МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №30 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Тема: Процессы биосинтеза белка. Практическая работа №4 «Решение задач по молекулярной биологии» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 1. Место урока в системе уроков по теме: Урок № 5 «Молекулярный уровень жизни» Цель урока: Ознакомить с процессом синтеза белка, сущностью понятий «транскрипция» и «трансляция». Расширить представление о роли нуклеиновых кислот. Задачи урока: Образовательные: Продолжение формирования знаний об обмене веществ и о сущности процесса биосинтеза в живой клетке. Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. Развивающие: развивать и конкретизировать знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на и - РНК, роли т - РНК в сборке аминокислот в молекулы белка. Способствовать развитию логического мышления. Развивать умения выделять главное, сравнивать, применять знания для решения биологических задач. Планируемые результаты: Предметные: Выделять существенные признаки биосинтеза белка, характеризовать основные процессы, протекающие на разных стадиях биосинтеза белка. Объяснять биологическое значение трансляции и транскрипции. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют в клетке. Формулировать основные свойства генетического кода. Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о биосинтезе белка как одной из важных форм пластического обмена, обеспечивающей преобразование последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислотных звеньев. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с текстом, выделять главное в нём главное, давать определение понятий, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и ролью, которую они выполняют. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, при решении задач по молекулярной биологии аргументировать свой ответ. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Структура и функции белков», «Строение нуклеиновых кислот», «Синтез белка» Содержание урока I. Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Актуализация знаний 1. Актуализация знаний обучающихся об обмене веществ в живой клетке. а) какие вещества поступают в организм человека? б) какие изменения происходят со сложными молекулами органических веществ? в) какие вещества выводятся из организма? 2. Обобщение ответов обучающихся. Таким образом, в клетку непрерывно поступают различные вещества. В ней синтезируются новые молекулы, а часть молекул разрушается. Одни вещества расходуются клеткой, другие откладываются в запас, третьи выводятся из клетки, то есть, непрерывно происходит обмен веществ или метаболизм – основа существования живых организмов. Метаболизм Анаболизм или пластический обмен Катаболизм или энергетический обмен (Реакции синтеза) (Реакции расщепления) 3. Перечислите роль белков в клетке. (строительная – липопротеины, каталитическая – пероксидаза, двигательная – миозин, транспортная – гемоглобин, защитная – гамма-глобулин, энергетическая -17,6 кДж/моль, регуляторная – инсулин и другие). Рисунок 1 Сегодня на уроке мы рассмотрим процесс биосинтеза белков. III. Изучение нового материала 1. Просмотр видеоролика «Биосинтез белка». 2. Проблемный вопрос: Каким образом информация о строении молекул белков записана в молекуле ДНК? Как передаётся эта информация из ядра клетки на рибосомы, где происходит синтез белка? (Вероятно, каким-то сочетанием нуклеотидов.) Сегодня мы изучим ассимиляцию белков в клетке. Синтез белка происходит в клетке в период роста и развития. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков. Участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называются геном. Ген – участок двойной спирали ДНК. И-РНК – однонитевая молекула. Длина и-РНК в сотни раз короче нити ДНК. Синтез белка идет в два этапа: Понятие о б этапах синтеза белка Беседа с использованием рабочих таблиц. Этапы синтеза белка. Главная роль в биосинтезе белка принадлежит нуклеиновым кислотам: ДНК и РНК. ДНК – цепь из последовательно расположенных нуклеотидов (генетический код). Различают четыре типа нуклеотидов: А, Т, Г, Ц. Белок – цепь из последовательно расположенных аминокислот. Каждой аминокислоте в молекуле белка соответствует сочетание их трех последовательно расположенных в цепи ДНК нуклеотидов – триплет. Информация, заключенная в молекулах ДНК называется генетической. Участок молекулы ДНК, кодирующий информацию о первичной структуре одного белка называется геном. I этап. - Переписывание информации с молекулы ДНК на молекулу и-РНК – транскрипция. - и-РНК переходят из ядра в цитоплазму. - в цитоплазме и-РНК присоединяется к рибосоме. - т-РНК транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка. Рисунок 2. Раскручивание ДНК II этап. Передача информации для сборки аминокислот в полипептидную цепь в соответствии с и-РНК – трансляция. Образуется полипептидная цепь – молекула белка. Рисунок 3. Трансляция Рисунок 4. Биосинтез белка 3. Физминутка 4. Практическая работа №4 «Решение задач по молекулярной биологии» Решить задачу. Фрагмент кодирующей полинуклеотидной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АААГЦТАЦЦГЦАААТГЦГ. Определите последовательность нуклеотидов и последовательность кодонов в и – РНК, синтезируемой на указанном фрагменте. Решение задач (раздаточный материал). Оформление работ обучающихся в тетрадях. Вывод по уроку записывают в тетради: Наследственная информация о строении молекул белков зашифрована в ДНК определённым сочетанием нуклеотидов. Информация об одной аминокислоте – триплетом, о строении одной молекулы белка – геном. Она переписывается на и-РНК и поступает в рибосомы. IV. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок Задание на дом: §31 Написать небольшой рассказ на тему «Биосинтез белков» с использованием терминов: ДНК, и-РНК, т-РНК, р-РНК, ядро, цитоплазма, рибосомы, аминокислоты, ферменты, АТФ, полипептидная цепь. Тест (раздаточный материал) 1. Каким количеством нуклеотидов кодируется каждая аминокислота? а) одним нуклеотидом; б) тремя нуклеотидами; в) пятью нуклеотидами. 2. Генетический код – это последовательность а) аминокислот в молекуле белка; б) нуклеотидов в молекуле ДНК; в) нуклеотидов в молекуле т-РНК. 3. Участок ДНК, содержащий информацию о последовательности аминокислот в одной полипептидной цепи называется а) генетический код; б) ген; в) триплет. 4. Особенности реакций пластического обмена: а) протекает с поглощением энергии; б) конечные продукты – белки и полисахариды; в) исходные вещества – аминокислоты и глюкоза; г) реакции протекают с выделением энергии. 5. Молекула ДНК зашифрована а) четырехбуквенным кодом; б) трехбуквенным кодом; в) пятибуквенным кодом; г)шестибуквенным кодом.
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx