Горшнякова Ирина Владимировна учитель биологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Степная средняя общеобразовательная школа Название предмета биология Класс 9 УМК В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности», Дрофа, 2011 г. Уровень обучения базовый Тема урока Биологические последствия адаптации. Общее количество часов, отведенное на изучение темы1 Место урока в системе уроков по теме 13 Цель урока: познакомить с биологическими последствиями адаптаций Задачи урока Образовательные: сформировать у обучающихся понятия биологический прогресс и биологический регресс, выявить в чем различия этих понятий, показать их взаимосвязь. Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитывающая: воспитывать гордость за достижения ученых и развитие науки, важность заботы о сохранении всех неповторимых групп организмов, созданных эволюцией. Планируемые результаты Учащиеся должны знать: -биологические последствия адаптаций -направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс; Учащиеся должны уметь: -характеризовать пути достижения биологического прогресса -различать направления эволюционного процесса -приводить примеры прогресса и регресса Техническое обеспечение урока рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) плакаты и таблицы по общей биологии, схема соотношений между главными путями эволюции по А.Н. Северцову, доклад Содержание урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Объяснения по теме урока. 4. Закрепление знаний. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие учащихся Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! А теперь улыбнитесь мне. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока. 2.Актуализация знаний. Эволюция – непрерывный процесс. Каковы его закономерности? Куда идет эволюция? 3. Объяснения по теме урока. Слово учителя Проблемный вопрос! Новый вид всегда сложнее, чем его предки? Кто более прогрессивен человек или таракан? Почему? Что означает прогрессивное развитие? Алексей Николаевич Северцев,– разработал учение об основных направлениях эволюции. Давайте послушаем заранее подготовленный доклад. 1. Доклад обучающихся «Биографические данные А.Н. Северцева. Научная деятельность» Алексе́й Никола́евич Се́верцов (23 сентября 1866, Москва — 19 декабря 1936, Москва) — русский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик Российской академии наук (1920), АН СССР (1925), АН УССР (1925), создатель русской школыморфологов-эволюционистов. Его именем назван Институт эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР. Алексею не исполнилось и года, когда вся семья переехала в село Петровское Воронежской губернии (ныне Ясенки Бобровского района), в имение деда — Алексея Петровича Северцова. Алеша очень рано научился читать не только по-русски, но и по-немецки и по-французски. К 8-10 годамон уже свободно читал на всех трех языках. Отец уделял сыну много внимания. Рано научил мальчика охотиться, стал его первым учителем рисования. По настоянию отца Алексея рано обучили плаванию и верховой езде. В 1876 году Алексея привезли в Москву и отдали в 1-й класс частной гимназии Л. И. Поливанова. Осенью 1885 года, после окончания гимназии, Алексей Николаевич поступил на физико-математический факультет Московского университета. Очень рано, уже на втором курсе, начал увлекаться биологическими науками, особенно зоологией. В 1889 году Алексей Николаевич окончил Университет и успешно сдал государственные экзамены. После сдачи магистерских экзаменов в 1893 году начинает читать специальный курс сравнительной анатомии для группы студентов Московского университета. В эти годы он отправляется со своим товарищем Хомяковым на Волгу — собирать материал по стерляди. Денег на поездку не было, и Алексей Николаевич закладывает свою золотую университетскую медаль. В Самаре, где лабораторией им служил номер в гостинице, молодые ученые устроили аквариумы с проточной водой из деревянных кадушек для засолки огурцов и резиновых клистирных трубок, купленных в соседней аптеке. На рынке приобрели деревянные чашки и тарелки, в которых искусственно оплодотворяли купленную у рыбаков икру. Мальков из икры выводили в кадушках с проточной водой. После получения в 1895 году магистерской степени Северцов на два года уезжает в заграничную командировку — познакомиться с жизнью европейских лабораторий, «окунуться в атмосферу новых научных школ, чтобы самому разделить животрепещущий интерес столкновения новых гипотез». Весну 1897 года Северцов проводит на зоологической станции в Неаполе, где собирает прекрасный материал по акулам, электрическим скатам и миногам, а после окончания рабочего сезона переезжает в Киль, в лабораторию знаменитого цитолога Флемминга, под руководством которого изучает цитологию. Одновременно он продолжает работу по исследованию строения головы электрического ската, начатую в Неаполе. Эту работу он отсылает для печати в «Ученые записки Московского университета», а когда в 1898 году возвращается в Москву, то успешно защищает её как докторскую диссертацию. После возвращения в Россию Алексей Николаевич думал сразу приступить к обработке собранного им за границей материала, но, как это часто бывает, бытовые проблемы заставили его принять предложение Мензбира выставить свою кандидатуру на университетских выборах в городе Юрьеве(ныне Тарту), где создавалась кафедра зоологии. Выборы прошли успешно, и в конце 1899 годаСеверцов переехал на новое место в качестве сверхштатного профессора зоологии. В Юрьеве Северцов проработал четыре года, а затем, в 1902 году, получил предложение перейти на кафедру зоологии и сравнительной анатомии Киевского университета на место вышедшего в отставку профессора Бобрецкого. Как и в Юрьеве, в Киеве Северцов прежде всего начал организовывать свою лабораторию. Умер 19 декабря 1936 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве Основные труды посвящены установлению закономерностей эволюции, проблемам онтогенеза. Применив сравнительно-эмбриологический методисследования, Северцов А. Н. собрал ценный фактический материал по историческому развитию позвоночных животных и обосновал гипотезу происхождения низших позвоночных. Дал ряд теоретических обобщений: наиболее известна его теория филэмбриогенезов, согласно которой изменения органов, происходящие в эмбриональном развитии, являются причиной изменения этих органов у взрослых животных в процессе их эволюции. Разработал теорию о четырёх типах эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, ценогенез, общая дегенерация. Считал, что единственной причиной филогенетических изменений является изменение среды. 2.Слово учителя: Существует два направления эволюционного процесса. Давайте составим схему. направления эволюционного процесса (макроэволюция) биологический прогресс биологический регресс Работа со словарем с понятийным аппаратом Биологический прогресс – путь эволюции, характеризующийся повышением приспособленности организмов к условиям окружающей среды Биологический регресс – путь эволюции, характеризующийся снижением приспособленности организмов к условиям обитания 3.Работа в группах с дополнительным материалом и текстом учебника Работая в группах, обучающиеся заполняют таблицу, затем представляют свои ответы Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу. Признаки Биологический прогресс Биологический регресс Признаки Биологический прогресс Биологический регресс Численность популяции Увеличивается Уменьшается Выживаемость Возрастает Убывает Смертность Снижается Повышается Число новых таксономических единиц Возрастает Убывает Площадь ареала Расширяется Сужается Примеры Серая крыса, заяц-русак, круглые черви Жаба серая, амурский тигр, белогрудый медведь Вопросы: -Назовите причину биологического прогресса (Общая причина биологического прогресса – результат успеха биологической группы в борьбе за существование) -Назовите причину биологического регресса (Общая причина биологического регресса - отставание в темпах эволюции группы от скорости изменений внешней среды.) 4. Закрепление знаний. -Что такое биологический прогресс, приведите примеры? --Что такое биологический регресс, приведите примеры? -В чем различия и взаимосвязь этих процессов? -Составить синквейн по теме например: Прогресс Биологический, эволюционный Возрастает, расширяет, увеличивает Повышение приспособленности организмов к условиям окружающей среды Направление 5. Итог урока. Вывод: Биологический прогресс – это результат успеха в борьбе за существование. Биологический регресс – отсутствие необходимого уровня приспособленности. Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаются Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки. 6. Домашнее задание. Глава 6 стр.59
Автор(ы): Горшнякова И. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx