Щукина Галина Григорьевна учитель биологии
Яснополянской СОШ
Название предмета : биология
Класс 9
УМК (название учебника, автор, год издания) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология Общие закономерности . Базовый уровень . Изд М.: Дрофа, 2007;
Уровень обучения : базовый
Тема урока: Органические вещества клетки. Белки
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме : Урок №22 в разделе Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки
Цели урока : Личностные: Стремление к истине и познанию;
Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:
Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.
Развивать умения учащихся в сфере ИКТ, работать над созданием коллективного продукта
Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков, иллюстрировать примерами значение органических веществ в природе и жизни человека.
Задачи урока Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации, развивать умения и навыки интерактивного способа получения знаний
Воспитательные : развивать умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия, самодисциплины.
Планируемые результаты: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.
Техническое обеспечение урокаКомпьютср, проектор, экран, дидактический материал (рабочий лист и инструктивная карточка),Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007; Словарь биологических терминов и понятий; авторская презентация
Формы и методы достижения планируемых результатов
1. Работа в группах/парах
2. Самостоятельная индивидуальная работа
Ключевые понятия урока
1. Белки, углеводы, липиды
2. Биополимеры, мономеры , гормоны , ферменты, денатурация
3. Гидрофобные, гидрофильные, нейтральные
Содержание урока
Ход урока
Проверка домашнего задания
Проверьте свои знания: ( взаимопроверка)
Тест «Неорганические вещества клетки»
1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?
а) 24; б)70; в) 150.
2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?
а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.
3. В каких клетках человека больше всего воды?
а) жировых; б) костных; в) нервных.
4. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации; б) среда для химических реакций; в) источник энергии.
5. К гидрофобным веществам относят:
а) соли; б) сахар; в) жиры.
6. Какие ионы входят в состав гемоглобина?
а) Mg2+; б) Fe2+; в) Zn2+.
7. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.
8. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.
9. Вода – основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена; в) охлаждает поверхность при испарении.
10. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.
11. Угол между валентными связями Н–О–Н в молекуле воды составляет:
а) 90°; б) 104,5°; в) 120°.
12. Чем объясняется относительное постоянство реакции среды содержимого клетки?
а) тургором; в) осмосом; в) буферностью.
Ответы:
1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-в.
I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.
Цели деятельности:
- мотивировать учащихся к изучению темы «Органические вещества клетки»
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;
- проявлять позитивное отношение к процессу обучения.
Актуализация знаний Рассказ учителя
Вспомним один из уроков 6 класса . Мы с вами проводили опыты и заполнили следующую
таблицу . Как вы думаете ,что мы выявили в результате этого опыта
п/п
Что брали
Что делали
Что получили
1
Пшеница в пробирке
Нагревали на огне
На стенках пробирки появилась вода.
2.
Тесто в марле
Промывали в стакане с водой.
Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.
3.
Стакан с мутной водой
Капнули йод
Вода посинела
4.
Семянка подсолнечника
Раздавили на белом листе бумаги
Жирное пятно
Учащиеся высказывают свои доводы . Приходим к общему мнению
Вывод: В клетках растений обнаружили белки, углеводы и жиры
Как вы думаете какова тема нашего урока
Целью нашего урока является……………….
Учащиеся высказываются:
Сегодня на уроке мы должны: изучить: строение органических веществ клетки, какую функцию они выполняют, находим примеры в природе и жизни человека, связанные с наличием органических веществ.
II этап урока. Учебно-познавательная деятельность
Изучаем белки. Работа в группах. Используя текст учебника стр. 107 – 108 подготовьте
сообщения по следующим заданиям
Информационная карта для группы №1 Из каких органических соединений состоят белки
Что такое пептиды?
Приложение №1.
Белки – нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав всех белков входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота. Во многие белки, кроме того, входят атомы серы. Есть белки, в состав которых входят также атомы металлов - железа, цинка, меди.
Общая формула аминокислоты: N2H - CH – COOH
Аминогруппа Карбоксильная группа
Из аминогруппы одной аминокислоты и карбоксильной группы другой аминокислоты выделяется молекула воды, а освободившиеся электроны образуют пептидную связь: CO - NN (ее открыл в 1888 году профессор А. Я. Данилевский), поэтому белки называют полипептидами.
Молекулы белков - макромолекулы. Известно много аминокислот. Но в качестве мономеров любых природных белков - животных, растительных, микробных, вирусных - известно только незаменимых 20 аминокислот. Они получили название "волшебных". Тот факт, что белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот - еще одно доказательство единства живого мира на Земле.
Приложение №2.
Информационная карта для группы №2 Какие уровни организации различают в строении белков?
В строении молекул белков различают 4 уровня организации:
Первичная структура - полипептидная цепь из аминокислот, связанных в определенной последовательности ковалентными пептидными связями;
Вторичная структура - полипептидная цепь в виде спирали. Между пептидными связями соседних витков и другими атомами возникают многочисленные водородные связи, обеспечивающие прочную структуру;
Третичная структура - специфическая для каждого белка конфигурация - глобула. Удерживается малопрочными гидрофобными связями или силами сцепления между неполярными радикалами, которые встречаются у многих аминокислот. Есть также ковалентные S - S -связи, возникающие между удаленными друг от друга радикалами серосодержащей аминокислоты цистеина;
Четвертичная структура возникает при соединении нескольких макромолекул, образующих агрегаты. Так, гемоглобин крови человека представляет агрегат из четырех макромолекул.
Рецепторная - белки осуществляют процесс избирательного узнавания отдельных веществ и их присоединение к молекулам.
Озвучивается анимация
Заполните следующую схему.
Белки – это ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- состоят из мономеров
______________________________________________________
- имеют 4 типа структур:
1.______________ 2._______________ 3._____ ________ 4._______________
№
Функции белков
Значение
1.
( Правильность заполнения таблицы дети проверяют во время озвучивания анимации)
III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности: :
- использовать полученные знания при решении практико-ориентированных заданий
- оценивать результат учебной деятельности.
ПОДУМАЙ!
1. Многие фотомодели и девушки – красавицы для поддержания стройной фигуры «сидят на разных диетах», например, исключают полностью из рациона пищу животного происхождения, т.е. яйца, молоко, творог, мясо и рыбу, оставляя только сырые овощи и фрукты. Т.е. питаются только углеводами. Почему опасно белковое голодание?
2. Почему врачи рекомендуют для подростков полноценное белковое питание?
3. Назовите продукты богатые белками.
Закрепление
Тестовая работа
1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:
а) 20-30% б) около 50% в) 10-15%; г) более 90%.
2.Одна из важнейших функций белков:
а) двигательная; б) транспортная; в) энергетическая; г) строительная.
3. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:
а ) белки; б ) жиры; в ) углеводы; г ) нуклеиновые кислоты.
Сдаем ОГЭ (Типовые тестовые задания 2017 г. Н.А. Богданова стр.27)
Задание №27 Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу.
Белки - это полимеры, состоящие из двадцати разных ________(А). Первичная структура белка - это последовательность мономеров , соединённых ________(Б) связью. Вторичная
структура - спирально закрученная полипептидная цепь (спираль) поддерживается за счёт
_________(В) связей. Утрата белковой молекулой своей природной структуры называется
_________(Г) .
Перечень терминов:
1) водородной 5) нуклеиновых кислот
2) витаминов 6) цитоплазма
3) аминокислот 7) пептидной
4) денатурация 8) фермент
Рефлексия
Используемая литература
1. Биология. Общие закономерности: учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова. Н.И.Сонин – Москва: Изд-во Дрофа, 2011. – 288 с
2.ОГЭ .Типовые тестовые задания 2017 г. Н.А. Богданова
Используемые ресурсы
1 Анимация. Функции белковhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004ab-1000-4ddd-40a7-5a0046bc4324/130.swf
Автор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Щукина Г. Г.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptx