Тема: Размножение организмов. Биология 11 класс Дата _________ 20______ г. Тип урока: комбинированный Цель урока: познакомиться со способами размножения разных организмов. Задачи: - образовательная: получить знания о процессах размножения организмов; проверить знания по теме «Типы питания и способы добывания пищи». - развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии; - воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации. Оборудование: ТСО, ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели), учебник «Биология: 11 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Ход урока 1. Постановка проблемного вопроса. Зачитывает стихотворение: Оно бессмертье жизни основало От первых дней и до конца веков, Её несокрушимое начало, Свободное от времени оков. Оно нас делает похожими, но все же Оно начертир каждому свой путь Поможет, мудрость жизни преумножив, Как искру репедать кому-нибудь. Пока есть в мире рода продолженье, Цветут сады, щебечут птицы на ветвях, Улыбки детской чудное мгновенье Все повторяется из раза в раз в веках!!! 1слайд. Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время ( К.Г. Паустовский) Как вы думаете, о каком процессе идет речь? - о размножении Дайте определение размножению 2 слайд. Размножение – воспроизведение себе подобных В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке? 3 слайд. Тема урока. -Размножение, его виды. Сегодня мы поговорим о различных видах размножения в природе….. 4 слайд. Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного. 5 слайд. Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее. 6 слайд. Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека. Что такое клон? -Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. 7 слайд. Клонирование - искусственный способ бесполого размножения Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток? Проблемный вопрос: Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов? - чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения. 2. Изучение нового материала. 8 слайд. урок по формам и способам размножений один из первых в вашей школьной программе, вам сдавать ЕГЭ и поэтому необходимо быть внимательными и активными в работе. Какие формы и способы размножения вы знаете? В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа: Размножение Что означают записи на экране? Предлагаю вам вспомнить и охарактеризовать виды бесполого размножения и заполнить таблицу Практика. Работа в парах: Заполнить таблицу, используя учебник. Виды бесполого размножения характеристика Примеры организмов А теперь вспоминаем вместе – работа с презентацией 9 слайд. Формы бесполого размножения организмов 10 слайд. Митотическое деление (бинарное деление ) Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения: Наиболее простая форма бесполого размножения – деление - Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. (как клоны) Анимация – деление бактерий Анимация – деление амебы Анимация – деление эвглены зеленой - И мы посмотрим на примере амебы, как же происходит процесс?...(делением) - Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму. Продольное деление эвглены -Затем что происходит? (появляется жгутик) - Затем? (разделяется пополам) - В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены. - Посмотрите они одинаковые? (Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга). - Кто ещё размножается таким способом? 11 слайд. Митотическое деление (бинарное деление ) Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли. - образуются клоны 12 слайд. Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике) Что общего между этими рисунками? - Это грибы. - Чем размножаются? (спорой и грибницей) 13 слайд. Споруляция (спорообразование) Анимация Споруляция Анимация спорообразование мукора Сообщение учащихся: «Споруляция» Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи. 14 слайд. Споруляция (спорообразование) Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники. У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях. - Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию 15 слайд. Множественное деление (шизогония) Сообщение учащихся: «Шизогония» - Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток - Сравните способы размножения: споруляция и шизогония 16 слайд. Полиэмбриония (однояйцовые близнецы) 17 слайд. видеоролик «Почкование дрожжей» 18 слайд. видеоролик «Почкование гидры» - Сравните способы размножения: шизогония и почкование 19 слайд. Почкование. У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум, каланхоэ). 20 слайд. Фрагментация (Регенерация) Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?. Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы. Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды. - Сравните способы размножения: почкование и фрагментация 21 слайд. анимация «Вегетативное размножение» - Образование особей из частей материнского растения (коня, стебля, листа, клубня, луковицы) - Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение. 3. Закрепление нового материала 22 слайд. Лото (в парах: проверяется на примере одной пары) Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения) 23 слайд. заполнить на интерактивной доске таблицу «Виды бесполого размножения» Следующий блок нашего урока «Половое размножение» . Охарактеризуйте формы половое размножения , примеры которых вы видите на слайде 24 слайд Практика. Работа в парах: Заполнить таблицу, вспомните. Виды полового размножения характеристика Примеры организмов Найдите на стр. 24 что такое первичные и вторичные половые признаки, в чем различие? 25 слайд. В чем преимущество бесполого размножения перед половым? - быстрый рост, развитие. - сохраняет свойства материнского организма - не нужно находить партнёра Сравните бесполое размножения в природе и клонирования? В чем сходство и отличие? Учащиеся отвечают на проблемный вопрос 4. Вывод: Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов? - бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон. 26 слайд. Клонирование человека – этические аспекты Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека» 27 слайд. Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам В чем биологическое значение размножения? - Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. Выполните тест ( на 2 варианта) Тест: «Половое и бесполое размножение» 1 вариант 1. Как называется явление, при котором мужские и женские половые клетки развиваются в одном организме: А) хромосомный механизм определения пола; Г) половой диморфизм Б) гетерогаметность; Д) гомозиготность; В) гаметогенез; Е) гермафродитизм. 2. Назовите форму размножения, при которой происходит формирование выроста у материнской клетки или организма, который затем отделяется и превращается в самостоятельный организм: А) фрагментация; Г) копуляция; Б) шизогония; Д) почкование. В) партеногенез; 3. Укажите животных для которых характерна конъюгация как форма полового процесса: А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы; В) инфузории; Б) жгутиковые; Г) малярийные плазмодии. 4. Если организм способен к обоим способам размножения, то какой из них он будет использовать при неблагоприятных для него условиях: А) бесполое размножение; Б) половое размножение. 5. Укажите организмы, для которых характерна фрагментация, как способ размножения: А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы; Б) дрожжевые грибы, сосущие инфузории, губки, кишечнополостные; В) амебы, жгутиковые, инфузории; Г) плоские черви, кольчатые черви, иглокожие. Тест: «Половое и бесполое размножение» 2 вариант 1. Укажите организмы, для которых характерно почкование, как форма размножения: А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы; Б) дрожжевые грибы, сосущие инфузории, губки, кишечнополостные; В) амебы, жгутиковые, инфузории; Г) плоские черви, кольчатые черви, иглокожие. 2. Назовите форму размножения организма, при которой дочерний организм формируется из неоплодотворенного яйца: А) оплодотворение; Г) вегетативное размножение; Б) шизогония; Д) копуляция; В) конъюгация; Е) партеногенез. 3. Назовите форму размножения, при которой из одной исходной (материнской) клетки образуется несколько новых (дочерних) клеток следующим образом: сначала в клетке происходит многократное деление ядра без деления цитоплазмы, а затем вся цитоплазма разделяется на участки, обособляющиеся вокруг образовавшихся ядер: А) почкование; Г) партеногенез; Б) шизогония; Д) копуляция. В) фрагментация; 4. Назовите форму размножения организмов, при которой из группы соматических клеток исходного (материнского) организма формируется новый (дочерний) организм полностью похожий на исходный (материнский) организм: А) оплодотворение; Г) партеногенез; Б) конъюгация; Д) копуляция; В) вегетативное размножение; Е) шизогония. 5. К какому способу деления относят партеногенез: А) бесполое размножение; Б) половое размножение. ОТВЕТЫ К ТЕСТУ: «Половое и бесполое размножение» 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Е Д В Б Г Б Е Б В Б 5. Домашнее задание 28 слайд. Домашнее задание: параграф 4 прочитать, ответить на вопросы 1-3 Приложение 1
Автор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Презентация.pptАвтор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Лото.docАвтор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Видео.zip