МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №29 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Тема: Процессы синтеза в живых клетках Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: Урок № 4 «Молекулярный уровень жизни» Цель урока: ознакомить с процессами синтеза в живых клетках. Задачи урока: Образовательные: сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов- фотосинтезе, представление о световой и темновой фазах фотосинтеза. Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. Развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, применять знания для решения биологических задач. Планируемые результаты: Предметные: Давать определение понятий «биосинтез», «фотосинтез»; характеризовать процессы происходящие в световой и темновой фазе фотосинтеза. Личностные: Познавательный интерес к биологии. Осознание взаимосвязанности и взаимообусловленности процессов, протекающих в живых клетках. Умение применять полученные знания в практической деятельности. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: Умение действовать по предложенному плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия. Коммуникативные: Умение слушать одноклассников и учителя, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблицы с изображением растительной клетки, световой и темновой фаз фотосинтеза Содержание урока I. Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Проверка знаний 1.Решение задачи В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок. Решение: белок состоит из 30 аминокислот; 30 аминокислот кодируют 30 триплетов; количество нуклеотидов в гене: 30 умножить на 3 =90. (Можно предложить ряд подобных задач) 2. Письменный ответ по карточке (индивидуально) Охарактеризуйте роль различных видов РНК в биосинтезе Сравните функции РНК иДНК в клетке Чем отличается ДНК эукариот от ДНК прокариот? И др. III. Изучение нового материала 1.История открытия фотосинтеза. 17 век. - Ван Гельмонт (масса вербы за 5 лет увеличилась на74,4 кг, а масса грунта убыла на 57г). 1771г. - Джозеф Пристли (растения исправляют воздух). 1778г. – Я. Ингенхауз (растения это делают только на свету). Почему? 1903г. – К.А. Тимирязев открыл процесс фотосинтеза «…это процесс создания органических веществ из углекислого газа и воды в зеленых частях растений под действием солнечного света». 2. Понятие фотосинтеза. При биосинтезе белка полимерная молекула строится из готовых мономеров - аминокислот, уже имеющихся в клетке. Этот процесс осуществляется за счет внутренней энергии клетки - АТФ. Биосинтез углеводов идет иначе, В клетках растений мономеры углеводов - моносахариды - образуются из неорганических веществ (углекислого газа и воды). Осуществляется этот процесс с помощью энергии света, поступающей в клетку из внешней среды. Этот процесс называется фотосинтезом. Созданные в клетке моносахариды (глюкоза, фруктоза) как первичные продукты фотосинтеза используются затем для биосинтеза различных полисахаридов, сложных белковых соединений, жирных кислот, нуклеиновых кислот и многих других органических соединений. Фотосинтез - процесс, важный для всего живого населения планеты. Он происходит в клетках зеленых растений с помощью пигментов (хлорофилла и других), находящихся в пластидах. Хлоропласты - органоиды, которые благодаря пигменту хлорофиллу окрашены в зеленый цвет. Фотосинтез - сложный многоступенчатый процесс. Начало ему задает свет. Фотосинтез включает в себя две стадии: световую и темновую. 3. Световая фаза фотосинтеза. Под действием энергии света молекулы хлорофилла возбуждаются и теряют электроны. Часть электронов, захваченных ферментами, способствует образованию АТФ путем присоединения остатка фосфорной кислоты к АДФ. Другая часть электронов принимает участие в расщеплении воды на молекулярный кислород, ионы водорода и электроны. Образовавшийся при расщеплении воды ион водорода с помощью электронов присоединяется к веществу, способному транспортировать его в пределах хлоропласта. Таким веществом является сложное органическое соединение из группы ферментов НАДФ. Присоединив водород, НАДФ восстанавливается до НАДФ • Н. В такой химической связи запасается энергия, и этим заканчивается первая стадия фотосинтеза. Участие света здесь является обязательным условием. Поэтому данную стадию и называют световой. Кислород, образующийся на первой стадии фотосинтеза как побочный продукт расщепления воды, выводится наружу или используется клеткой для дыхания. Таким образом, световые реакции фотосинтеза помимо молекулярного кислорода дают два богатых энергией соединения - АТФ и НАДФ • Н. 4. Темновая фаза фотосинтеза. Здесь используются продукты, образовавшиеся в световой фазе. С их помощью происходит преобразование углекислого газа в простые углеводы - моносахариды. Их создание идет путем большого количества реакций восстановления СО2 за счет энергии АТФ и восстановительной возможности НАДФ • Н. В результате этих реакций образуются молекулы глюкозы С6Н12О6, из которых путем полимеризации создаются полисахариды - целлюлоза, крахмал. Поскольку эти реакции идут без участия света, их называют темновой фазой. Световая фаза проходит на внутренней мембране хлоропласта - в тилакоидах, а темновая - в строме хлоропласта. На скорость фотосинтеза влияют внешние условия среды: интенсивность освещения, концентрация углекислого газа и температура. Если эти параметры достигают оптимальных величин, происходит усиление фотосинтеза. Благодаря фотосинтезу 1-1,5 % энергии Солнца, получаемой зелеными растениями, запасается в органических молекулах. 5. Значение фотосинтеза. Сообщения учащихся о значении фотосинтеза (это было д/з) Самостоятельная работа с учебником. Заполнить таблицу. Физминутка IV. Закрепление Используя плакат: 1. Охарактеризуйте этапы цикла Кальвина в темновой фазе фотосинтеза. 2. Какие превращения происходят во время световой фазы фотосинтеза, что является её результатом? Тест "Фотосинтез" (индивидуально каждому ученику) 1. Световая фаза фотосинтеза протекает: на мембране хлоропластов в гранах хлоропластов в тилакойдах хлоропластов в строме хлоропластов 2. Темновая фаза фотосинтеза протекает: на мембране хлоропластов в гранах хлоропластов в тилакойдах хлоропластов в строме хлоропластов 3. Фотолиз воды как часть фотосинтеза протекает: на мембране хлоропластов в гранах хлоропластов в тилакойдах хлоропластов в строме хлоропластов 4. Хлоропласты имеют свою ДНК, так же как и: аппарат Гольджи лизосома митохондрия вакуоль 5. В процессе фотосинтеза кислород образуется в результате: разложения углекислого газа разложения глюкозы дыхания клетки фотолиза воды 6. Суммарное уравнение фотосинтеза: 6СO2 + 6H2O -> C6H12O6 + 6O2 6CO2 + 6H2 = C6H12O6 2H2O = 4H+ + 4e- + O2 C6H12O6 = 2C2H5OH + CO2 7. Значение фотосинтеза для растений: обеспечение организма питательными веществами дыхание окисление органических веществ усвоение углекислого газаа 8. В процессе фотосинтеза происходит: образование неорганических веществ из органических образование органических веществ из неорганических переработка одних органических веществ в другие утилизация органических веществ 9. В результате световой фазы фотосинтеза образуется: молекулы АТФ глюкоза углекислый газ и вода промежуточное вещество - пировиноградная кислота 10. В процессе фотосинтеза участвуют ферменты, находящиеся: на мембране хлоропластов в гранах хлоропластов в тилакойдах хлоропластов в строме хлоропластов V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок Задание на дом: §30, вопрос 4 с.187
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx