Семенова Анастасия Борисовна учитель биологии и химии МАОУ Гимназия № 1 Ташлинского района Оренбургской области Биология. 9 класс. УМК: Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Москва. «Дрофа». 2016 г. Уровень обучения базовый. Тема: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» (3 часа). Урок № 1 (25) «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Урок комбинированный. Метод: лекция с элементами беседы, составление схемы. Цель:формирование у учащихся первоначальных понятий о процессе обмена веществ и энергии. Задачи: Образовательные: - формировать знания об обмене веществ как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности. - установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с окружающей средой. - обеспечить закрепление основных биологических понятий: автотрофные, гетеротрофные организмы, пластический и энергетический обмен; анаболизм, катаболизм, метаболизм, фотосинтез, ассимиляция, диссимиляция, распад. Развивающие: - формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками. - реализовывать творческий потенциал учащихся, развивать самостоятельность. Воспитательные: - используя приобретенные знания, понимать взаимосвязанность с окружающей средой. - понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья. Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь: - выявлять и объяснять основные свойства живого. - характеризовать многообразие структурных уровней организации живого. - определять понятие «обмен веществ». - устанавливать различия понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». - характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. - характеризовать процессы фагоцитоза и пиноцитоза. - описывать процесс внутриклеточного пищеварения. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Содержание урока: 1. Этап. Организационный. 1 минута. Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. 2. Этап всесторонней проверки домашнего задания. 10 минут. Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН. Вопросы для проверки домашнего задания: фронтальный опрос, беседа. 1) Перечислите уровни организации живого. (Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). 2) Какие черты присущи живой материи и отличают ее от неживой на всех уровнях организации? (обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие, саморегуляция, раздражимость, ритмичность). 3) На какие две группы можно разделить все живые организмы по способу питания и чем они отличаются (автотрофы – способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фото- и хемосинтеза, это растение и некоторые бактерии; гетеротрофы – используют готовые органические вещества, это животные). 4) Какие неорганические вещества входят в состав клетки и какую функцию они выполняют? (вода – универсальный растворитель для реакций обмена, минеральные соли – обеспечивают раздражимость клетки, постоянный рН среды, обеспечивают прочность ткани). 5) Какие органические вещества входят в состав клетки и какую роль они грают в клетке? (белки – строительная, каталитическая, транспортная, защитная функция; углеводы – строительная, энергетическая функция; жиры – энергетическая, строительная функция; нуклеиновые кислоты – хранение, перенос и передача наследственной информации). 3. Этап изучения нового материала: 10 минут. Итак, основным признаком живого организма является обмен веществ. Это сложный многоэтапный процесс, изучением которого мы сегодня и займемся. Записываем тему урока: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Объяснение. В обмене веществ выделяют два этапа: ассимиляцию и диссимиляцию. Ассимиляция (уподобление) включает в себя поступление в организм продуктов питания (и кислорода), предварительную переработку этих веществ (пищеварение), всасывание продуктов пищеварения (и кислорода) в кровь, распределение их по организму и поступление в клетки. Завершается ассимиляция синтезом специфических для организма молекул: структурных веществ, запасных источников энергии, веществ – регуляторов. К ассимиляции близко по смыслу понятие анаболизм, часто их даже отождествляют. Однако, точнее называть анаболизмом важнейший этап ассимиляции – синтез из продуктов пищеварения специфических для организма веществ. Диссимиляция - распад веществ организма на конечные продукты обмена веществ и удаление из организма. Расщепление веществ в процессе пищеварения обеспечивает усвоение пищевых продуктов и может быть отнесено к ассимиляции. Так, например, усвоение пищевых белков невозможно без их предварительного расщепления на аминокислоты, которые затем поступают в кровь, разносятся ею по организму, поступают в клетки и используются для синтеза белков и других веществ. Некоторые конечные продукты пищеварения могут не включаться в процессы ассимиляции, а расщепляться до конечных продуктов обмена веществ. Например, образовавшаяся в процессе пищеварения сложных углеводов глюкоза может использоваться в качестве источника энергии и расщепляться до СО2 и Н2О. Термин катаболизм, который нередко отождествляется с диссимиляцией, по существу, характеризует химическую часть диссимиляции – деградацию веществ организма на конечные продукты обмена веществ. Ассимиляция и диссимиляция не два самостоятельных процесса, а две стороны одного процесса, теснейшим образом взаимосвязанные и взаимозависимые. Так, синтез специфических для организма веществ, происходящий в процессе ассимиляции, требует затрат значительных количеств энергии. Эту энергию организм получает, главным образом, в процессе аэробного биологического окисления – составной части процесса диссимиляции. Т. е. усилению процесса ассимиляции обязательно сопутствует усиление диссимиляции. С другой стороны, интенсивно идущие процессы диссимиляции, заключающиеся в усиленном распаде веществ организма, являются мощным стимулом для процессов ассимиляции, обеспечивающих синтез этих веществ взамен распавшихся. Стадии обмена веществ Диссимиляция, как и ассимиляция, характеризуется многостадийностью превращений. Можно выделить три этапа превращений. На первой стадииподготовительной макромолекулы углеводов, белков и липидов распадаются в процессах гидролиза на более простые вещества - мономеры. На этом этапе освобождается незначительное количество заключенной в них энергии – не более 1-3%. Вторую стадию можно рассматривать как этап универсализации. Превращения углеводов, жиров и отчасти белков сходятся. Образуются единые промежуточные продукты. На этом этапе освобождается более значительное количество энергии – около 1/3 от исходных запасов. Третья стадия превращений представляет собой аэробное окисление веществ, завершающееся образованием конечных продуктов обмена (СО2, Н2О, мочевины и др.), которые устраняются из организма. На этом этапе освобождается основное количество энергии – 2/3 потенциальной энергии исходных продуктов. Учащиеся делают вывод: Таким образом процессы ассимиляции и диссимиляции тесно взаимосвязаны. 4. Этап закрепление нового материала: 10 минут . На основании этого предлагаю вам заполнить сравнительную таблицу, описывающую процесс обмена веществ. Вам помогут следующие вопросы: (Основа таблицы выводится на экран).Слайд №1. - Что такое обмен веществ? - Как называются этапы обмена веществ, дайте определения. - Что происходит с веществами в процессе анаболизма? Катаболизма? - Что происходит с энергией в процессе анаболизма? Катаболизма? - Как вы думаете, что является активаторами всех реакций? - Что является первоисточником энергии на Земле? Метаболизм (обмен веществ) – это…(совокупность реакций биосинтеза и расщепления веществ в клетке). Этапы Сущность процесса Превращение энергии Фотосинтез, синтез белка. Первоисточник энергии – …... Активаторами всех реакций являются …….. Метаболизм (обмен веществ) – это…(совокупность реакций биосинтеза и расщепления веществ в клетке). Этапы Анаболизм, или ассимиляция, или пластический обмен Катаболизм, или диссимиляция, или энергетический обмен Сущность процесса биологический синтез сложных веществ (подобных содержимому клетки) из простых (поступающих в клетку извне). ферментативное расщепление (гидролиз, окисление) сложных органических соединений на простые. Превращение энергии Реакции идут с использованием энергии, образующейся в результате диссимиляции. Интенсивно происходит в процессе роста. Реакции идут с выделением энергии (АТФ), которая используется для ассимиляции, а также на: 1. Поддержание жизненных процессов организма. 2. Биосинтез. 3. На определенную работу, активный транспорт, мышечные сокращения. Фотосинтез, синтез белка. Первоисточник энергии – солнце. Активаторами всех реакций являются ФЕРМЕНТЫ. Связь новых знаний с ранее полученными и сформированными. 5 минут. А каким образом вещества проникают в клетку? Вспомните пожалуйста, как называются процессы поглощения клеткой объектов? Ответ: Фагоцитоз и пиноцитоз.Слайд № 2. В чем отличия этих процессов друг от друга? Ответ:Главное отличие пиноцитоза от фагоцитоза заключается в следующем. При пиноцитозе во впячивание клеточной оболочки попадает окружающая жидкость с содержащимися в ней веществами. При фагоцитозе клеточная мембрана как бы обволакивает, затягивает одну относительно крупную частицу. Например, многие одноклеточные организмы питаются другими одноклеточными и поглощают их путем фагоцитоза. Для каких клеток характерен фагоцитоз и пиноцитоз? Ответ:Пиноцитоз и фагоцитоз как способ поглощения пищи характерен в основном для одноклеточных организмов. Однако некоторые специализированные клетки многоклеточных также способны заглатывать объекты. Например, фагоциты крови поглощают и разрушают болезнетворные бактерии и опасные для организма вещества. 5. Этап. Подведение итогов и результатов урока. (Рефлексия). Что нового узнали сегодня? Какие выводы сделали лично для себя? Была ли полезна полученная информация? Выставление оценок активным учащимся. 6. Задание на дом: стр.11 учебника, записи в тетради. Заучить новые термины.
Автор(ы): Семенова А. Б.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx