Гараева Татьяна Александровна-
 учитель истории и обществознания
МБОУ Солнечная ООШ
Название предмета  Биология.
Класс 9 класс.
УМК (название учебника, автор, год издания)  Биология. Общие закономерности. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. 2011.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый.
Тема урока:  Эукариотическая клетка. Ядро.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  1 час
Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме Строение и функции клетки (7 часов)
Цель урока: Изучить строение ядра и его роли в хранении наследственной информации клетки и всего организма.
      Задачи урока  закрепить знания об эукариотах;
                        показать многообразие форм и размеров ядра;
                        закреплять навыки самостоятельной работы с текстом;
                        совершенствовать умение составлять таблицы, логические схемы на установление взаимосвязи между строением и выполняемой функцией.
Планируемые результаты:  уметь устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функцией ядра.Знать определения: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
Техническое обеспечение урока компьютер
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) http://distant-lessons.ru/yadro-kletki.html
http://distant-lessons.ru/stroenie-i-funkcii-kletki.html
http://distant-lessons.ru/vse-zapisi-bloga-po-biologii
http://900igr.net/datai/biologija/Stroenie-kletki-i-ejo-funktsii/0028-029-JAdro.png
Содержание урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Сообщение темы, формулирование целей и задач урока
4. Изучение  и закрепление нового материала.
     Физминутка
5. Закрепление изученного: блиц-опрос.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие;
- подготовка класса к работе;
- наличие обучающихся;
- мотивация   учебной  деятельности на уроке
II.  Актуализация опорных знаний.
1) Карточка:  Соотнеси термины с определением:
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Цитоплазматическая мембрана
4. Митохондрии
5. ЭПС
6. Хлоропласты
7. Вакуоль
8. Лизосомы
9. Аппарат Гольджи
10.  Рибосомы
11.  Ядрышко
       Определения:
1. Главный органоид клетки.
2. Органоид, синтезирующий («собирающий») молекулы белков из аминокислот.
3. Органоид, отвечающий за сборку рибосом.
4. Зеленые пластиды, в которых происходит фотосинтез.
5. «Энергетические станции»  клетки, т.е. органоиды синтезирующие АТФ, как основной источник энергии для жизнедеятельности клетки и всего организма.
6. Полость, заполненная клеточным соком.
7. Органоиды, образующиеся из структур комплекса Гольджи, заполненные пищеварительными ферментами, способные расщеплять  различные вещества и переваривать отработанные органоиды клетки. («Санитары клетки»).
8. Клеточное образование, состоящее из двух слоев липидов и молекул белков.
9. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму эукариотических клеток.
10. Вязкое полужидкое вещество, заполняющее полость клетки.
11. Органоид, состоящий из пакетов цистерн, собирает и «упаковывает» белки, жиры и углеводы в виде секрета , готового к выделению, или используется в самой клетке в процессе ее жизнедеятельности. (Образует лизосомы).
КЛЮЧ:
1 - ядро
2 – рибосомы
3 – ядрышко
4 – хлоропласты
5 – митохондрии
6 – вакуоль
7 – лизосомы
8 – цитоплазматическая мембрана
9 – ЭПС
10 – цитоплазма
11 – аппарат Гольджи
2) работа в рабочей тетради с.26-31
1. Подчеркните в перечне органоидов те, которые нехарактерны для животной стенки. (4, 5)
2. Дополните утверждение: липидов, белков.
5. Перечислите главные функции цитоплазматической мембраны 
-отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды;
- обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточных организмов;
III. Сообщение темы, формулировка цели урока.
1. Формулировка темы урока, цели и задач урока:
- Каждая клетка имеет орган, который хранит всю информацию, это своеобразный паспорт- молекула ДНК. Эта молекула хранится в особом месте. Как вы думаете, в каком? (в ядре).     
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. 
      Какую информацию можно получить о ядре:
(Чем покрыто ядро, чем заполнено ядро, что находится у него внутри, т.е. изучить строение ядра и выяснить какую функцию выполняет).
IV. Изучение  и закрепление нового материала.
Рассказ учителя, с использованием таблиц и рисунков:
1. Макростроение ядра
Клетки 
           Одноядерные                                                                          Многоядерные
                                                                     (костный мозг, клетки печени и т.д)
2. Микростроение ядра
1. ядерная оболочка
2. ядерный сок
3. ядрышко
4. хромосомы
       Как правило, эукариотическая клетка имеет одно ядро, но встречаются двуядерные (инфузории) и многоядерные клетки (опалина). Некоторые высокоспециализированные клетки вторично утрачивают ядро (эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки покрытосеменных).
    Форма ядра — сферическая, эллипсовидная, реже лопастная, бобовидная и др. Диаметр ядра — обычно от 3 до 10 мкм.
   Ядро отграничено от цитоплазмы двумя мембранами (каждая из них имеет типичное строение). Между мембранами — узкая щель, заполненная полужидким веществом. В некоторых местах мембраны сливаются друг с другом, образуя поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Наружная ядерная мембрана со стороны, обращенной в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, внутренняя мембрана гладкая. Ядерные мембраны являются частью мембранной системы клетки: выросты наружной ядерной мембраны соединяются с каналами эндоплазматической сети, образуя единую систему сообщающихся каналов.
2.2. Характеристика ядерного сока (нуклеоплазмы или кариоплазмы):
            Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра.
            Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина.
Кариоплазма (ядерный сок, нуклеоплазма) — внутреннее содержимое ядра, в котором располагаются хроматин и одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят различные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды.
Ядрышко  представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Ядрышко - это структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования.
Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и варьирует от 1 до 7 и более. Ядрышки обнаруживаются только в неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают. Ядрышко образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре рРНК. Такие участки называются ядрышковым организатором и содержат многочисленные копии генов, кодирующих рРНК. Из рРНК и белков, поступающих из цитоплазмы, формируются субъединицы рибосом. Таким образом, ядрышко представляет собой скопление рРНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах их формирования.
Хроматин — внутренние нуклеопротеидные структуры ядра, Хроматин имеет вид глыбок, гранул и нитей. Химический состав хроматина: 1) ДНК (30–45%), 2) гистоновые белки (30–50%), 3) негистоновые белки (4–33%), следовательно, хроматин является дезоксирибонуклеопротеидным комплексом (ДНП). В зависимости от функционального состояния хроматина различают: гетерохроматин  и эухроматин . Эухроматин — генетически активные, гетерохроматин — генетически неактивные участки хроматина. Хроматин — форма существования генетического материала в интерфазных клетках. Во время деления клетки (митоз, мейоз) хроматин преобразуется в хромосомы.
Физминутка
Работа с учебником рис.72. 
- Что вы знаете о хромосомах?
- Зачем они нужны?
- Какую функцию выполняют хромосомы?
Работа с рисунком  73.
- Перед вами  хромосомы организмов разных видов. Вспомните генетический критерий вида: число хромосом не всегда указывает на наличие родственных связей.
Клетки 
Соматические 
Половые 
2n
Диплоидный набор хромосом
N
Гаплоидный набор хромосом
- Почему половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические? В чём биологический смысл? ( половой процесс, обмен генетической информацией, восстановление диплоидного набора)
Кариотип - совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки.
2.3. Главные функции ядра в клетке:
1. хранение и воспроизведение наследственной информации
 
2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке
V. Закрепление изученного: (как вариант работа с компьютером - диск)
Блиц-опрос:
1. Укажите главные функции ядра в клетке:
1. хранение и воспроизведение наследственной информации 
2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке.
2. Перечислите основные структурные компоненты ядра неделящейся клетки.
1. ядрышко 
2. Хроматин
3. ядерный сок
4. ядерная оболочка
3. Приведите краткую характеристику ядерного сока (нуклеоплазмы) по следующим признакам:
           Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра.
            Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина.
4. Вычеркните лишнее:
Функции ядерной оболочки: биоэнергетическая, биосинтез иРНК, опора для хроматиновых структур, сборка рибосом, транспортная, хранение наследственной информации, разграничительная.
5. Назовите структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования. 
Ядрышко.
6. Раскройте смысл тезиса: «Хромосомы и хроматин являются преемственными структурами».
В хроматине и хромосомах заключена вся информации об организме, которая передается из поколения в поколение при делении клеток и размножении организмов.
7. Впишите недостающие слова.
Специфический для каждого вида набор хромосом называется кариотип и описывается следующими характеристиками:
Кариотип – это совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки. Число хромосом в кариотипе большинства видов организмов четное.
8. Укажите, какой структурный компонент ядра представлен на рисунке, каково его строение и какие функции он выполняет.
Название: хромосома.
Строение (назовите части, обозначенные на рисунке)
А)центромера
Б)плечо хромосомы
В) хроматиды.
Функции: деление клетки и передача дочерней клетке генетической информации.
9. Закончите предложение.
Хромосомы, одинаковые по размерам и форме и несущие гены, контролирующие развитие одних и тех же признаков, называются …………. (гомологичными).
10. Укажите, какой набор хромосом (гаплоидный или диплоидный) содержится в половых и соматических клетках.
В половых клетках – гаплоидный.
В соматических клетках – диплоидный.
VI.  Рефлексия.
VII. Подведение итогов, домашнее задание:
Объявление итогов урока с комментариями.
П.27, рис. 70,71, записи в тетради. 
Домашнее задание: Пользуясь  ресурсами  Интернет, найти информацию о форме и количестве ядер в клетках разных представителей органического мира и разных тканях одного организма.
 
Автор(ы): Гараева Т. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx