Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 14. Главные направления эволюции. (Горшнякова И.В.)

Текст урока

  • Конспект

     	
    Горшнякова Ирина Владимировна
    учитель биологии
    Муниципальное бюджетное
     общеобразовательное учреждение
     Степная средняя общеобразовательная 
    школа
    
    
    
    Название предмета биология
    Класс 9
    УМК В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин.«Биология. Общие закономерности», Издательство: Дрофа, 2011 г.
     (название учебника, автор, год издания)
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Основные направления эволюции
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы1
    Место урока в системе уроков по теме 14
    Цель урока Изучить основные направления эволюционного процесса
    Задачи урока
    Обучающие:
     изучить главные направления эволюции органического мира, выявить их роль и закономерности; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;
    развивающие:
     продолжить развивать познавательный интерес учащихся, формирование умений и навыков самостоятельной работы, умение логически мыслить, делать выводы ;
    воспитательные:
     воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.
    Планируемые результаты
    Учащиеся должны знать:
    - главные направления эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация  и чем они достигаются ;
    -общие закономерности биологической эволюции;
    Учащиеся должны уметь:
    -объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции, закономерности биологической эволюции, приводить примеры 
    Техническое обеспечение урока рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) плакат “Ароморфоз и идиоадаптация у животных и растений”,  таблицы по общей биологии, карточки, информационные листы.
    Содержание урока
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Объяснения по теме урока
    4. Закрепление знаний.
    5. Подведение итогов урока. 
    6. Домашнее задание.
    
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    Приветствие обучающихся
    Прием «Солнышко»
    2.Актуализация знаний.
    1. Индивидуальная работа по карточкам с места:
    Карточка №1
    В чем заключается различие биологического прогресса и регресса, приведите примеры
    Карточка № 2
    Перечислите критерии биологического прогресса
    2. Работа у доски с определениями:
    Вид, макроэволюция, популяция, биологический прогресс, размножение, биологический регресс, эволюция, критерии вида, микроэволюция.
    3. Решение биологических задач:
    - Подумайте, в чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб?
    Ответ
    Признаки биологического прогресса:
    увеличение количества особей,
    расширение ареала (области распространения) данного вида,
    увеличение количества подчиненных систематических единиц (например, внутри класса увеличивается количество отрядов).
    -Как вы считаете, почему разнообразие адаптации способствует биологическому прогрессу группы?
    Ответ
    Разнообразие адаптации позволяет жить в разных условиях окружающей среды. Следовательно, увеличивается ареал вида и численность его особей.
    - Известно около 20 подвидов зайца-русака, которые встречаются на территории Европы и Азии. Приведите не менее четырёх доказательств биологического прогресса вида зайца-русака.
    Ответ
    1)Заяц-русак имеет большую численность.
    2) Заяц-русак имеет большой ареал.
    3) Заяц-русак имеет большое количество подчиненных систематических единиц (подвидов).
    4) Заяц-русак занимает разные экологические ниши. 
    5) Все это говорит о том, что заяц-русак хорошо приспособлен к среде обитания.
    -Чем характеризуется в природе биологический регресс?
    Ответ
    Уменьшением числа особей, сужением ареала, уменьшением количества подчиненных систематических единиц.
    Проверка работающих у доски и анализ ошибок
    3. Объяснения по теме урока.
    Работа в группах с текстом учебника. Диалоговое общение на основе работы с материалами учебника.
    Каждая группа работает по индивидуальным картам и представляет свой отчет 
    1 группа - ароморфозы
    № группы
    Ф.И. обучающихся_____________________________________
    Прочитайте текст учебника на стр. 60-61
    1. Дайте определение, что такое ароморфоз?
    2. Какое значение для организмов имеют ароморфозы?
    3. На основе чего формируются ароморфозы ?
    4. Приведите примеры ароморфозов растений и животных.
    Выводы:______________________
    Анализ работы группы:_____________________________
    
    Предполагаемый ответ:
    Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса–эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу
    Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.
    Примеры:
    Появление скелета; возникновение жабр и лёгких;
    Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений. Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;
    Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;
    2 группа- идиоадаптация
    № группы
    Ф.И. обучающихся_____________________________________
    Прочитайте текст учебника на стр.61
    1. Дайте определение,  что такое идиоадаптация? 
    2. Какое значение для организмов имеет идиоадаптация?
    3. На основе чего формируются идиоадаптации?
    4. Приведите примеры идиоадаптации растений и животных.
    Выводы:______________________
    Анализ работы группы:_____________________________
    
    Предполагаемый ответ:
    Идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.
    Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации.
    Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию.
    Пример:
    - приспособление корней и листьев  растений в пустыне, покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.
    3 группа - общая дегенерация
    № группы
    Ф.И. обучающихся_____________________________________
    Прочитайте текст учебника на стр.62-65
    1. Дайте определение, что такое общая дегенерация ?
    2. Какое значение для организмов имеет общая дегенерация ?
    3. На основе чего возникает общая дегенерация?
    4. Приведите примеры дегенерации растений и животных.
    Выводы:______________________
    Анализ работы группы:_____________________________
    
    Предполагаемый ответ:
    Общая дегенерация – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. 
    Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.
     Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.
    Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.
    Пример:
     У растений- паразитов исчезновение органов тела, у пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;
    У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.
    4 группа – дивергенция
    № группы
    Ф.И. обучающихся_____________________________________
    Прочитайте текст учебника на стр.66
    1. Дайте определение, что такое дивергенция?
    2.На каком уровне можно наблюдать дивергенцию?
    3. Какова роль дивергенции в процессе эволюции?
    4.Приведите примеры дивергенции.
    Выводы:______________________
    Анализ работы группы:_____________________________
    Дивергенция- расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.
    Дивергировать могут виды, семейства, отряды.
    Примеры: Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды. (рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) 
    Вывод: после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций.
    
    5 группа -  конвергенция
    № группы
    Ф.И. обучающихся_____________________________________
    Прочитайте текст учебника на стр.67-68
    1. Дайте определение, что такое конвергенция?
    2.Чем можно объяснить возникновение общего сходства у неродственных групп организмов?
    3.Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.
    4.На каком уровне может наблюдаться конвергенция?
    Выводы:______________________
    Анализ работы группы:_____________________________
    Предполагаемый ответ:
    Конвергенция -  появление сходных признаков у разных неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях среды 
    Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Конвергентное сходство не бывает глубоким. (привести примеры, характеризующие внутреннее строение дельфина и акулы, разное систематическое положение определяет различия) 
    В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) 
    4. Закрепление знаний.
    -Работа по карточкам
    Подумайте, что из примеров относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?
    1. отсутствие корней у повилики;
    2. у бобра голый хвост;
    3. плодовитость аскариды;
    4. колибри, питающиеся нектаром цветков тропических растений;
    5. отсутствие конечностей у змей;
    6. возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;
    7. четырехкамерное сердце у млекопитающих;
    8. появление пучков мышц у членистоногих
    9. разделение артериального и венозного кровотока
    10. колючки у кактусов
    
    
    
    
    -Вопросы для закрепления.
    1.Чем определяется расхождение признаков у родственных групп организмов и возникновение внешнего сходства у неродственных?
    2.Раскройте содержание понятий конвергенция и дивергенция.
    3.Подумайте, в чем сущность необратимости эволюции?
    4.Докажите, что конвергентное и дивергентное развитие групп живых организмов носит приспособительный характер, приведите примеры.
    5. Итог урока.
    Вывод: Макроэволюция-эволюция крупных систематических групп. В результате макроэволюции возникают новые типы, классы и некоторые отряды.
    6. Домашнее задание.
    П.12, 13 разобрать, работа с определениями, подготовить по 3 задания части А,В,С для подготовки к ОГЭ
    	
    
    
     

    Автор(ы): Горшнякова И. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx