МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №30
Предмет: биология
Класс: 11
УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012
Уровень обучения: базовый
Тема: Процессы биосинтеза белка. Практическая работа №4 «Решение задач по молекулярной биологии»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
1. Место урока в системе уроков по теме: Урок № 5 «Молекулярный уровень жизни» Цель урока: Ознакомить с процессом синтеза белка, сущностью понятий «транскрипция» и «трансляция». Расширить представление о роли нуклеиновых кислот.
Задачи урока:
Образовательные: Продолжение формирования знаний об обмене веществ и о сущности процесса биосинтеза в живой клетке.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Развивающие: развивать и конкретизировать знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на и - РНК, роли т - РНК в сборке аминокислот в молекулы белка. Способствовать развитию логического мышления. Развивать умения выделять главное, сравнивать, применять знания для решения биологических задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выделять существенные признаки биосинтеза белка, характеризовать основные процессы, протекающие на разных стадиях биосинтеза белка. Объяснять биологическое значение трансляции и транскрипции. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют в клетке. Формулировать основные свойства генетического кода.
Личностные:
Познавательный интерес к биологии. Представление о биосинтезе белка как одной из важных форм пластического обмена, обеспечивающей преобразование последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислотных звеньев. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.
Познавательные:
Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с текстом, выделять главное в нём главное, давать определение понятий, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и ролью, которую они выполняют.
Регулятивные:
Умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение воспринимать информацию на слух, при решении задач по молекулярной биологии аргументировать свой ответ.
Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Структура и функции белков», «Строение нуклеиновых кислот», «Синтез белка»
Содержание урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний
1. Актуализация знаний обучающихся об обмене веществ в живой клетке.
а) какие вещества поступают в организм человека?
б) какие изменения происходят со сложными молекулами органических веществ?
в) какие вещества выводятся из организма?
2. Обобщение ответов обучающихся.
Таким образом, в клетку непрерывно поступают различные вещества. В ней синтезируются новые молекулы, а часть молекул разрушается. Одни вещества расходуются клеткой, другие откладываются в запас, третьи выводятся из клетки, то есть, непрерывно происходит обмен веществ или метаболизм – основа существования живых организмов.
Метаболизм
Анаболизм или пластический обмен Катаболизм или энергетический обмен
(Реакции синтеза) (Реакции расщепления)
3. Перечислите роль белков в клетке. (строительная – липопротеины, каталитическая – пероксидаза, двигательная – миозин, транспортная – гемоглобин, защитная – гамма-глобулин, энергетическая -17,6 кДж/моль, регуляторная – инсулин и другие).
Рисунок 1
Сегодня на уроке мы рассмотрим процесс биосинтеза белков.
III. Изучение нового материала
1. Просмотр видеоролика «Биосинтез белка».
2. Проблемный вопрос: Каким образом информация о строении молекул белков записана в молекуле ДНК? Как передаётся эта информация из ядра клетки на рибосомы, где происходит синтез белка? (Вероятно, каким-то сочетанием нуклеотидов.)
Сегодня мы изучим ассимиляцию белков в клетке. Синтез белка происходит в клетке в период роста и развития. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков. Участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называются геном. Ген – участок двойной спирали ДНК. И-РНК – однонитевая молекула. Длина и-РНК в сотни раз короче нити ДНК. Синтез белка идет в два этапа:
Понятие о б этапах синтеза белка
Беседа с использованием рабочих таблиц.
Этапы синтеза белка.
Главная роль в биосинтезе белка принадлежит нуклеиновым кислотам: ДНК и РНК.
ДНК – цепь из последовательно расположенных нуклеотидов (генетический код).
Различают четыре типа нуклеотидов: А, Т, Г, Ц.
Белок – цепь из последовательно расположенных аминокислот.
Каждой аминокислоте в молекуле белка соответствует сочетание их трех последовательно расположенных в цепи ДНК нуклеотидов – триплет.
Информация, заключенная в молекулах ДНК называется генетической. Участок молекулы ДНК, кодирующий информацию о первичной структуре одного белка называется геном.
I этап.
- Переписывание информации с молекулы ДНК на молекулу и-РНК – транскрипция.
- и-РНК переходят из ядра в цитоплазму.
- в цитоплазме и-РНК присоединяется к рибосоме.
- т-РНК транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.
Рисунок 2. Раскручивание ДНК
II этап.
Передача информации для сборки аминокислот в полипептидную цепь в соответствии с и-РНК – трансляция. Образуется полипептидная цепь – молекула белка.
Рисунок 3. Трансляция
Рисунок 4. Биосинтез белка
3. Физминутка
4. Практическая работа №4 «Решение задач по молекулярной биологии»
Решить задачу. Фрагмент кодирующей полинуклеотидной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АААГЦТАЦЦГЦАААТГЦГ. Определите последовательность нуклеотидов и последовательность кодонов в и – РНК, синтезируемой на указанном фрагменте.
Решение задач (раздаточный материал). Оформление работ обучающихся в тетрадях.
Вывод по уроку записывают в тетради: Наследственная информация о строении молекул белков зашифрована в ДНК определённым сочетанием нуклеотидов. Информация об одной аминокислоте – триплетом, о строении одной молекулы белка – геном. Она переписывается на и-РНК и поступает в рибосомы.
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок
Задание на дом: §31
Написать небольшой рассказ на тему «Биосинтез белков» с использованием терминов: ДНК, и-РНК, т-РНК, р-РНК, ядро, цитоплазма, рибосомы, аминокислоты, ферменты, АТФ, полипептидная цепь.
Тест (раздаточный материал)
1. Каким количеством нуклеотидов кодируется каждая аминокислота?
а) одним нуклеотидом;
б) тремя нуклеотидами;
в) пятью нуклеотидами.
2. Генетический код – это последовательность
а) аминокислот в молекуле белка;
б) нуклеотидов в молекуле ДНК;
в) нуклеотидов в молекуле т-РНК.
3. Участок ДНК, содержащий информацию о последовательности аминокислот в одной полипептидной цепи называется
а) генетический код;
б) ген;
в) триплет.
4. Особенности реакций пластического обмена:
а) протекает с поглощением энергии;
б) конечные продукты – белки и полисахариды;
в) исходные вещества – аминокислоты и глюкоза;
г) реакции протекают с выделением энергии.
5. Молекула ДНК зашифрована
а) четырехбуквенным кодом;
б) трехбуквенным кодом;
в) пятибуквенным кодом;
г)шестибуквенным кодом.
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx