Аншакова Е.М. учитель географии и биологии МБОУ Болдыревская СОШ Ташлинского района Название предмета. Биология Класс. 9 класс УМК (название учебника, автор, год издания). Учебник «Биология. Общие закономерности.9 класс». Авторы С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2012. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный). Базовый Тема урока. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Общее количество часов, отведенное на изучение темы. 1 час. Место урока в системе уроков по теме. Урок № 2 в теме « Многообразие живого мира на Земле. Основные свойства живых организмов» Цель урока: дать знания о учёных разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К.Линнея и Ж.Б.Ламарка на систему органического мира. Задачи урока: - образовательная: рассмотреть этапы становления теории эволюции; - развивающая: вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять, делать выводы; - воспитательная: показать роль ученых в становлении теории эволюции. Планируемые результаты: Ученик должен - иметь представление о работах К.Линнея и Ж.Б.Ламарка на систему органического мира; - знать: основные положения теории эволюции, виде; - уметь: объяснять причины многообразии видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. Техническое обеспечение урока: таблица «Уровни организации жизни»; таблица «Классификация растений». Содержание урока I.Организационный момент. II.Биологическая зарядка. 1.Клетка - это… 2.Ткань – это… 3.Орган – это… 4.Организм – это… 5.Популяция – это… 6.Биогеоценоз – это… 7.Обмен веществ – это… III .Актуализация знаний (подготовка к изучению нового материала). 1. Назовите уровни организации живой природы (учащиеся пользуются таблицей). 2. Вспомните о каких определениях идёт речь? а).Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства это … б). Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми её свойствами, - это… в). Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это… IV .Изучение нового материала. (по ходу беседы учащиеся делают краткую запись в тетрадь) 1. Становление теории эволюции. Как возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались их приспособительные признаки? Откуда такое разнообразие органического мира и как оно сохраняется? Какое место в природе занимает человек и его предки? На эти вопросы отвечает теория эволюции. Работа с текстом учебника Вопрос: Так что же такое эволюция? (учащиеся находят в тексте ответ и записывают в тетрадь). Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого. Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Создаются практические системы классификации, в которых растения и животные объединяют в группы в зависимости от их пользы или вреда для человека. Однако учёных классификация живых организмов по признаку полезности удовлетворить не могла. Они искали такие свойства, которые позволили бы объединять растения и животных в группы по сходству в строении и жизнедеятельности. Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма. Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске); I.Додарвиновский; II.Дарвиновский. Учитель: Сегодня мы рассмотрим додарвиновский период, который включает в себя «античный» и «Метафизический период» (XVII – XVIII в.). а) «античный»; Прослушивание сообщений обучающихся ( опережающее задание) Вопрос: Вспомните, а как в древности собирали сведения о живой природе? (учащиеся рассказывают о Аристотеле, Гераклите, Эмпедокле, Демокрите) Учитель: Всё более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце 18 века к формированию эволюционного учения. б) «Метафизический период» (XVII – XVIII в.) (Составление опорного конспекта). К.Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, он был убеждён в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал как стабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов. Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира, включая в неё всех известных тогда животных и все известные растения. Во многих случаях он правильно объединил виды растительных организмов по сходству строения и организации органов размножения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Высказывавшиеся элементы эволюционизма ещё не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж.Б.Ламарком. Основные положения теории Ж.Б.Ламарка: - организмы изменчивы; - виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды; - историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом. В основе его учения стоит второй принцип: Об изначальной целесообразности реакции любого организма на изменение внешней среды и признание возможности прямого приспособления. V. Закрепление. Формулировка вывода. Учащиеся формулируют вывод о значении теории К.Линнея и Ж.Б.Ламарка. Обратить внимание на то, что эволюционные идеи сами по себе, даже подкреплённые фактами, не могут считаться эволюционной теорией. (Составление таблицы на основе опорного конспекта) К.Линней Ж.Б.Ламарк Создал классификацию, в которой использовал принцип двойных латинских названий – род и вид. Сущность теории заключается в том, что в процессе исторического развития происходит эволюция живой природы от простого к сложному. Обсуждение результатов заполнения таблицы: 1) В чём отличия взглядов Ламарка от взглядов Линнея на видообразование? 2) В чём они отличаются от современных взглядов? VI. Рефлексия - Что я нового узнал на уроке? - О чем я могу рассказать по данной теме другим? VII. Контроль и самопроверка знаний Обучающиеся оценивают свою работу на уроке. VIII. Домашнее задание. Изучить главу 2 с.12-17; вопросы в конце текста.
Автор(ы): Аншакова Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx