Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 27. Энергетический обмен. (Семенова А.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Семенова Анастасия Борисовна 
    учитель биологии и химии 
    МАОУ Гимназия № 1 
    Ташлинского района Оренбургской области
    Биология. 
     9 класс.
    УМК: Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Москва. «Дрофа». 2016 г.
    Уровень обучения базовый.
    Тема: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» (3 часа).
    Урок № 3 (27)
    Тема: «Энергетический обмен».
    Урок комбинированный.
    Метод: беседа-обсуждение, просмотр видеофрагмента, работа с текстом учебника, составление схем, тестирование.
    Оборудование: таблица «Строение клетки», компьютер, проектор, экран, ЭФУ «Биология 9 класс» Дрофа 2014 г., раздаточный материал.
    Цель: изучить этапы энергетического обмена.
    Задачи:
    Образовательные:
    -         формировать знания об энергетическом обмене веществ. 
    -          формировать понимание значимости АТФ – аккумулятора энергии клетки.  
    -         обеспечить закрепление основных биологических понятий: аэробное дыхание, анаэробное дыхание, брожение, фототрофы, хемотрофы, фотолиз, гликолиз.
    Развивающие:
    -          формировать умение выделять сущность процесса  в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками.
    -          реализовывать творческий потенциал учащихся, развивать самостоятельность.
    Воспитательные:
    -          прививать экологическую культуру.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны уметь:
    - определять понятие «фотосинтез», «клеточное дыхание».
    - сравнивать стадии фотосинтеза и клеточного дыхания, делать выводы на основе сравнения.
    - характеризовать значение фотосинтеза.
    - понимать перспективы практического использования фотосинтеза.
    - понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.
    Содержание урока:
    1. Этап. Организационный. 1 минута.
    2. Этап. Проверка домашнего задания. 10 минут.
    Для всесторонней проверки домашнего задания учащимся предлагается дать развернутые ответы на вопросы и выполнить тестовую работу 
    (карточки с вопросами теста).
    Тесты с выбором нескольких правильных ответов
    
    1. Каковы особенности реакций биосинтеза белка в клетке?
    а) реакции носят матричный характер: белок синтезируется на иРНК;
    б) реакции происходят с освобождением энергии;
    в) на химические реакции расходуется энергия молекул АТФ;
    г) реакции сопровождаются синтезом молекул АТФ;
    д) ускорение реакций осуществляется ферментами;
    е) синтез белка происходит на внутренней мембране митохондрий.
    
    2. В чем проявляется взаимосвязь биосинтеза белка и окисления органических веществ?
    а) в процессе окисления органических веществ освобождается энергия, которая расходуется в ходе биосинтеза белка;
    б) в процессе биосинтеза образуются органические вещества, которые используются в ходе окисления;
    в) в процессе фотосинтеза используется энергия солнечного света;
    г) через плазматическую мембрану в клетку поступает вода;
    д) в процессе биосинтеза образуются ферменты, которые ускоряют реакции окисления;
    е) реакции биосинтеза белка происходят в рибосомах с выделением энергии.
    
    3. Какие из указанных процессов относятся к биосинтезу белка?
    а) рибосома нанизывается на иРНК;
    б) в полостях и канальцах ЭПС накапливаются органические вещества;
    в) тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к рибосоме;
    г) перед делением клетки из каждой хромосомы образуются по две хроматиды;
    д) присоединенные к рибосоме две аминокислоты взаимодействуют между собой с образованием пептидной связи;
    е) в ходе окисления органических веществ освобождается энергия.
    
    Установите соответствие
    
    1. Установите соответствие между веществами, структурами, участвующими в синтезе белка с их функциями.
    
    Вещества/структуры
    Функции
    А) участок ДНК.
    Б) иРНК.
    В) РНК-полимераза.
    Г) рибосома.
    Д) полисома.
    Е) АТФ.
    Ж) аминокислота.
    З) триплет ДНК.
    1) переносит информацию на рибосомы;
    2) место синтеза белка;
    3) фермент, обеспечивающий синтез иРНК;
    4) источник энергии для реакций;
    5) мономер белка;
    6) группа нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту;
    7) ген, кодирующий информацию о белке;
    8) группа рибосом, место сборки белков.
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    Ж
    З
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2. Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и энергетического обмена.
    
    Особенности процессов
    Процессы
    А) переписывание информации с ДНК на иРНК.
    Б) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме.
    В) расщепление полимеров до мономеров.
    Г) расщепление глюкозы до ПВК и синтез двух молекул АТФ.
    Д) присоединение к рибосоме тРНК с аминокислотой и иРНК.
    Е) окисление ПВК до СО2 и Н2О, сопровождаемые синтезом 36 молекул АТФ.
    1) биосинтез белка.
    
    2) энергетический обмен.
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    
    
    
    
    
    
    
    
    Установите последовательность
    
    1. Установите последовательность реакций биосинтеза белка:
    А) снятие информации с ДНК.
    Б) узнавание антикодоном тРНК своего кодона на иРНК.
    В) отщепление аминокислоты от тРНК.
    Г) поступление иРНК на рибосомы.
    Д) присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
    2. Установите последовательность этапов биосинтеза белка:
    А) присоединение аминокислоты к тРНК.
    Б) транскрипция.
    В) присоединение аминокислоты к полипептидной цепи.
    Г) транспортировка иРНК к рибосомам.
    Д) присоединение тРНК к иРНК (антикодон узнает кодон).
    Е) транспортировка аминокислот тРНК к рибосомам.
    
    Параллельно проверяется решение домашних задач. 
    Вопросы беседы:
    1. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?
    2. Какие процессы биосинтеза белка происходят в рибосоме?
    3. В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?
    4. Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связано разнообразие белков. 
    
    3.Этап. Изучение нового материала. 20 минут.
    Актуализация. 2 минуты.
    Предлагаю ответить на вопросы:
    Как называется процесс противоположный синтезу веществ? (диссимиляция – совокупность реакций расщепления).
    Что происходит с энергией в процессе диссимиляции (энергия выделяется).
    Поэтому диссимиляцию и называют энергетическим обменом в клетке.
    Предлагается для просмотра видеофайл из ЭФУ «Биология 9 класс» Дрофа. 2014 г. 6 минут.
    Далее учащимся предлагается работа в парах по составлению опорного конспекта материала, используя текст учебника. Подсказки в виде слайдов выводятся на экран.Слайд № 7-9
    I этап – подготовительный. Слайд № 7.
    В пищеварительной системе крупные молекулы пищи распадаются:
    полисахариды→глюкоза,
    белки →аминокислоты,
    жиры→глицерин и жирные кислоты.
    Энергия рассеивается в виде тепла. Мономеры всасываются в кровь и доставляются к клеткам.
    
    II этап – бескислородный,неполное окисление, анаэробное дыхание – гликолиз, брожение. Слайд № 8.
    Протекает в цитоплазме, 1 молекула глюкозы расщепляется до 2-х молекул ПВК без О2. Чистый выход – 2 АТФ.
    
    С6Н12О6+ 2Н3РО4+2АДФ →2С3Н6О3 +2Н2О + 2 АТФ 
    
    Гликолиз в мышцах: С6Н12О6 →2С3Н6О3 + 2 АТФ
    
    Брожение (дрожжи): С6Н12О6 →2С2Н5ОН + 2СО2+ 2 АТФ
    Этиловыйспирт
    
    III этап – кислородный, полное окисление, аэробное дыхание. Слайд № 9.
    Происходит в митохондриях при доступе О2.
    Энергетический эффект IIIэтапа – 36 АТФ.
    Суммарный энергетический эффект – 38 АТФ:
    С6Н12О6 +6О2+ 38Н3РО4+38АДФ → 6СО2 + 6Н2О +38АТФ,
    или
    С6Н12О6 +6О2→6СО2 + 6Н2О +38АТФ
    
    Фазы фотосинтеза: таблица сравнений
      Критерии сравнения
      Световая фаза
    Темная фаза  
    Солнечный свет
      Обязателен
      Необязателен
    Зависимость от источника энергии
    Зависит от солнечного света
      Зависит от АТФ и НАДФ•Н2, образованных в световой фазе и от количества СО2 из атмосферы
    Исходные вещества
    Хлорофилл, белки-переносчики электронов, АТФ-синтетаза
      Углекислый газ
    Суть фазы и что образуется
      Выделяется свободный О2, образуется АТФ и НАДФ•Н2
      Образование природного сахара (глюкозы) и поглощение СО2 из атмосферы
    
    4. Этап. Закрепление изученного материала. 10 минут.
    Требуется быстро дать ответы на следующие вопросы:
    1. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
    фотосинтез;
    2. Что общего между фотосинтезом и процессом окисления глюкозы?
    в результате этих процессов образуется АТФ.
    3. При анаэробном гликолизе молекулы глюкозы:
    окисляются не полностью;
    4. Сходство процессов анаэробного и аэробного гликолиза заключается в:
    образовании АТФ;
    5. При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается:
    избыток молочной кислоты;
    6. Какое из веществ используется организмом в последнюю очередь при длительном голодании?
     белок;
    7. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:
    ферменты;
    8. Из каких реакций складывается энергетический обмен?
    из совокупности реакций расщепления с выделением и запасанием энергии;
    9. Как называется процесс получения живым организмом энергии за счет окисления неорганических веществ?
     хемосинтез.
    10. Укажите, в чем заключается значение фотосинтеза:
    обогащение атмосферы кислородом;
    обеспечение живых организмов органическими веществами.
    
    
    5. Этап. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок.
    П. 4 учебника, вопросы 1-10 на стр. 31.
    В качестве домашнего задания предлагаются к выполнению работы по индивидуальным карточкам.
    
    
    Тесты с выбором нескольких правильных ответов
    
    1. Каковы характеристики энергетического обмена веществ в клетке?
    а) происходит в цитоплазме клеток и митохондриях;
    б) происходит в хлоропластах и на мембранах ЭПС;
    в) результатом является образование АТФ, углекислого газа и воды;
    г) результатом является образование углеводов, АТФ и кислорода;
    д) делится на подготовительный, бескислородныйи кислородный этапы;
    е) делится на световую и темновую фазы.
    
    2. Каковы характеристики энергетического обмена веществ в клетке?
    а) противоположен по результатам биосинтезу;
    б) идет с поглощением энергии;
    в) химические процессы обмена происходят в цитоплазме и митохондриях;
    г) химические процессы происходят в хлоропластах;
    д) сопровождается синтезом большого количества АТФ;
    е) завершается образованием углеводов, кислорода.
    
    3. Укажите этапы, из которых складывается энергетический обмен:
    а) трансляция;
    б) подготовительный этап;
    в) транскрипция;
    г) биологическое окисление (дыхание);
    д) бескислородное окисление (гликолиз);
    е) образование комплекса рибосом иРНК.
    
    4. В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит:
    а) фотолиз воды;
    б) восстановление углекислого газа до глюкозы;
    в) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света;
    г) соединение водорода с переносчиком НАДФ+;
    д) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов;
    е) образование молекул крахмала из глюкозы.
    
    
    Установите соответствие 
    
    1. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
    
    Признаки обмена веществ
    Этапы обмена веществ
    А) вещества окисляются.
    Б) вещества синтезируются.
    В) энергия запасается в молекулах АТФ.
    Г) энергия расходуется.
    Д) в процессе участвуют рибосомы.
    Е) в процессе участвуют митохондрии.
    1) пластический обмен;
    2) энергетический обмен.
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    
    
    
    
    
    
    
    Установите последовательность
    
     Установитепоследовательность процессов энергетического обмена:
    А) образование пировиноградной кислоты.
    Б) ферментативное окисление глюкозы.
    В) участие кислорода в энергетическом обмене.
    Г) гидролиз высокомолекулярных органических веществ.
    Д) образование углекислого газа и воды.
    
    Установите соответствие между характеристикой и процессом, к которому она относится.
    
    Характеристика
    Процесс
    А) при образовании органических веществ используется солнечная энергия.
    Б) при образовании органических веществ используется энергия, высвобождаемая при окислении неорганических веществ.
    В) в атмосферу выделяется кислород.
    Г) осуществляется растениями.
    Д) осуществляется бактериями.
    Е) открыт С.Н. Виноградским в 1889 г.
    1) фотосинтез;
    2) хемосинтез.
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    
    
    
    
    
    
    
    Установите соответствие между веществами и их функциями при фотосинтезе.
    
    Вещества
    Функции при фотосинтезе
    А) пятиуглеродный сахар.
    Б) АТФ.
    В) НАДФ. 
    Г) глюкоза.
    1) исходное вещество для начала световых реакций;
    2) конечный продукт темновой фазы;
    3) исходное вещество для начала темновых реакций;
    4) конечный продукт световой фазы.
    
    А
    Б
    В
    Г
    
    
    
    
    
    Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
    
    Особенности обмена веществ
    Организмы
    А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ.
    Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ.
    В) использование только готовых органических веществ.
    Г) синтез органических веществ из неорганических.
    Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ.
    1) автотрофы;
    2) гетеротрофы.
    
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    
    Карточки с условиями задач для решения по уравнениям изученных реакций.
    Задача 1.
    В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль.
    Определите: а) сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано; б) сколько АТФ при этом синтезировано; в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ; г) сколько моль кислорода израсходовано на окисление.
    
    Решение.
    1. Поскольку из 7 моль глюкозы полному окислению подверглось только 2 моль, значит, неполному окислению подверглось 5 моль.
    По уравнению реакции гликолиза С6Н12О6 →2С3Н6О3 + 2 АТФ 
    1 моль глюкозы → 2 моль молочной кислоты, 2 АТФ;
    5 моль глюкозы → 10 моль молочной кислоты;
    5 моль глюкозы → 10 АТФ.
    2. Полному окислению подверглось 2 моль глюкозы. 
    По уравнению реакции полного кислородного окисления С6Н12О6 +6О2→6СО2 + 6Н2О +38АТФ
    1 моль глюкозы → 6 моль О2, 6 моль СО2, 38 АТФ;
    2 моль глюкозы → 12 моль кислорода;
    2 моль глюкозы →12 моль углекислого газа;
    2 моль глюкозы → 76 АТФ.
    
    3. Энергетический эффект: 10 + 76 = 86 АТФ.
    Если в одной макроэргической связи АТФ аккумулировано 30,6 кДж энергии, то 86×30,6 = 2631,6 (кДж).
    
    Ответ:
    а) образовано 10 моль молочной кислоты и 12 моль углекислого газа;
    б) синтезировано 86 молекул АТФ;
    в) 2631,6 кДж в форме химической энергии макроэргических связей молекул АТФ;
    г) израсходовано 12 моль кислорода.
    
    Задача 2.
    В результате диссимиляции в клетках образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа.
    Определите: а) сколько всего моль глюкозы израсходовано; б) сколько из них подверглось неполному и сколько полному расщеплению; в) сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано; г) сколько моль кислорода израсходовано на окисление.
    
    Решение.
    1. Поскольку в результате диссимиляции образовалась молочная кислота, значит, имело место неполное окисление глюкозы.
    По уравнению реакции гликолиза С6Н12О6 →2С3Н6О3 + 2 АТФ 
    2 моль молочной кислоты → 1 моль глюкозы, 2 АТФ;
    5 моль молочной кислоты → 2,5 моль глюкозы;
    5 моль молочной кислоты → 5 АТФ.
    
    2. Поскольку образовалось 27 моль углекислого газа, значит, имело место полное окисление глюкозы.
    По уравнению реакции полного кислородного окисления С6Н12О6 +6О2→6СО2 + 6Н2О +38АТФ
    1 моль глюкозы → 6 моль О2, 6 моль СО2, 38 АТФ;
    x моль глюкозы →27 моль углекислого газа;
    x моль глюкозы → 27 моль кислорода;
    x = (27×1) : 6 = 4,5 (моль глюкозы) ;
    4,5 моль глюкозы → 171 АТФ.
    
    3. Энергетический эффект: 5 + 171 = 176 АТФ.
    Если в одной макроэргической связи АТФ аккумулировано 30,6 кДж энергии, то 176 × 30,6 = 5385,6 (кДж).
    Всего глюкозы израсходовано: 2,5+ 4,5 = 7 (моль глюкозы).
    
    Ответ:
    а) израсходовано 7 моль глюкозы;
    б) неполному расщеплению подверглось 2,5 моль глюкозы, полному расщеплению – 4,5 моль глюкозы;
    в) синтезировано 176 АТФ, аккумулировано 5385,6 кДж энергии;
    г) израсходовано 27 моль кислорода.
    
    Задача 3.
    Мышцы ног при беге со средней скоростью за 1 мин. расходуют около 24 кДж энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 мин. бега, если кислород доставляется к мышцам в достаточном количестве для полного окисления глюкозы; б) накопится ли молочная кислота.
    
    Решение.
    1. За 25 минут бега расход энергии в мышцах составит
    24 × 25 = 600 кДж.
    2. Такое количество энергии может выделить
    600 : 30,6 ≈ 20 моль АТФ.
    3. (180 × 20) : 38 ≈ 95 (г глюкозы)
    М (глюкозы) = 180 г/моль; при полном окислении 1 моль глюкозы образуется 38 АТФ.
    Ответ:
    а) для образования в мышцах 20 молекул АТФ должно произойти кислородное расщепление 95 г глюкозы;
    б) не накопится: при наличии кислорода молочная кислота полностью окисляется.
    
    
     

    Автор(ы): Семенова А. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку