Гараева Татьяна Александровна- учитель истории и обществознания МБОУ Солнечная ООШ Название предмета Биология. Класс 9 класс. УМК (название учебника, автор, год издания) Биология. Общие закономерности. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. 2011. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый. Тема урока: Эукариотическая клетка. Ядро. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме Строение и функции клетки (7 часов) Цель урока: Изучить строение ядра и его роли в хранении наследственной информации клетки и всего организма. Задачи урока закрепить знания об эукариотах; показать многообразие форм и размеров ядра; закреплять навыки самостоятельной работы с текстом; совершенствовать умение составлять таблицы, логические схемы на установление взаимосвязи между строением и выполняемой функцией. Планируемые результаты: уметь устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функцией ядра.Знать определения: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом. Техническое обеспечение урока компьютер Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) http://distant-lessons.ru/yadro-kletki.html http://distant-lessons.ru/stroenie-i-funkcii-kletki.html http://distant-lessons.ru/vse-zapisi-bloga-po-biologii http://900igr.net/datai/biologija/Stroenie-kletki-i-ejo-funktsii/0028-029-JAdro.png Содержание урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Сообщение темы, формулирование целей и задач урока 4. Изучение и закрепление нового материала. Физминутка 5. Закрепление изученного: блиц-опрос. 6. Рефлексия. 7. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Ход урока I. Организационный момент. - приветствие; - подготовка класса к работе; - наличие обучающихся; - мотивация учебной деятельности на уроке II. Актуализация опорных знаний. 1) Карточка: Соотнеси термины с определением: 1. Цитоплазма 2. Ядро 3. Цитоплазматическая мембрана 4. Митохондрии 5. ЭПС 6. Хлоропласты 7. Вакуоль 8. Лизосомы 9. Аппарат Гольджи 10. Рибосомы 11. Ядрышко Определения: 1. Главный органоид клетки. 2. Органоид, синтезирующий («собирающий») молекулы белков из аминокислот. 3. Органоид, отвечающий за сборку рибосом. 4. Зеленые пластиды, в которых происходит фотосинтез. 5. «Энергетические станции» клетки, т.е. органоиды синтезирующие АТФ, как основной источник энергии для жизнедеятельности клетки и всего организма. 6. Полость, заполненная клеточным соком. 7. Органоиды, образующиеся из структур комплекса Гольджи, заполненные пищеварительными ферментами, способные расщеплять различные вещества и переваривать отработанные органоиды клетки. («Санитары клетки»). 8. Клеточное образование, состоящее из двух слоев липидов и молекул белков. 9. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму эукариотических клеток. 10. Вязкое полужидкое вещество, заполняющее полость клетки. 11. Органоид, состоящий из пакетов цистерн, собирает и «упаковывает» белки, жиры и углеводы в виде секрета , готового к выделению, или используется в самой клетке в процессе ее жизнедеятельности. (Образует лизосомы). КЛЮЧ: 1 - ядро 2 – рибосомы 3 – ядрышко 4 – хлоропласты 5 – митохондрии 6 – вакуоль 7 – лизосомы 8 – цитоплазматическая мембрана 9 – ЭПС 10 – цитоплазма 11 – аппарат Гольджи 2) работа в рабочей тетради с.26-31 1. Подчеркните в перечне органоидов те, которые нехарактерны для животной стенки. (4, 5) 2. Дополните утверждение: липидов, белков. 5. Перечислите главные функции цитоплазматической мембраны -отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды; - обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточных организмов; III. Сообщение темы, формулировка цели урока. 1. Формулировка темы урока, цели и задач урока: - Каждая клетка имеет орган, который хранит всю информацию, это своеобразный паспорт- молекула ДНК. Эта молекула хранится в особом месте. Как вы думаете, в каком? (в ядре). - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. Какую информацию можно получить о ядре: (Чем покрыто ядро, чем заполнено ядро, что находится у него внутри, т.е. изучить строение ядра и выяснить какую функцию выполняет). IV. Изучение и закрепление нового материала. Рассказ учителя, с использованием таблиц и рисунков: 1. Макростроение ядра Клетки Одноядерные Многоядерные (костный мозг, клетки печени и т.д) 2. Микростроение ядра 1. ядерная оболочка 2. ядерный сок 3. ядрышко 4. хромосомы Как правило, эукариотическая клетка имеет одно ядро, но встречаются двуядерные (инфузории) и многоядерные клетки (опалина). Некоторые высокоспециализированные клетки вторично утрачивают ядро (эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки покрытосеменных). Форма ядра — сферическая, эллипсовидная, реже лопастная, бобовидная и др. Диаметр ядра — обычно от 3 до 10 мкм. Ядро отграничено от цитоплазмы двумя мембранами (каждая из них имеет типичное строение). Между мембранами — узкая щель, заполненная полужидким веществом. В некоторых местах мембраны сливаются друг с другом, образуя поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Наружная ядерная мембрана со стороны, обращенной в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, внутренняя мембрана гладкая. Ядерные мембраны являются частью мембранной системы клетки: выросты наружной ядерной мембраны соединяются с каналами эндоплазматической сети, образуя единую систему сообщающихся каналов. 2.2. Характеристика ядерного сока (нуклеоплазмы или кариоплазмы): Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра. Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина. Кариоплазма (ядерный сок, нуклеоплазма) — внутреннее содержимое ядра, в котором располагаются хроматин и одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят различные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды. Ядрышко представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Ядрышко - это структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования. Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и варьирует от 1 до 7 и более. Ядрышки обнаруживаются только в неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают. Ядрышко образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре рРНК. Такие участки называются ядрышковым организатором и содержат многочисленные копии генов, кодирующих рРНК. Из рРНК и белков, поступающих из цитоплазмы, формируются субъединицы рибосом. Таким образом, ядрышко представляет собой скопление рРНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах их формирования. Хроматин — внутренние нуклеопротеидные структуры ядра, Хроматин имеет вид глыбок, гранул и нитей. Химический состав хроматина: 1) ДНК (30–45%), 2) гистоновые белки (30–50%), 3) негистоновые белки (4–33%), следовательно, хроматин является дезоксирибонуклеопротеидным комплексом (ДНП). В зависимости от функционального состояния хроматина различают: гетерохроматин и эухроматин . Эухроматин — генетически активные, гетерохроматин — генетически неактивные участки хроматина. Хроматин — форма существования генетического материала в интерфазных клетках. Во время деления клетки (митоз, мейоз) хроматин преобразуется в хромосомы. Физминутка Работа с учебником рис.72. - Что вы знаете о хромосомах? - Зачем они нужны? - Какую функцию выполняют хромосомы? Работа с рисунком 73. - Перед вами хромосомы организмов разных видов. Вспомните генетический критерий вида: число хромосом не всегда указывает на наличие родственных связей. Клетки Соматические Половые 2n Диплоидный набор хромосом N Гаплоидный набор хромосом - Почему половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические? В чём биологический смысл? ( половой процесс, обмен генетической информацией, восстановление диплоидного набора) Кариотип - совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки. 2.3. Главные функции ядра в клетке: 1. хранение и воспроизведение наследственной информации 2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке V. Закрепление изученного: (как вариант работа с компьютером - диск) Блиц-опрос: 1. Укажите главные функции ядра в клетке: 1. хранение и воспроизведение наследственной информации 2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке. 2. Перечислите основные структурные компоненты ядра неделящейся клетки. 1. ядрышко 2. Хроматин 3. ядерный сок 4. ядерная оболочка 3. Приведите краткую характеристику ядерного сока (нуклеоплазмы) по следующим признакам: Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра. Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина. 4. Вычеркните лишнее: Функции ядерной оболочки: биоэнергетическая, биосинтез иРНК, опора для хроматиновых структур, сборка рибосом, транспортная, хранение наследственной информации, разграничительная. 5. Назовите структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования. Ядрышко. 6. Раскройте смысл тезиса: «Хромосомы и хроматин являются преемственными структурами». В хроматине и хромосомах заключена вся информации об организме, которая передается из поколения в поколение при делении клеток и размножении организмов. 7. Впишите недостающие слова. Специфический для каждого вида набор хромосом называется кариотип и описывается следующими характеристиками: Кариотип – это совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки. Число хромосом в кариотипе большинства видов организмов четное. 8. Укажите, какой структурный компонент ядра представлен на рисунке, каково его строение и какие функции он выполняет. Название: хромосома. Строение (назовите части, обозначенные на рисунке) А)центромера Б)плечо хромосомы В) хроматиды. Функции: деление клетки и передача дочерней клетке генетической информации. 9. Закончите предложение. Хромосомы, одинаковые по размерам и форме и несущие гены, контролирующие развитие одних и тех же признаков, называются …………. (гомологичными). 10. Укажите, какой набор хромосом (гаплоидный или диплоидный) содержится в половых и соматических клетках. В половых клетках – гаплоидный. В соматических клетках – диплоидный. VI. Рефлексия. VII. Подведение итогов, домашнее задание: Объявление итогов урока с комментариями. П.27, рис. 70,71, записи в тетради. Домашнее задание: Пользуясь ресурсами Интернет, найти информацию о форме и количестве ядер в клетках разных представителей органического мира и разных тканях одного организма.
Автор(ы): Гараева Т. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx