Норкина Любовь Васильевна, учитель биологии, химии МБОУ Ташлинская СОШ Ташлинского района Биология 9 класс УМК: С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа»,2012 г. Уровень обучения - базовый. Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час. Место урока в системе уроков по теме Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (19 ч.) Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3ч.) 18.Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. 19.Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. 20.Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. Цель урока Сформировать у учащихся систему знаний, определяющих место человека в системе органического мира, особенности этапов эволюции человека. Создать условия для развития у учащихся творческой самостоятельности в поиске и анализе материала, использовании различной информации, наглядного материала, интереса к поиску фактов, событий. Задачи урока Продолжить развитие у учащихся представления о единстве происхождения всего живого; В процессе изучения материала обобщить и систематизировать знания учащихся о факторах эволюционного процесса, движущих силах эволюции. Продолжить обучать учащихся применять знания для объяснения эволюционного происхождения конкретных ароморфозов на примере антропогенеза, сформировать знания об основных этапах эволюции человека; Выявить положение человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных, причины формирования этих черт. Способствовать развитию научного мышления учащихся. Планируемые результаты: Сформированность умений проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, биологических словарях и справочниках отличительные признаки Человека разумного, выявлять ароморфозы; в различных источниках - необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий) об особенностях человека, этапах антропогенеза. Навыки комплексного применения ЗУН; понятия общности происхождения и эволюции всего живого. Техническое обеспечение урока Электронное приложение к учебнику Н.И.Сонина «Биология 9 класс. Общие закономерности». Таблицы, модели, дидактический раздаточный материал. Содержание и ход урока. І. Организационный момент. На предыдущем уроке учащимся было предложено повторить материал о происхождении человека, подготовить сообщения о древнейших, древних и современных людях. Такая подготовка, а также посещение Ташлинского краеведческого музея (раздел «Археологическое наследие») активизирует познавательную активность учащихся, и урок может пройти более плодотворно и интересно. Работа учащихся может быть организована по принципу «Проект на один урок» Продуктом проекта должна стать информационная карта или интеллект – карта по теме. Карты оформляются группой, как и организация самой работы по теме урока. ІІ. Введение в тему. Занятие включает три основных этапа: 1. Место человека в системе органического мира. Цель: определить положение человека в системе органического мира, выявить черты сходства человека и животных, а также причины формирования этих черт. 2. Отличительные особенности человека Цель: выявить черты различия между человеком и животными; объяснить причины этих различий; сформулировать основные движущие силы антропогенеза; формировать у учащихся целостное представление об эволюции живых существ на Земле. 3. Эволюция человека Цель: сформировать знания об основных этапах эволюции человека, развивать представления о единстве происхождения всего живого; способствовать развитию диалектического мышления учащихся. Актуализация и изучение темы. 1. Место человека в системе органического мира. Работая с учебником, плакатами, моделями, раздаточным дидактическим материалом, учащиеся определяют и обосновывают систематическое положение человека, делают заключение о формировании уникального комплекса признаков вида Человек разумный разумный. Систематическое положение человека в мире живой природы: Империя Клеточных Надцарство Ядерных Царство Животных Подцарство Многоклеточных Тип Хордовых Подтип Позвоночных Класс Млекопитающих Подкласс Плацентарных Отряд Приматов Подотряд Человекообразных обезьян Семейство Гоминид Род Человек Вид Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens) Сходство человека с хордовыми: 1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы зародыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка. 2. Опорно-двигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечностей и дифференцированной мышечной системой. 3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет трубчатое строение и расположена в спинной области тела. 4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов. 5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку. Сходство человека с млекопитающими: 1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез. 2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития. 3. Постоянная температура тела. 4. Наличие диафрагмы. 5. 7 шейных позвонков. 6. Два поколения дифференцированных зубов. 7. Четырехкамерное сердце. 8. Наружное ухо. 9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи. Сходство человека с приматами: 1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей. 2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа. 3. Мимическая мускулатура. 4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков. 5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы. 6. Стадные отношения, жизнь в обществе. 7. Выражение эмоций. 8. Бинокулярное зрение. 9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые. Как особый признак сходства человека с животными рассмотривается наличие рудиментов и атавизмов, сходные стадии эмбрионального развития. Рудименты– волоски на теле, копчиковые позвонки, ушные мышцы, полулунная складка во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, слепая кишка, бугорок на ушной раковине. Атавизмы – хвостатость, избыточное оволосение, многососковость, увеличение клыков и наличие когтей, шейная фистула. Для более образного представления всех перечисленных особенностей рекомендуется привести учащимся примеры из дополнительной литературы, больше опираться на их знания и жизненный опыт. Обсуждение результатов работы. О чем говорят перечисленные черты сходства человека и животных? Появление человека как биологического вида является естественным результатом процесса эволюции, происходящего в природе. Ближайшими предками человека являются приматы, т. к. с ними он проявляет наибольшее сходство, касающееся не только строения и физиологических особенностей, но и эмоциональной сферы, заботы о потомстве, элементов социального поведения. Оформляют интеллект – карту, используя раздаточный материал. 2. Отличительные особенности человека. Вводное слово учителя. Человек – естественное явление в развитии природы, имеет животное происхождение и соответствующие признаки. Но человек – это биосоциальное существо, обладающее специфичными признаками. Беседа с классом, обсуждение, работа с учебником способствуют тому, что учащиеся выполняют вторую часть проекта урока - выясняют, чем человек отличается от животных. Учащиеся выступают в свободной форме. Затем сформулированные выводы вносят в интеллект – карту или записываются в тетрадь. Отличительные черты человека. 1. Речь. Мышление. Трудовая деятельность. 2. Прямохождение. Строение скелета 3.Увеличение объема головного мозга. Сложный процесс эволюции человека как биологического вида называется антропогенез. Выводы. Человек как вид сформировался под влиянием биологических и социальных движущих сил эволюции, при этом он обладает рядом специфических признаков, позволяющих ему занимать особое положение в природе, и преобразовывать окружающую среду. По итогам оформляется информационная карта. Заполнение карты выступает в роли первичного контроля. 3. Эволюция человека. Актуализация знаний. На этапе был сделан вывод, что наибольшее сходство человек проявляет с приматами. Следовательно, можно задуматься о том, что у приматов и человека были общие предки, что и доказывается современными антропологическими находками. Попытаемся рассмотреть палеонтологические доказательства эволюции человека. Слушаются сообщения, комментируются и корректируются выступления по этапам антропогенеза. Отмечаются результаты посещения музея. Обсуждения фиксируются в заполняемой карте (раздаточный материал содержит рисунки, картинки, аппликации для оформления карт). Все новые сведения об основных этапах антропогенеза можно также записать в тетради в виде таблицы. План подготовки сообщения: 1. Место и время находок. 2. В какой период и где жили предки человека. Климатические условия существования. 3. Анатомо-физиологические особенности предков человека. 4. Трудовая деятельность. Изготовление орудий труда. Сложность орудий. Материал и техника изготовления орудий. 5. Образ жизни. Чем питались, как охотились. Умение использовать и добывать огонь. 6. Владение речью. 7. Отношение к умершим. Появление захоронений. 8. Какие особенности появились впервые для каждой группы предков человека? Дополнение к теме Просмотр видеофрагмента «Расы человека». ІV. Подведение итогов работы над темой. Предварительная защита интеллект – карт. Оценка за работу. V. Задание на дом. §20 учебника, задания «Проверьте свои знания» и рубрики «Подумайте». Итоговый вариант интеллект – карты. Дополнительный материал по антропогенезу (по желанию учащихся). Подобранный к теме дополнительный материал желательно использовать для внеклассной работы по предмету - конференции (на базе музея)
Автор(ы): Норкина Л. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx