Щукина Галина Григорьевна учитель биологии Яснополянской СОШ Название предмета : биология Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология Общие закономерности . Базовый уровень . Изд М.: Дрофа, 2007; Уровень обучения : базовый Тема урока: Органические вещества клетки. Белки Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме : Урок №22 в разделе Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки Цели урока : Личностные: Стремление к истине и познанию; Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий: Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу. Развивать умения учащихся в сфере ИКТ, работать над созданием коллективного продукта Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков, иллюстрировать примерами значение органических веществ в природе и жизни человека. Задачи урока Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации, развивать умения и навыки интерактивного способа получения знаний Воспитательные : развивать умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия, самодисциплины. Планируемые результаты: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению. Техническое обеспечение урокаКомпьютср, проектор, экран, дидактический материал (рабочий лист и инструктивная карточка),Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007; Словарь биологических терминов и понятий; авторская презентация Формы и методы достижения планируемых результатов 1. Работа в группах/парах 2. Самостоятельная индивидуальная работа Ключевые понятия урока 1. Белки, углеводы, липиды 2. Биополимеры, мономеры , гормоны , ферменты, денатурация 3. Гидрофобные, гидрофильные, нейтральные Содержание урока Ход урока Проверка домашнего задания Проверьте свои знания: ( взаимопроверка) Тест «Неорганические вещества клетки» 1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке? а) 24; б)70; в) 150. 2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам? а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br. 3. В каких клетках человека больше всего воды? а) жировых; б) костных; в) нервных. 4. Каковы функции воды в клетке? а) передача наследственной информации; б) среда для химических реакций; в) источник энергии. 5. К гидрофобным веществам относят: а) соли; б) сахар; в) жиры. 6. Какие ионы входят в состав гемоглобина? а) Mg2+; б) Fe2+; в) Zn2+. 7. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром? а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный. 8. Больше всего воды содержится в клетках: а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика. 9. Вода – основа жизни, т.к. она: а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном); б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена; в) охлаждает поверхность при испарении. 10. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются: а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными. 11. Угол между валентными связями Н–О–Н в молекуле воды составляет: а) 90°; б) 104,5°; в) 120°. 12. Чем объясняется относительное постоянство реакции среды содержимого клетки? а) тургором; в) осмосом; в) буферностью. Ответы: 1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-в. I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание. Цели деятельности: - мотивировать учащихся к изучению темы «Органические вещества клетки» - стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации; - проявлять позитивное отношение к процессу обучения. Актуализация знаний Рассказ учителя Вспомним один из уроков 6 класса . Мы с вами проводили опыты и заполнили следующую таблицу . Как вы думаете ,что мы выявили в результате этого опыта п/п Что брали Что делали Что получили 1 Пшеница в пробирке Нагревали на огне На стенках пробирки появилась вода. 2. Тесто в марле Промывали в стакане с водой. Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса. 3. Стакан с мутной водой Капнули йод Вода посинела 4. Семянка подсолнечника Раздавили на белом листе бумаги Жирное пятно Учащиеся высказывают свои доводы . Приходим к общему мнению Вывод: В клетках растений обнаружили белки, углеводы и жиры Как вы думаете какова тема нашего урока Целью нашего урока является………………. Учащиеся высказываются: Сегодня на уроке мы должны: изучить: строение органических веществ клетки, какую функцию они выполняют, находим примеры в природе и жизни человека, связанные с наличием органических веществ. II этап урока. Учебно-познавательная деятельность Изучаем белки. Работа в группах. Используя текст учебника стр. 107 – 108 подготовьте сообщения по следующим заданиям Информационная карта для группы №1 Из каких органических соединений состоят белки Что такое пептиды? Приложение №1. Белки – нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав всех белков входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота. Во многие белки, кроме того, входят атомы серы. Есть белки, в состав которых входят также атомы металлов - железа, цинка, меди. Общая формула аминокислоты: N2H - CH – COOH Аминогруппа Карбоксильная группа Из аминогруппы одной аминокислоты и карбоксильной группы другой аминокислоты выделяется молекула воды, а освободившиеся электроны образуют пептидную связь: CO - NN (ее открыл в 1888 году профессор А. Я. Данилевский), поэтому белки называют полипептидами. Молекулы белков - макромолекулы. Известно много аминокислот. Но в качестве мономеров любых природных белков - животных, растительных, микробных, вирусных - известно только незаменимых 20 аминокислот. Они получили название "волшебных". Тот факт, что белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот - еще одно доказательство единства живого мира на Земле. Приложение №2. Информационная карта для группы №2 Какие уровни организации различают в строении белков? В строении молекул белков различают 4 уровня организации: Первичная структура - полипептидная цепь из аминокислот, связанных в определенной последовательности ковалентными пептидными связями; Вторичная структура - полипептидная цепь в виде спирали. Между пептидными связями соседних витков и другими атомами возникают многочисленные водородные связи, обеспечивающие прочную структуру; Третичная структура - специфическая для каждого белка конфигурация - глобула. Удерживается малопрочными гидрофобными связями или силами сцепления между неполярными радикалами, которые встречаются у многих аминокислот. Есть также ковалентные S - S -связи, возникающие между удаленными друг от друга радикалами серосодержащей аминокислоты цистеина; Четвертичная структура возникает при соединении нескольких макромолекул, образующих агрегаты. Так, гемоглобин крови человека представляет агрегат из четырех макромолекул. Рецепторная - белки осуществляют процесс избирательного узнавания отдельных веществ и их присоединение к молекулам. Озвучивается анимация Заполните следующую схему. Белки – это ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ - состоят из мономеров ______________________________________________________ - имеют 4 типа структур: 1.______________ 2._______________ 3._____ ________ 4._______________ № Функции белков Значение 1. ( Правильность заполнения таблицы дети проверяют во время озвучивания анимации) III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цели деятельности: : - использовать полученные знания при решении практико-ориентированных заданий - оценивать результат учебной деятельности. ПОДУМАЙ! 1. Многие фотомодели и девушки – красавицы для поддержания стройной фигуры «сидят на разных диетах», например, исключают полностью из рациона пищу животного происхождения, т.е. яйца, молоко, творог, мясо и рыбу, оставляя только сырые овощи и фрукты. Т.е. питаются только углеводами. Почему опасно белковое голодание? 2. Почему врачи рекомендуют для подростков полноценное белковое питание? 3. Назовите продукты богатые белками. Закрепление Тестовая работа 1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки: а) 20-30% б) около 50% в) 10-15%; г) более 90%. 2.Одна из важнейших функций белков: а) двигательная; б) транспортная; в) энергетическая; г) строительная. 3. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают: а ) белки; б ) жиры; в ) углеводы; г ) нуклеиновые кислоты. Сдаем ОГЭ (Типовые тестовые задания 2017 г. Н.А. Богданова стр.27) Задание №27 Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу. Белки - это полимеры, состоящие из двадцати разных ________(А). Первичная структура белка - это последовательность мономеров , соединённых ________(Б) связью. Вторичная структура - спирально закрученная полипептидная цепь (спираль) поддерживается за счёт _________(В) связей. Утрата белковой молекулой своей природной структуры называется _________(Г) . Перечень терминов: 1) водородной 5) нуклеиновых кислот 2) витаминов 6) цитоплазма 3) аминокислот 7) пептидной 4) денатурация 8) фермент Рефлексия Используемая литература 1. Биология. Общие закономерности: учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова. Н.И.Сонин – Москва: Изд-во Дрофа, 2011. – 288 с 2.ОГЭ .Типовые тестовые задания 2017 г. Н.А. Богданова Используемые ресурсы 1 Анимация. Функции белковhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004ab-1000-4ddd-40a7-5a0046bc4324/130.swf
Автор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx