Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 4. Размножение организмов

Текст урока

  • Конспект

     Тема: Размножение организмов.
    Биология 11 класс                 Дата _________ 20______ г.
    
    Тип урока: комбинированный
    Цель урока: познакомиться со способами размножения разных организмов.
    Задачи: - образовательная: получить  знания о процессах  размножения организмов; проверить знания по теме  «Типы питания и способы добывания пищи».
    - развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии;
    - воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.                                                                    
    Оборудование: ТСО, ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели),  учебник «Биология: 11 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
    Ход урока
    1. Постановка проблемного вопроса.
    Зачитывает стихотворение: 
    Оно  бессмертье жизни основало
    От первых дней и до конца веков,
    Её несокрушимое начало, 
    Свободное от времени оков.
    Оно нас делает похожими, но все же
    Оно начертир каждому свой путь
    Поможет, мудрость жизни преумножив,
    Как искру репедать кому-нибудь.
    Пока есть в мире рода продолженье,
    Цветут сады, щебечут птицы на ветвях,
    Улыбки детской чудное мгновенье
    Все повторяется из раза в раз в веках!!!
    1слайд. Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время
     ( К.Г. Паустовский)
    Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
    - о размножении
    Дайте определение размножению
    2 слайд. Размножение – воспроизведение себе подобных
    В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается
    Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?
    3 слайд. Тема урока.
    -Размножение, его виды.
    Сегодня мы поговорим о различных видах размножения в природе…..
    4 слайд. Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного.
    5 слайд. Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее. 
    6 слайд. Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека.
    Что такое клон?
    -Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.
    7 слайд. Клонирование - искусственный способ бесполого размножения
    Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?
    Проблемный вопрос: Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
    - чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения.
    2. Изучение нового материала.
    8 слайд.
    урок по формам и способам размножений один из первых  в вашей школьной программе, вам сдавать ЕГЭ и поэтому необходимо быть внимательными и активными в работе.
    Какие  формы и способы размножения  вы знаете?
    В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:
    Размножение
     
    Что означают записи на экране?
    Предлагаю вам вспомнить  и охарактеризовать виды бесполого размножения и заполнить таблицу
    Практика. Работа в парах:
    Заполнить таблицу, используя учебник.
    Виды бесполого размножения 
    характеристика
    Примеры организмов
    
    А теперь вспоминаем вместе – работа с презентацией
    9 слайд. Формы бесполого размножения организмов
    10 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )
    Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения:
    Наиболее простая форма бесполого размножения – деление
    - Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. (как клоны)
    Анимация – деление бактерий
    Анимация – деление амебы
    Анимация – деление эвглены зеленой
    - И мы посмотрим на примере амебы, как же происходит процесс?...(делением)
    - Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму.
    Продольное деление эвглены
    -Затем что происходит? (появляется жгутик)
    - Затем? (разделяется пополам)
    - В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены.
    - Посмотрите они одинаковые?
    (Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга).
    - Кто ещё размножается таким способом?
    11 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )
    Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.
    - образуются клоны
    12 слайд. Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике)
    Что общего между этими рисунками?
    - Это грибы.
    - Чем размножаются? (спорой и грибницей)
    13 слайд. Споруляция (спорообразование)
    Анимация Споруляция 
    Анимация спорообразование мукора
    Сообщение учащихся: «Споруляция»
    Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.
    Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи.
    14 слайд. Споруляция (спорообразование)
    Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники.
    У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.
    - Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию
    15 слайд. Множественное деление (шизогония)
    Сообщение учащихся: «Шизогония»
    - Материнская клетка распадается на большое количество
    более или менее одинаковых дочерних клеток
    - Сравните способы размножения: споруляция и шизогония
    16 слайд. Полиэмбриония (однояйцовые близнецы)
    17 слайд. видеоролик «Почкование дрожжей»
    18 слайд. видеоролик «Почкование гидры»
    - Сравните способы размножения: шизогония и почкование
    19 слайд. Почкование.
    У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум, каланхоэ).
    20 слайд. Фрагментация (Регенерация)
    Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.
    Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.
    Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды.
    - Сравните способы размножения: почкование и фрагментация
    21 слайд. анимация «Вегетативное размножение»
    - Образование особей из частей материнского растения (коня, стебля, листа, клубня, луковицы)
    - Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение.
    3. Закрепление нового материала
    22 слайд. Лото (в парах: проверяется на примере одной пары)
    Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения)
    23 слайд. заполнить на интерактивной доске таблицу «Виды бесполого размножения»
    Следующий блок нашего урока «Половое размножение» . Охарактеризуйте формы  половое размножения ,  примеры которых вы видите на слайде 24 слайд
    Практика. Работа в парах:
    Заполнить таблицу, вспомните.
    Виды  полового размножения 
    характеристика
    Примеры организмов
     Найдите на стр. 24 что такое первичные и вторичные половые признаки, в чем различие?
    25 слайд. В чем преимущество бесполого размножения перед половым?
    - быстрый рост, развитие.
    - сохраняет свойства материнского организма
    - не нужно находить партнёра
    Сравните бесполое размножения в природе и клонирования? В чем сходство и отличие?
     Учащиеся отвечают на проблемный вопрос
    4. Вывод:
    Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
    - бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон.
    26 слайд. Клонирование человека – этические аспекты
    Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека»
    27 слайд.
    Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам
    В чем биологическое значение размножения?
    - Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением.
    Выполните тест ( на 2 варианта)
    Тест: «Половое и бесполое размножение» 1 вариант
    1. Как называется явление, при котором мужские и женские половые клетки развиваются в одном организме:
    А) хромосомный механизм определения пола;                   Г) половой диморфизм
    Б)  гетерогаметность;                                                              Д) гомозиготность;
    В) гаметогенез;                                                                        Е) гермафродитизм.
    2. Назовите форму размножения, при которой происходит формирование выроста у материнской клетки или организма, который затем отделяется и превращается в самостоятельный организм:
    А) фрагментация;                       Г) копуляция;
    Б) шизогония;                             Д) почкование.
    В) партеногенез;
    3. Укажите животных для которых характерна конъюгация как форма полового процесса:
    А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы;                        В) инфузории;
    Б) жгутиковые;                                                                        Г) малярийные плазмодии.
    4. Если организм способен к обоим способам размножения, то какой из них он будет использовать при неблагоприятных для него условиях:
    А) бесполое размножение;
    Б) половое размножение.
    5. Укажите организмы, для которых характерна фрагментация, как способ размножения:
    А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы;                        
    Б) дрожжевые грибы, сосущие инфузории, губки, кишечнополостные;                                                                        
    В) амебы, жгутиковые, инфузории;
    Г) плоские черви, кольчатые черви, иглокожие.
    Тест: «Половое и бесполое размножение» 2 вариант
    1. Укажите организмы, для которых характерно почкование, как форма размножения:
    А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы;                        
    Б) дрожжевые грибы, сосущие инфузории, губки, кишечнополостные;                                                                        
    В) амебы, жгутиковые, инфузории;
    Г) плоские черви, кольчатые черви, иглокожие.
    2. Назовите форму размножения организма, при которой дочерний организм формируется из неоплодотворенного яйца:
    А) оплодотворение;                           Г) вегетативное размножение;
    Б) шизогония;                                    Д) копуляция;
    В) конъюгация;                                  Е) партеногенез.
    3. Назовите форму размножения, при которой из одной исходной (материнской) клетки образуется несколько новых (дочерних) клеток следующим образом: сначала в клетке происходит многократное деление ядра без деления цитоплазмы, а затем вся цитоплазма разделяется на участки, обособляющиеся вокруг образовавшихся ядер:
    А) почкование;                                 Г) партеногенез;
    Б) шизогония;                                   Д) копуляция.
    В) фрагментация;
    4. Назовите форму размножения организмов, при которой из группы соматических клеток исходного (материнского) организма формируется новый (дочерний) организм полностью похожий на исходный (материнский) организм:
    А) оплодотворение;                                    Г) партеногенез;
    Б) конъюгация;                                           Д) копуляция;
    В) вегетативное размножение;                  Е) шизогония.
    5. К какому способу деления относят партеногенез:
    А) бесполое размножение;                        Б) половое размножение.
    ОТВЕТЫ К ТЕСТУ: «Половое и бесполое размножение»
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5
    Е
    Д
    В
    Б
    Г
    Б
    Е
    Б
    В
    Б
    
    5. Домашнее задание
    28 слайд. Домашнее задание: параграф 4 прочитать, ответить на вопросы 1-3
    Приложение 1
    
     

    Автор(ы): Ишалбаева Э. Ш.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку

Другие материалы