Щукина Галина Григорьевна учитель биологии Яснополянской СОШ Название предмета : биология Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология Общие закономерности . Базовый уровень . Изд М.: Дрофа, 2007; Уровень обучения : базовый Тема урока: Органические вещества клетки. Углеводы и липиды Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме : Урок №23 в разделе Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки. Цели и задачи урока Образовательные - Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий органические вещества клетки, белки, углеводы, липиды. Познакомить учащихся со строением и биологическими функциями углеводов и липидов. Показать, что органические вещества являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в природе идет от простых форм к более сложным. Дать понятие о материальной сущности явлений жизни, совершающихся на молекулярном уровне, подчеркнуть важное мировоззренческое значение изучения данной темы. Развивающие - Продолжить формирование мотивационных качеств учащихся к учебной деятельности, работать с текстом учебника, приложениями к уроку, презентациями. Совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний. Совершенствовать умение составлять краткий опорный конспект, формируя у учащихся интеллектуальные умения, выбирать главное, сравнивать, сопоставлять. Воспитательные – На основе углубления межпредметных связей химии и биологии продолжить развитие познавательного интереса к предметам, продолжать формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Продолжить воспитание интереса к природным явлениям. Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии. Планируемые результаты: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению. Техническое обеспечение урока: Компьютср, проектор, экран, дидактический материал (рабочий лист и инструктивнаякарточка),Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007; Словарь биологических терминов и понятий; авторская презентация. Методы, используемые на уроке: Словесные, наглядные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые Технология урока: системно – деятельностный подход Оборудование урока: презентация, ИКТ, инструктивные карты, тесты, листы оценки урока, учебники. План урока: 1. Актуализация знаний. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка проблемы по теме урока. 4. Раскрытие темы (работа учащихся в группах, защита презентаций) а) углеводы в природе, строение углеводов, роль углеводов в клетках. б) липиды, строение липидов, функции липидов, роль липидов в клетке. 5. Закрепление. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. 8. Итог урока. Содержание урока І. Актуализация знаний – (2 минуты) начинается с изображения на слайде таблицы «Химический состав клетки», задаётся вопрос: Содержание в клетке химических соединений Соединения (в %) Неорганические 70 – 80% Органические 20 – 30% Вода Неорганические вещества 70 - 80 1,0 - 1,5 Белки Углеводы Жиры Нуклеиновые кислоты АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества 10 - 20 0,2 - 2,0 1 - 5 1,0 - 2,0 0,1 - 0,5 - Каково соотношение неорганических и органических веществ в клетке? Каких веществ по содержанию больше? - О чём свидетельствует сходство химического состава клеток разных организмов? На прошлом уроке мы изучили состав неорганических веществ клеток живых организмов. Давайте проверим ваши знания. Ключ ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а б б б а б а г б в III. Изучение новой темы. Актуализация знаний Рассказ учителя В русском народном творчестве очень много замечательных поговорок и пословиц. Вот некоторые из них : «Поел, словно шубу надел» «Тощий живот не в работу, не в пляску» Как вы объясните их смысл? Учащиеся высказываются. О каких органических веществах необходимых для жизнедеятельности человека мы сегодня будем говорить? Учащиеся называют цели и задачи урока Изучаем углеводы и липиды Работа в группах. Используя текст учебника стр. 109 – 111 подготовьте сообщения по следующим заданиям Информационная карта для группы №1 Приложение №1 Углеводы (сахариды) В состав углеводов входят атомы углерода, кислорода, водорода. Общая формула Cn H2 n On. В клетках и тканях живых организмах количество углеводов неодинаково их содержание в растительных клетках достигает до 90% от сухой массы (в составе оболочки клеток, клубнях картофеля, семенах и плодах растений и т.д.), а в клетках животных углеводов содержится всего 1-2% (глюкоза в крови), иногда до 5%. По количеству молекул различают простые и сложные углеводы. Простые - моносахариды. Сложные - полисахариды, это полимеры мономерами которых являются моносахариды. По физическим свойствам углеводы могут быть: 1. Растворимые в воде (моносахариды и дисахариды) и нерастворимые в воде (олигосахариды в воде растворяются частично, набухая образуют коллоидные растворы). 2. По вкусовым свойствам: сладкие (моносахариды и дисахариды) и безвкусные (олигосахариды) 3. По агрегатному состоянию и цвету: твердые бесцветные кристаллические вещества. Моносахариды – это углеводы, которые хорошо растворяются в воде и очень плохо (или совсем не) растворяются в органических растворителях. Среди моносахаридов различают триозы, тетрозы, пентозы и гексозы (при n=2-6). Среди олигосахаридов наиболее распространенными являются дисахариды (Cn H2 n On)2 - (мальтоза, лактоза, сахароза). Полисахариды (Cn H2 n On)m наиболее часто встречаются в природе (целлюлоза, крахмал, хитин, гликоген). Их мономерами являются молекулы глюкозы. Информационная карта для группы №2 Приложение №2 Функции углеводов: 1. Строительная (структурные и запасные углеводы) 2. Энергетическая (основной источник энергии в организме) Биологическая роль основных углеводов: Углеводы Где содержатся Биологическая роль Моносахариды: Глюкоза Рибоза, дезоксирибоза В клетках растений В составе кариоплазмы ядра и нуклеиновых кислот Источник энергии Входит в структуру молекул РНК и ДНК Дисахариды: Свекловичный сахар (сахароза) Молочный сахар (лактоза) В клетках растений В молоке Источник энергии Источник энергии Полисахариды: Крахмал Целлюлоза Гликоген Хитин В клетках растений В клетках растений В клетках печени Покровы членистоногих, в составе оболочки грибов Источник энергии Образует клеточную стенку Источник энергии Защитная функция Информационная карта для группы №3 Приложение 3. Липиды (от греч. lípos — жир) – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и играющие важную роль в жизненных процессах. Липиды - нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества, состоящие из глицерина и высокомолекулярных жирных кислот. В клетках растений количество липидов (жиров) содержится 5-15% от массы сухого вещества, а в клетках жировой ткани животных и человека может достигать 90%. Жиры - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших жирных кислот. Животные жиры содержатся в молоке, мясе, подкожной клетчатке. У растений - в семенах, плодах. Кроме жиров в клетках присутствуют и их производные - стероиды (холестерин, гормоны и жирорастворимые витамины А, D, К, Е, F). Классификация липидов Простые: сюда входят сложные эфиры жирных кислот и спирты. 1. Глицериды – это сложные эфиры 3-атомного спирта глицерина и высших жирных кислот. 2. Воски – сложные эфиры 1- или 2-атомных спиртов и высших жирных кислот. Сложные: сложные эфиры жирных кислот со спиртами, в которые включены и иные группы. 1. Фосфолипиды. В этих жирах кроме жирных кислот и спирта включены и следы фосфорной кислоты, азотистые компоненты, а также сфинголипиды и глицерофосфолипиды. 2. Гликолипиды 3. Стероиды 4. Иные сложные жиры: аминолипиды, сульфолипиды, а также липопротеины. Информационная карта для группы №4 Приложение №4. Функции липидов в организме: 1. Структурная. Являются элементами мембран клеток и клеточных органелл; 2. Энергетическая. Являются энергетическим материалом (1г жира, окисляясь, выделяет 39 кДж энергии); 3. Запасными веществами (подкожная жировая клетчатка, семена масличных культур) 4. Выполняют защитную функцию (у морских и полярных животных); 5. Источник воды для организма (метаболическая вода) - 1кг жира, окисляясь, дает 1,1кг воды. ЗАКРЕПЛЕНИЕ 10.Органические вещества называют полимерами потому что _______________ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- №2. Тестовая работа 1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки: а) 20-30% б) около 50% в) 10-15%; г) более 90%. 2.Одна из важнейших функций белков: а) двигательная; б) транспортная; в) энергетическая; г) строительная. 3.К моносахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; г) мальтоза и лактоза. 4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют: а) сахаридами; б) моносахаридами; в) дисахаридами; г) полисахаридами. 5.Самой высокой энергетической ценностью обладают: а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты. 6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают: а ) белки; б ) жиры; в ) углеводы; г ) нуклеиновые кислоты. 7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; в) мальтоза и лактоза. 8. Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником: а) энергии; б) тепла; в) пищи; г) воды. Учащимися заполняется следующая схема во время отчёта групп УГЛЕВОДЫ: С_(Н_О)_ Углеводы – это ______________________________ ____________________________________________ - классификация углеводов: 1. _________________, к ним относятся: ______________, _____________, ______________, ______________, _____________. 2. _____________, к ним относятся ______________, ______________, _____________ . 3. ________________, к ним относятся _______________, ________________, _______________, ________________ . № Функции углеводов Значение 1. ЛИПИДЫ: Липиды – это _______________________________ ____________________________________________ - классификация: ______________ _________, __________________, _________________,__________________, _________________, _________________ № Функции липидов Значение 1. Домашнее задание: I уровень – изучить и уметь пересказывать II уровень – составить презентацию для начальных классов в доступной для них форме « Как надо правильно питаться»(углеводах, белках и липидах).
Автор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx