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И открытие было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.
    (Микроскопические водоросли переселились под кожу многих более или менее прозрачных животных и стали питать себя и приютивших их животных. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Явление, когда организмы извлекают пользу из совместного существования, называется «симбиоз»?)
        Подведение итогов урока.
    Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
    Оценить работу учеников во время занятий.
    Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
    
    
         Сообщение домашнего задания. § 29,с. 141-143; вопросы 1-3.
        
    Использованная литература:
    Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования от 5 марта 2004 г. за № 1089
    Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс» Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Москва, «Дрофа», 2006
    М.М.Гуменюк «Поурочное планирование. «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Волгоград: Учитель,2012.
    Г.И.Лернер «Общая биология. Поурочные тесты и задания», Москва, «Аквариум», 1998.
    
    
     

    Автор(ы): Рахматуллина Н. Р.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку