МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №28 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Тема: Структура и функции нуклеиновых кислот Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: Урок № 3 «Молекулярный уровень жизни» Цель урока: ознакомить с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями; выяснить особенности строения и функций НК , как биополимеров: локализацию этих соединений в клетке. Дать понятие о свойствах генетического кода. Отработать практические умения применять знания об особенностях строения НК, свойствах генетического кода. Задачи урока: Образовательные: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплиментарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе. Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. Развивающие: развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.); развивать интеллектуальные умения (научить логически, мыслить, поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК) Планируемые результаты: Предметные: Описывать историю открытия нуклеиновых кислот и особенности строения молекул ДНК и РНК. Объяснять значение, сравнивать особенности строения и выполняемых функций ДНК и РНК. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют. Конструировать вторую цепочку ДНК или РНК, опираясь на знания принципа комплементарности. Личностные: Познавательный интерес к биологии. Понимание значимости особенностей строения и значения молекул нуклеиновых кислот для науки. Определение жизненных ценностей. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: Умение действовать по предложенному плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия. Коммуникативные: Умение слушать, объяснять смысл понятий, высказывать свою точку зрения, осуществлять рефлексию своей деятельности. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, пространственная модель ДНК , плакат «Строение нуклеиновых кислот». Содержание урока I. Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Тестовая проверка знаний о строении и функциях белков с последующей самопроверкой ответов. № 1 вариант 2 вариант 1 В состав белков входят элементы:.. Мономерами белков являются… 2 Всего в белках имеется … видов аминокислот. Основная связь между мономерами белка -…. 3 Вторичная структура белка в виде … Первичная структура белка в виде цепочки… 4 Восстановление природной структуры белка называется…; Разрушение природной структуры белка называется… 5 Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию. Антитела выполняют … функцию Правильные ответы № 1 вариант 2 вариант 1 В состав белков входят элементы N,С,О,Н Мономерами белков являются аминокислоты 2 Всего в белках имеется 20 видов аминокислот Основная связь между мономерами белка - пептидная 3 Вторичная структура белка в виде спирали Первичная структура белка в виде цепочки аминокислот 4 Восстановление природной структуры белка называется ренатурация Разрушение природной структуры белка называется денатурация 5 Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют каталитическую функцию Антитела выполняют защитную функцию Оценивается по 5-ти бальной системе. III. Изучение нового материала - Ребята, обратите внимание на слайд (Слайд №1-2) . Какая связь между темой нашего урока и данным рисунком? -Что вы знаете о нуклеиновых кислотах? 1. Сравнительная характеристика ДНК и РНК (работа с учебником) (Слайд №3) -Почему они получили такое название? -Дайте определение. Нуклеиновые кислоты – это полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. -Рассмотрим строение нуклеотида. Каждый нуклеотид содержит: 1 молекула фосфорной кислоты 1 молекула сахара Дезоксирибоза или Рибоза Одно из четырех азотистых оснований: Аденин. Гуанин. Цитозин. Тимин у ДНК, вместо Тимина Урацил у РНК. -Как нуклеотиды соединяются между собой? Фосфоэфирные связи между Сахаром одного нуклеотида и Фосфатом следующего. 2. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу Признаки ДНК РНК Строение макромолекулы Двойной неразветвленный линейный полимер, свернутый правозакрученной спиралью Одинарная полинуклеотидная цепочка Азотистое основание пуриновые: аденин, гуанин, пиримидиновые — тимин, цитозин пуриновые: аденин, гуанин, пиримидиновые —урацил, цитозин Сахар дезоксирибоза рибоза Свойства Способна к самоудвоению по принципу комплементарности (дополнительности) А = Т, Т = А, Г = Ц, Ц= Г. Стабильна Не способна к самоудвоению. Лабильна. (Генетическая РНК вирусов способна к редупликации) Функции Хранение и передача наследственной информации Каждый вид РНК выполняет специфическую функцию 3. Обсуждение таблицы, работа с моделью и таблицей. 4. Репликация ДНК. слайды ( 7) Просмотр анимационного фильма. Молекулы ДНК обладают поразительным свойством, не присущим ни одной другой из известных молекул, - способностью к удвоению. Что представляет собой процесс удвоения? Вы помните, что двойная спираль ДНК построена по принципу комплементарности (см. рис.). Этот же принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК. С помощью специальных ферментов водородные связи, скрепляющие нити ДНК, разрываются, нити расходятся, и к каждому нуклеотиду каждой из этих нитей последовательно пристраиваются комплементарные нуклеотиды. Разошедшиеся нити исходной (материнской) молекулы ДНК являются матричными - они задают порядок расположения нуклеотидов во вновь синтезируемой цепи. В результате действия сложного набора ферментов происходит соединение нуклеотидов друг с другом. При этом образуются новые нити ДНК, комплементарные каждой из разошедшихся цепей (рис. ). Таким образом, в результате удвоения создаются две двойные спирали ДНК (дочерние молекулы), каждая из них имеет одну нить, полученную от материнской молекулы, и одну нить, синтезированную вновь. Дочерние молекулы ДНК ничем не отличаются друг от друга и от материнской молекулы. При делении клетки дочерние молекулы ДНК расходятся по двум образующимся клеткам, каждая из которых вследствие этого будет иметь ту же информацию, которая содержалась в материнской клетке. Так как гены - это участки молекул ДНК, то две дочерние клетки, образующиеся при делении, имеют одинаковые гены. Каждая клетка многоклеточного организма возникает из одной зародышевой клетки в результате многократных митотических делений, поэтому все клетки организма имеют одинаковый набор генов. Случайно возникшая ошибка в гене зародышевой клетки будет воспроизведена в генах миллионов ее потомков. Вот почему все эритроциты больного серповидноклеточной анемией имеют одинаково «испорченный» гемоглобин. Дети, больные анемией, получают «испорченный» ген от родителей через их половые клетки. Информация, заключенная в ДНК клеток (генетическая информация), передается не только из клетки в клетку, но и от родителей к детям. Ген является единицей генетической, или наследственной, информации. Трудно, глядя на типографскую матрицу, судить о том, хорошая или плохая книга будет по ней напечатана. Невозможно судить и о качестве генетической информации по тому, «хороший» или «плохой» ген получили потомки по наследству, до тех пор, пока на основе этой информации не будут построены белки и не разовьется целый организм. 5. Решение задач Одна нить ДНК имеет следующую последовательность: АЦЦГАТАТГЦГТ Достроить по принципу комплиментарности 2 нить Показать процесс репликации 1 вариант: АЦЦГАТАТГЦГТ 2 вариант: ГЦГААТГТАГАЦ 6. Виды РНК и их функции (Слайд №8-9)( самостоятельная работа с текстом) и-РНК - информационная — передает код наследственной информации о первичной структуре белковой молекулы, могут состоять из 300-30000 нуклеотидов р –РНК - рибосомальная — входит в состав рибосом; на ее долю приходится 80-90% РНК цитоплазмы , её молекулы относительно невелики и состоят из 3 -5 тысяч нуклеотидов тРНК – транспортная— переносит аминокислоты к рибосомам, включают 76-85 нуклеотидов, митохондриальная и пластидная — входят в состав рибосом этих органелл 7. Генетический код ( Объяснение учителя) - Как устроены нуклеиновые кислоты мы с вами выяснили. А сейчас нам необходимо выяснить, что представляет собой наследственная информация и каков механизм ее передачи - Наследственная информация – это информация о первичной структуре молекулы белка (Все свойства живых организмов обусловлены их белками) - Основное положение молекулярной биологии утверждает, что перенос генетической информации может происходить от ДНК через и-РНК к белку, то есть по схеме: ДНК → и-РНК → белок. Для перевода последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК и и-РНК в последовательность аминокислот в синтезируемой молекуле белка используется специальный генетический код. Генетический код - это последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК, определяющая последовательность расположения аминокислот в молекуле белка Ген – это отрезок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке Код - триплет нуклеотидов ДНК, кодирующих одну аминокислоту Кодон - триплет нуклеотидов и РНК, комплиментарный триплету ДНК Антикодон - триплет нуклеотидов т- РНК, который взаимодействует с комплиментарным кодоном и-РНК и передает соответствующую аминокислоту 8.Работа с таблицей “Генетический код” IV. Закрепление Заполнить таблицу № 1 вариант 2 вариант 1 Сколькими триплетами кодируются аминокислоты: серин, треонин Сколькими триплетами кодируются аминокислоты: лейцин, валин 2 Укажите стартовый триплет Укажите триплеты терминации 3 Какую аминокислоту способна транспортировать т-РНК, имеющая следующий антикодон: ЦЦЦ Какие аминокислоты кодируются только одним триплетом? 4 Каким из указанных триплетов может быть прекращен синтез полипептидной цепи? а) ГАУ; б) ААГ; в) УАА; г) АГУ. Если антикодон т-РНК состоит из триплета АУА, то из какой аминокислоты будет синтезироваться белок? а) из цистеина; б) из триптофана; в) из тирозина; г) из фенилаланина. 5 Последовательность нуклеотидов во фрагменте и РНК следующая: УУЦУУАЦЦЦЦАУ. Определите последовательность аминокислот в белке, пользуясь таблицей генетического кода. Последовательность нуклеотидов во фрагменте и РНК следующая: ЦГЦААЦГГУУУЦ. Определите последовательность аминокислот в белке, пользуясь таблицей генетического кода. Ответы № 1 вариант 2 вариант 1 6 и 4 6 и 4 2 АУГ УАА, УАГ, УГА 3 глицин метионин и триптофан 4 в в 5 Фен-лей-про-гис Арг-асн-гли-фен V. Подведение итогов. Рефлексия Задание на дом: §29, вопросы с.184, сообщение К.А.Тимирязев, «Значение фотосинтеза»
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx