Филатова Ольга Фотеевна, учитель географии и биологии, МБОУ Кинделинская средняя общеобразовательная школа Биология. Класс 9 УМК: С. Г. Мамонтов, В.В. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, издательство Москва, « Дрофа». Уровень обучения: базовый Тема урока: Выявление приспособленности к среде обитания Общее количество часов, отведенное на изучения темы: 1час Место урока в системе уроков по теме: урок № 2 Цели урока: продолжить знакомство с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания. Задачи урока: 1.Обучающая: сформировать понятие «адаптация»; сформировать понятие о механизме возникновения приспособлений; познакомиться с видами адаптаций; 2.Развивающая: 2. Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации продолжить развитие умений выделять главное и существенное; самостоятельно работать с текстом и наглядными материалами. 3.Воспитательная: Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков . Тип урока: урок закрепления знаний, практическая работа. Планируемые результаты: знать основные виды приспособлений живых организмов, определять в природе виды изменений, уметь вести наблюдения. Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, диск «Уроки общей биологии 9 класс» Кирилла и Мефодия. Методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник биологии 9 класса, рисунки, информационные листы для индивидуальной работы учащихся тексты, рисунки, чучела животных, влажные препараты, коллекции насекомых, живые растения. Содержание урока: 1.Адаптация. 2. Физиологическая адаптация. 3. Адаптации разных групп животных. 4. Приспособительные признаки и их влияние. . Содержание урока. 1. Организационный момент. 2. Целеполагание. 3.Актуализация знаний. Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен, появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину. - Каковы движущие силы эволюции? - Что знаете вы по данной теме? Учитель: В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? Учитель: В борьбе за существование выживают особи наиболее сильные или приспособленные к условиям окружающей среды? Ответы учащихся. Учитель: Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования. Сообщение темы урока. Обобщение целей учителем. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций. 4.Изучение нового материала: - Существует несколько типов адаптаций Мы познакомимся с основными из них: 1) Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров): -обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара); -перепонки между пальцами у водоплавающих животных; -густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай); -плоское тело у придонных рыб; 2) Физиологические адаптации: Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза. -накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд) -способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие 3) Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях). - забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций. - образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы). - сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы). - птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка). - предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот). - Теперь мы перейдем ко второй части нашего урока. Вы получили заранее творческое задание, самостоятельно познакомится с некоторыми видами адаптаций и описать нам их интересные особенности. По мере выступления каждой группы вы заполняете таблицу в рабочих листках. - Предоставим слово ребятам . Первый отчет о проделанной работе предоставим 1 группе- они расскажут нам о морфологических адаптациях, и их применении в жизни людей. - Предоставим слово ребятам из второй группы. Они расскажут нам о физиологических адаптациях. - Ребята из третьей группы расскажут нам об «Адаптациях человека к условиям окружающей среды». - Спасибо ребятам за содержательные сообщения! 5.Закрепление: Учитель: Сегодня мы выяснили, что у всех особей в ходе эволюции формируется генетически закреплённые свойства, обеспечивающие наилучшую приспособленность организмов к среде обитания. Но, как и всё в этом мире, любая приспособленность относительна! Все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания. Например, дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы. Водоплавающие птицы плохо перемещаются по суше. Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу, но хорошо заметным на фоне темных стволов деревьев и т.д. - (Запишите в тетрадь как вывод, что приспособленность носит относительный характер) Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными. - Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей. В настоящее время на нашей планете постоянно происходят различные экологические катастрофы, приводящие к вымиранию живых организмов, не способных быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды! 6. Рефлексия. - Что узнали на уроке? - Что еще хотите узнать? Кто из ребят работал хорошо на уроке? Оцените товарищей. 7. Домашнее задание. Материал учебника, Написать выводы к практической работе. Повторить параграф 7-8. 8.Подведение итогов урока, выставление оценок: Сегодня на уроке все работали очень хорошо,. Всем спасибо за урок, до свидания! Литературные источники: 1. Сонин Н.И., Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. "Биология" , 9 класс. М., ДРОФА, 2010. 2.Словарь-справочник “ БИОЛОГИЯ для школьников”. Екатеринбург, У-Фактория, 2000. 3.Н.А. Богданов. Биология. Типовые тестовые задания.2017г. для 9 кл М; Изд-во «Экзамен».
Автор(ы): Филатова О. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx