Никишина Акжан Сунгатулловна, учитель биологии МБОУ Зерновая ООШ Ташлинского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК:С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин) –М,Дрофа, 2000.287с Уровень обучения: базовый. Тема урока: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Общее количество часов, отведенное на изучение темы:4 Место урока в системе уроков по теме «Химическая организация клетки»:4 Цель урока: Изучить строение и функции нуклеиновых кислот. Задачи урока: Образовательные: - охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; - раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Развивающие: - развивать общеучебные умения; - развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи; - развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание); - развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному. Воспитательные: - воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий; - воспитывать критическую и объективную самооценку знаний Планируемые результаты: - знать определение понятий нуклеотид, комплементарность, называть виды и функции РНК - уметь :строить принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов Содержание урока: 1.Организационно-мотивационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задание 1. Выберите один верный ответ. 1. Углерод как элемент входит в состав: а) белков и углеводов б) углеводов и нуклеиновых кислот в) углеводов и липидов г) всех органических соединений клетки 2. Из названных химических соединений биополимером не является: а) белок; б) крахмал в) глюкоза г) целлюлоза 3.Среди перечисленных функций выберите функцию, которую не выполняют липиды. а) транспортная; б) строительная; в) каталитическая; г) главный энергетический резервуар клетки. 4. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем,что: а) жиры сохраняют воду в организме; б) жиры выделяют воду при окислении; в) жиры создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение; г) организмы выработали привычку к обезвоживанию. 5. В клетках растений запасным углеводом является: а) глюкоза; б) крахмал в) целлюлоза; г) гликоген. 6. Из аминокислот не состоит: а) гемоглобин; б) инсулин; в) гликоген; г) альбумин. 7. Среди перечисленных функций выберите функцию, которую не выполняют белки. а) защитная; б) каталитическая в) строительная; г) главный энергетический резервуар клетки. 8. Уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил целесообразнее давать: а) кусочек сахара; в) немного сливочного масла; б) кусок мяса; г) немного минеральной воды. 9. В клетках животных запасным углеводом является: а) целлюлоза; б) крахмал; в) глюкоза; г) гликоген. 10. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма: а) жира; б) глюкозы; в) белка; г) целлюлозы 3. Изучение новой темы. Первый этап – вызов, на этапе вызова применяем прием «Корзина идей, понятий,». Этот прием позволяет выяснять, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуем корзину, в которую собираем все то, что учащиеся знают об изучаемой теме). Учитель: что вам известно о нуклеиновых кислотах из учебного и жизненного опыта? Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по этой теме (работа групповая, 2 минуты). Проводится обмен информация и каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, понятия связываются в логические цепи, а ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Список идей по теме «Нуклеиновые кислоты». Нуклеиновые кислоты – биополимеры. Они бывают 2 – х видов: РНК и ДНК. Хранят и передают наследственную информацию. Их впервые обнаружили в ядрах клеток, поэтому их так назвали. Углеводы у них разные: рибоза и дезоксирибоза. Рибоза и дезоксирибоза – моносахариды. Второй этап – осмысление. На данном этапе учащиеся: Получают новую информацию; Осмысливают ее; Соотносят с уже имеющимися знаниями (презентация) Нуклеиновые кислоты – это высокомолекулярные органические соединения (биополимеры). Они состоят биоэлементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота. Нуклеиновые кислоты были открыты в 1868 году швейцарским врачом Ф. Мишером в ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя. Впоследствии нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях, грибах и вирусах, не только в ядрах, но цитоплазме, митохондриях, пластидах. В природе существует два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК; и рибонуклеиновая кислота, или РНК. Название произошло от углевода, входящего в состав нуклеиновых кислот. Молекула ДНК содержит сахар дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу. Строение ДНК. Трехмерная модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена в 1953 году американским биологом Д. Уотсоном и английским ученым Ф. Криком. История открытия этого вещества и, следовательно, механизма наследственности является едва ли не самым ярким достижением науки XX века. Весенним утром 1953 года Ф. Крик вбежал в лабораторию со словами: «Это не просто спираль. Это двойная спираль!» И как в сказке все сразу стало ясно. Жена Ф. Крика в этот же день набросала рисунок спирали, состоящей из 2-х переплетающихся витков. Этот эскиз и вошел в статью Уотсона и Крика, опубликованную в журнале «Nature» 25 апреля 1953 года. В этой статье они предлагали модель двухцепочечной спирали ДНК, похожей на винтовую лестницу, ступеньками которой являются комплементарные пары А-Т, Г-Ц. «Перилами» лестницы служат молекулы сахара дезоксирибозы, а соединяются нуклеотиды в цепочку при помощи фосфорной кислоты. Уникальный случай: статья, совершившая переворот в науке, состояла всего из 900 слов и помещалась на одной странице. Механизм копирования наследственной информации объяснялся новой моделью с такой ясностью и казался таким очевидным, что почти не встретил возражений. В 1962 году Уотсон, Крик за свое открытие были удостоены Нобелевской премии по медицине. У модели два достоинства. Она проста и красива. Она однозначно объясняет копирование наследственной информации в процессе роста организма. Красота ее в том… А впрочем, посмотрите на нее сами (демонстрация модели). Ученик.(сообщение) Существует красивая древняя легенда. Рассказывают, что когда-то в давние времена человек имел неразделенную природу, мужское и женское начало сочеталось в нем гармонично. Но в наказание за прегрешения Создатель мира рассек человека надвое, разделив на женщину и мужчину. С тех пор и бродят мужчины и женщины в поисках утраченной половинки, утраченной гармонии. Нечто подобное происходит при редупликации (удвоении) молекулы ДНК. Каждый раз в процессе митоза гармония утрачивается, чтобы затем восстановиться вновь. Модель жизни в миниатюре! Молекула ДНК состоит из двух параллельных полинуклеотидных цепей, образующих правозакрученную спираль. Недавно была открыта левозакрученная ДНК. РНК состоит из одной спирально закрученной полинуклеотидной цепочки. Полинуклеотидная цепь ДНК состоит из нуклеотидов. А что является структурными компонентами нуклеотидов? В состав любого нуклеотида ДНК входит одно из четырех азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц). В ДНК входят нуклеотиды только четырех видов. Как объединяются две поленуклиетидные цепи в единую молекулу ДНК? (приложение – кластер). Между азотистыми основаниями нуклеотидов разных цепей образуются водородные связи (между А и Т – две, а между Г и Ц – три). При этом А соединяется водородными связями только с Т, а Г – с Ц. В результате у всякого организма соотношение количества А-Т и Г-Ц неодинаково. Эта закономерность получила название правила Чаргаффа. Благодаря этому свойству последовательность в другой, т.е. цепи ДНК являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Такое избирательное соединение нуклеотидов называется комплементарностью (взаимодополнительностью) и это свойство лежит в основе самосборки новой полинуклеотидной цепи ДНК на базе исходной. Чем отличаются составы и функции молекул ДНК и РНК? (на основе кластера, который по заданию учителя ученик составил дома), учащиеся отмечают особенности молекулы РНК. Рибонуклеиновая кислота (РНК), также линейный полимер, но гораздо более короткий. Основания РНК комплементарны основаниям ДНК, но в молекуле РНК одно основание тимин (Т) – заменено на урацил (У) и вместо дезоксирибозы использована просто рибоза, имеющая на один атом кислорода больше. Кроме того, РНК – одноцепочечная структура. 4.Работа в тетради. (Запись информации). Виды РНК: и их функции. и – РНК –переписывает и переносит информацию о структуре белковой молекулы с ДНК к месту синтеза белка, синтезируется в процессе транскрипции на определенном участке ДНК, содержит информацию о последовательности аминокислот в белке. т – РНК –транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка(к рибосоме)составляет около 10% от всей РНК в клетке. р – РНК –входит в структуру рибосом, составляет до 85% от всей РНК клетки ,синтезируется в ядрышке. Функции: Биосинтез белка. 5.Закрепление изученного материала .Ответить на вопросы. 1. Какое строение имеет нуклеотид? 2. Какое строение имеет молекула ДНК? 3. В чем заключается принцип комплементарности? 4. Что общего и какие различия в строении молекул ДНК и РНК? 5. Какие типы молекул РНК вам известны? Каковы их функции 2.Заполните пропуски в тексте. В клетках имеется … типа нуклеиновых кислот … и … . Эти биополимеры состоят из … . Каждый … состоит, в свою очередь, из (1,2,3,4) компонентов, соединенных … связями. В состав ДНК входят следующие азотистые основания … . В состав РНК - … . Число цепочек в ДНК … , а в РНК - 3.ТЕСТ (Отвечая на вопросы теста, и выбрав правильный ответ, вы получите ключевое слово). 1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК? А. тимин Н. урацил П. гуанин Г. цитозин Е. аденин 2. Если нуклеотидный состав ДНК - АТТ-ГЦГ-ТАТ - , то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК? А. ТАА-ЦГЦ-УТА К. ТАА-ЩГ-УТУ У. УАА-ЦГЦ-АУА Г. УАА-ЦГЦ-АТА 3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК? А. рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин И. фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза К. остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин Г. остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин 4. Какую из функций выполняет и-РНК? А. перенос аминокислот на рибосомы Л. снятие и перенос информации с ДНК В. формирование рибосом Т. все перечисленные функции 5. Мономерами ДНК и РНК являются? Б. азотистое основание У. дезоксирибоза и рибоза Л. азотистое основание и фосфорная кислота Е. нуклеотиды 6. В каком случае правильно названы все отличия и –РНК от ДНК? Ш. одноцепочная, содержит дезоксирибозу, хранение информации Ю. двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию О. одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию Г. двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию 7. Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между: В. нуклеотидами И. дезоксирибозами соседних нуклеотидов Т. остатками фосфорной кислоты и сахара соседних нуклеотидов 8. Какая из молекул РНК самая длинная? А. т-РНК К. р-РНК И. и-РНК 9. В реакцию с аминокислотами вступает: Д. т-РНК Б. р-РНК А. и-РНК Г. ДНК Ключевое слово (нуклеотид)-дайте определение. 4.Дайте определение «комплементарность». 5.Построить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи. 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т… 2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А… 6.Вспомним определение понятия «жизнь» по Волькенштейну. Почему в определение этого понятия кроме белков он включил нуклеиновые кислоты? 6.Подведение итогов урока 1.Оценить работу каждого учащегося, обосновать 2.Рефлексия. Что показалось трудным? Что в изученном для вас самое главное? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Чтобы вы хотели посоветовать учителю? Успехи ваши и в чем? 7.Домашнее задание 1.Стр.111-113 читать, ответить на вопросы. 2.Подготовиться к письменному опросу по темам «Химическая организация клетки» 3.Творческое задание (по желанию):составить синквейн, Составить кроссворд «Химическая организация клетки». Подготовить презентацию «Химическая организация клетки».
Автор(ы): Никишина А. С.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx