Щукина Галина Григорьевна учитель биологии
Яснополянской СОШ
Название предмета : биология
Класс 9
УМК (название учебника, автор, год издания) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология Общие закономерности . Базовый уровень . Изд М.: Дрофа, 2007;
Уровень обучения : базовый
Тема урока: Органические вещества клетки. Углеводы и липиды
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме : Урок №23 в разделе Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки.
Цели и задачи урока
Образовательные -
Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий органические вещества клетки, белки, углеводы, липиды.
Познакомить учащихся со строением и биологическими функциями углеводов и липидов.
Показать, что органические вещества являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в природе идет от простых форм к более сложным.
Дать понятие о материальной сущности явлений жизни, совершающихся на молекулярном уровне, подчеркнуть важное мировоззренческое значение изучения данной темы.
Развивающие -
Продолжить формирование мотивационных качеств учащихся к учебной деятельности, работать с текстом учебника, приложениями к уроку, презентациями.
Совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний.
Совершенствовать умение составлять краткий опорный конспект, формируя у учащихся интеллектуальные умения, выбирать главное, сравнивать, сопоставлять.
Воспитательные –
На основе углубления межпредметных связей химии и биологии продолжить развитие познавательного интереса к предметам, продолжать формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Продолжить воспитание интереса к природным явлениям.
Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии.
Планируемые результаты: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.
Техническое обеспечение урока: Компьютср, проектор, экран, дидактический материал (рабочий лист и инструктивнаякарточка),Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007; Словарь биологических терминов и понятий; авторская презентация.
Методы, используемые на уроке: Словесные, наглядные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые
Технология урока: системно – деятельностный подход
Оборудование урока: презентация, ИКТ, инструктивные карты, тесты, листы оценки урока, учебники.
План урока:
1. Актуализация знаний.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка проблемы по теме урока.
4. Раскрытие темы (работа учащихся в группах, защита презентаций)
а) углеводы в природе, строение углеводов, роль углеводов в клетках.
б) липиды, строение липидов, функции липидов, роль липидов в клетке.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
8. Итог урока.
Содержание урока
І. Актуализация знаний – (2 минуты) начинается с изображения на слайде таблицы «Химический состав клетки», задаётся вопрос:
Содержание в клетке химических соединений
Соединения (в %)
Неорганические 70 – 80%
Органические 20 – 30%
Вода
Неорганические вещества
70 - 80
1,0 - 1,5
Белки
Углеводы
Жиры
Нуклеиновые кислоты
АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества
10 - 20
0,2 - 2,0
1 - 5
1,0 - 2,0
0,1 - 0,5
- Каково соотношение неорганических и органических веществ в клетке? Каких веществ по содержанию больше?
- О чём свидетельствует сходство химического состава клеток разных организмов?
На прошлом уроке мы изучили состав неорганических веществ клеток живых организмов. Давайте проверим ваши знания.
Ключ ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
б
б
а
б
а
г
б
в
III. Изучение новой темы.
Актуализация знаний Рассказ учителя
В русском народном творчестве очень много замечательных поговорок и пословиц. Вот некоторые из них :
«Поел, словно шубу надел»
«Тощий живот не в работу, не в пляску»
Как вы объясните их смысл?
Учащиеся высказываются. О каких органических веществах необходимых для жизнедеятельности человека мы сегодня будем говорить?
Учащиеся называют цели и задачи урока
Изучаем углеводы и липиды
Работа в группах. Используя текст учебника стр. 109 – 111 подготовьте
сообщения по следующим заданиям
Информационная карта для группы №1
Приложение №1
Углеводы (сахариды)
В состав углеводов входят атомы углерода, кислорода, водорода. Общая формула Cn H2 n On.
В клетках и тканях живых организмах количество углеводов неодинаково их содержание в растительных клетках достигает до 90% от сухой массы (в составе оболочки клеток, клубнях картофеля, семенах и плодах растений и т.д.), а в клетках животных углеводов содержится всего 1-2% (глюкоза в крови), иногда до 5%.
По количеству молекул различают простые и сложные углеводы.
Простые - моносахариды. Сложные - полисахариды, это полимеры мономерами которых являются моносахариды.
По физическим свойствам углеводы могут быть:
1. Растворимые в воде (моносахариды и дисахариды) и нерастворимые в воде (олигосахариды в воде растворяются частично, набухая образуют коллоидные растворы).
2. По вкусовым свойствам: сладкие (моносахариды и дисахариды) и безвкусные (олигосахариды)
3. По агрегатному состоянию и цвету: твердые бесцветные кристаллические вещества.
Моносахариды – это углеводы, которые хорошо растворяются в воде и очень плохо (или совсем не) растворяются в органических растворителях. Среди моносахаридов различают триозы, тетрозы, пентозы и гексозы (при n=2-6). Среди олигосахаридов наиболее распространенными являются дисахариды (Cn H2 n On)2 - (мальтоза, лактоза, сахароза). Полисахариды (Cn H2 n On)m наиболее часто встречаются в природе (целлюлоза, крахмал, хитин, гликоген). Их мономерами являются молекулы глюкозы.
Информационная карта для группы №2
Приложение №2
Функции углеводов:
1. Строительная (структурные и запасные углеводы)
2. Энергетическая (основной источник энергии в организме)
Биологическая роль основных углеводов:
Углеводы
Где содержатся
Биологическая роль
Моносахариды:
Глюкоза
Рибоза, дезоксирибоза
В клетках растений
В составе кариоплазмы ядра и нуклеиновых кислот
Источник энергии
Входит в структуру молекул РНК и ДНК
Дисахариды:
Свекловичный сахар (сахароза)
Молочный сахар (лактоза)
В клетках растений
В молоке
Источник энергии
Источник энергии
Полисахариды:
Крахмал
Целлюлоза
Гликоген
Хитин
В клетках растений
В клетках растений
В клетках печени
Покровы членистоногих, в составе оболочки грибов
Источник энергии
Образует клеточную стенку
Источник энергии
Защитная функция
Информационная карта для группы №3
Приложение 3.
Липиды (от греч. lípos — жир) – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и играющие важную роль в жизненных процессах.
Липиды - нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества, состоящие из глицерина и высокомолекулярных жирных кислот. В клетках растений количество липидов (жиров) содержится 5-15% от массы сухого вещества, а в клетках жировой ткани животных и человека может достигать 90%.
Жиры - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших жирных кислот. Животные жиры содержатся в молоке, мясе, подкожной клетчатке. У растений - в семенах, плодах. Кроме жиров в клетках присутствуют и их производные - стероиды (холестерин, гормоны и жирорастворимые витамины А, D, К, Е, F).
Классификация липидов
Простые: сюда входят сложные эфиры жирных кислот и спирты.
1. Глицериды – это сложные эфиры 3-атомного спирта глицерина и высших жирных кислот.
2. Воски – сложные эфиры 1- или 2-атомных спиртов и высших жирных кислот.
Сложные: сложные эфиры жирных кислот со спиртами, в которые включены и иные группы.
1. Фосфолипиды. В этих жирах кроме жирных кислот и спирта включены и следы фосфорной кислоты, азотистые компоненты, а также сфинголипиды и глицерофосфолипиды.
2. Гликолипиды
3. Стероиды
4. Иные сложные жиры: аминолипиды, сульфолипиды, а также липопротеины.
Информационная карта для группы №4
Приложение №4.
Функции липидов в организме:
1. Структурная. Являются элементами мембран клеток и клеточных органелл;
2. Энергетическая. Являются энергетическим материалом (1г жира, окисляясь, выделяет 39 кДж энергии);
3. Запасными веществами (подкожная жировая клетчатка, семена масличных культур)
4. Выполняют защитную функцию (у морских и полярных животных);
5. Источник воды для организма (метаболическая вода) - 1кг жира, окисляясь, дает 1,1кг воды.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
10.Органические вещества называют полимерами потому что _______________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№2. Тестовая работа
1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:
а) 20-30% б) около 50% в) 10-15%; г) более 90%.
2.Одна из важнейших функций белков:
а) двигательная; б) транспортная; в) энергетическая; г) строительная.
3.К моносахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза;
б) глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; г) мальтоза и лактоза.
4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:
а) сахаридами; б) моносахаридами; в) дисахаридами; г) полисахаридами.
5.Самой высокой энергетической ценностью обладают:
а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты.
6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:
а ) белки; б ) жиры; в ) углеводы; г ) нуклеиновые кислоты.
7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза;
в) крахмал и целлюлоза; в) мальтоза и лактоза.
8. Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником:
а) энергии; б) тепла; в) пищи; г) воды.
Учащимися заполняется следующая схема во время отчёта групп
УГЛЕВОДЫ: С_(Н_О)_
Углеводы – это ______________________________
____________________________________________
- классификация углеводов:
1. _________________, к ним относятся:
______________, _____________, ______________,
______________, _____________.
2. _____________, к ним относятся ______________, ______________, _____________ .
3. ________________, к ним относятся _______________, ________________, _______________, ________________ .
№
Функции углеводов
Значение
1.
ЛИПИДЫ:
Липиды – это _______________________________
____________________________________________
- классификация:
______________ _________, __________________, _________________,__________________, _________________, _________________
№
Функции липидов
Значение
1.
Домашнее задание:
I уровень – изучить и уметь пересказывать
II уровень – составить презентацию для начальных классов в доступной для них форме « Как надо правильно питаться»(углеводах, белках и липидах).
Автор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx