Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 28 Структура и функции нуклеиновых кислот

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №28
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Структура и функции нуклеиновых кислот
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 3 «Молекулярный уровень жизни»      Цель урока: ознакомить с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями; выяснить особенности строения и функций НК , как биополимеров: локализацию этих соединений в клетке. Дать понятие о свойствах генетического кода. Отработать практические умения применять знания об особенностях строения НК, свойствах генетического кода.
    Задачи урока:  
    Образовательные: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплиментарности в ДНК; 
    раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе. 
    Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. 
    Развивающие: развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.); развивать интеллектуальные умения (научить логически, мыслить, поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК) 
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
      Описывать историю открытия нуклеиновых кислот и особенности строения молекул ДНК и РНК.  Объяснять значение, сравнивать особенности строения и выполняемых функций ДНК и РНК. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют. Конструировать вторую цепочку ДНК или РНК, опираясь на знания принципа комплементарности.       
    Личностные: 
    Познавательный интерес к биологии. Понимание значимости особенностей строения и значения молекул нуклеиновых кислот для науки. Определение жизненных ценностей. 
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
     Регулятивные:
    Умение действовать по предложенному плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия.
     Коммуникативные: 
    Умение слушать, объяснять смысл понятий, высказывать свою точку зрения, осуществлять рефлексию своей деятельности.
    Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, пространственная модель ДНК , плакат «Строение нуклеиновых кислот».
    Содержание урока 
    I. Организационный  момент
    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 
    II. Тестовая проверка знаний о строении и функциях белков с последующей самопроверкой ответов.  
    
    №
    1 вариант
    2 вариант
    1
    В состав белков входят элементы:..
    Мономерами белков являются…
    2
    Всего в белках  имеется … видов  аминокислот.
    Основная связь между мономерами белка -….
    3
     Вторичная структура белка в виде …
    Первичная структура белка в виде цепочки…
    4
    Восстановление природной структуры белка называется…;
    Разрушение природной структуры белка называется…
    5
     Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию.
     Антитела выполняют … функцию
    Правильные ответы
    №
    1 вариант
    2 вариант
    1
    В состав белков входят элементы N,С,О,Н
    Мономерами белков являются аминокислоты
    2
     Всего в белках  имеется 20 видов  аминокислот
    Основная связь между мономерами белка - пептидная
    3
     Вторичная структура белка в виде спирали
    Первичная структура белка в виде цепочки аминокислот
    4
     Восстановление природной структуры белка называется ренатурация
     Разрушение природной структуры белка называется денатурация
    5
     Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют каталитическую функцию
     Антитела выполняют защитную функцию
    Оценивается по 5-ти бальной системе.
    
    III. Изучение нового материала
    - Ребята, обратите внимание на слайд (Слайд №1-2) . Какая связь между темой нашего урока и данным рисунком?
    -Что вы знаете о нуклеиновых кислотах?
    1. Сравнительная характеристика ДНК и РНК (работа с учебником) (Слайд №3)
    -Почему они получили такое название?
    -Дайте определение.  Нуклеиновые кислоты – это полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.
    -Рассмотрим строение нуклеотида.
    Каждый нуклеотид содержит:
    1 молекула фосфорной кислоты
    1 молекула сахара Дезоксирибоза или Рибоза
    Одно из четырех азотистых оснований: Аденин. Гуанин. Цитозин. Тимин у ДНК, вместо Тимина Урацил у РНК.
    -Как нуклеотиды соединяются между собой?  Фосфоэфирные связи между Сахаром одного нуклеотида и Фосфатом следующего.
    2. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу
    
    Признаки
    ДНК
    РНК
    
    Строение макромолекулы
    Двойной неразветвленный линейный полимер, свернутый правозакрученной спиралью
    Одинарная полинуклеотидная цепочка
    
    Азотистое основание
    пуриновые: аденин, гуанин, пиримидиновые — тимин, цитозин
    пуриновые: аденин, гуанин, пиримидиновые —урацил, цитозин
    Сахар
    дезоксирибоза
    рибоза
    Свойства
    Способна к самоудвоению по принципу комплементарности (дополнительности)
    А = Т, Т = А,
    Г = Ц, Ц= Г. Стабильна
    Не способна к самоудвоению.
    
    Лабильна.
    
    (Генетическая РНК вирусов способна к редупликации)
    Функции
    Хранение и передача наследственной информации
    Каждый вид РНК выполняет специфическую функцию
    3. Обсуждение таблицы, работа с моделью и таблицей.
    4. Репликация ДНК.  слайды ( 7)
        Просмотр анимационного фильма.
    Молекулы ДНК обладают поразительным свойством, не присущим ни одной другой из известных молекул, - способностью к удвоению. Что представляет собой процесс удвоения? Вы помните, что двойная спираль ДНК построена по принципу комплементарности (см. рис.). Этот же принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК. С помощью специальных ферментов водородные связи, скрепляющие нити ДНК, разрываются, нити расходятся, и к каждому нуклеотиду каждой из этих нитей последовательно пристраиваются комплементарные нуклеотиды. Разошедшиеся нити исходной (материнской) молекулы ДНК являются матричными - они задают порядок расположения нуклеотидов во вновь синтезируемой цепи. В результате действия сложного набора ферментов происходит соединение нуклеотидов друг с другом. При этом образуются новые нити ДНК, комплементарные каждой из разошедшихся цепей (рис. ).
    Таким образом, в результате удвоения создаются две двойные спирали ДНК (дочерние молекулы), каждая из них имеет одну нить, полученную от материнской молекулы, и одну нить, синтезированную вновь.
    Дочерние молекулы ДНК ничем не отличаются друг от друга и от материнской молекулы. При делении клетки дочерние молекулы ДНК расходятся по двум образующимся клеткам, каждая из которых вследствие этого будет иметь ту же информацию, которая содержалась в материнской клетке. Так как гены - это участки молекул ДНК, то две дочерние клетки, образующиеся при делении, имеют одинаковые гены.
    Каждая клетка многоклеточного организма возникает из одной зародышевой клетки в результате многократных митотических делений, поэтому все клетки организма имеют одинаковый набор генов. Случайно возникшая ошибка в гене зародышевой клетки будет воспроизведена в генах миллионов ее потомков. Вот почему все эритроциты больного серповидноклеточной анемией имеют одинаково «испорченный» гемоглобин. Дети, больные анемией, получают «испорченный» ген от родителей через их половые клетки. Информация, заключенная в ДНК клеток (генетическая информация), передается не только из клетки в клетку, но и от родителей к детям. Ген является единицей генетической, или наследственной, информации.
    Трудно, глядя на типографскую матрицу, судить о том, хорошая или плохая книга будет по ней напечатана. Невозможно судить и о качестве генетической информации по тому, «хороший» или «плохой» ген получили потомки по наследству, до тех пор, пока на основе этой информации не будут построены белки и не разовьется целый организм.
    
    5. Решение задач
    Одна нить ДНК имеет следующую последовательность: АЦЦГАТАТГЦГТ
                              Достроить по принципу комплиментарности 2 нить
                              Показать процесс репликации
    
     1 вариант: АЦЦГАТАТГЦГТ 
     2 вариант: ГЦГААТГТАГАЦ
    
    6. Виды РНК и их функции (Слайд №8-9)( самостоятельная работа с текстом)
    и-РНК - информационная — передает код наследственной информации о первичной структуре белковой молекулы, могут состоять из 300-30000 нуклеотидов
    р –РНК - рибосомальная — входит в состав рибосом; на ее долю приходится 80-90% РНК цитоплазмы , её молекулы относительно невелики и состоят из 3 -5 тысяч нуклеотидов
    тРНК – транспортная— переносит аминокислоты к рибосомам, включают 76-85 нуклеотидов, митохондриальная и пластидная — входят в состав рибосом этих органелл
    
    7. Генетический код ( Объяснение учителя)  
    - Как устроены нуклеиновые кислоты мы с вами выяснили. А сейчас нам необходимо выяснить, что представляет собой наследственная информация и каков механизм ее передачи
    - Наследственная информация – это информация о первичной структуре молекулы белка (Все свойства живых организмов обусловлены их белками)
    - Основное положение молекулярной биологии утверждает, что перенос генетической информации может происходить от ДНК через и-РНК к белку, то есть по схеме:
    ДНК → и-РНК → белок.
    Для перевода последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК и и-РНК в последовательность аминокислот в синтезируемой молекуле белка используется специальный генетический код.
    Генетический код  - это последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК, определяющая последовательность расположения аминокислот в молекуле белка
    Ген – это отрезок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке
    Код - триплет нуклеотидов ДНК, кодирующих одну аминокислоту 
    Кодон - триплет нуклеотидов и РНК, комплиментарный триплету ДНК
    Антикодон - триплет нуклеотидов т- РНК, который взаимодействует с комплиментарным кодоном и-РНК и передает соответствующую аминокислоту
    
    8.Работа с таблицей “Генетический код”
    
    IV. Закрепление
    Заполнить таблицу
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    №
    1 вариант
    2 вариант
    1
    Сколькими триплетами кодируются аминокислоты: серин, треонин
    Сколькими триплетами кодируются аминокислоты: лейцин, валин
    2
     Укажите стартовый триплет
    Укажите триплеты терминации
    3
    Какую аминокислоту способна транспортировать т-РНК, имеющая следующий антикодон: ЦЦЦ	
     Какие аминокислоты кодируются только одним триплетом?
    
    4
    Каким из указанных триплетов может быть прекращен синтез полипептидной цепи?
    
    а) ГАУ; б) ААГ; в) УАА; г) АГУ.	
    
     Если антикодон т-РНК состоит из триплета АУА, то из какой аминокислоты будет синтезироваться белок?
    
    а) из цистеина; б) из триптофана; в) из тирозина; г) из фенилаланина.
    5
    Последовательность нуклеотидов во фрагменте и РНК следующая: УУЦУУАЦЦЦЦАУ. Определите последовательность аминокислот в белке, пользуясь таблицей генетического кода.
    Последовательность нуклеотидов во фрагменте и РНК следующая: ЦГЦААЦГГУУУЦ. Определите последовательность аминокислот в белке, пользуясь таблицей генетического кода.
    
    Ответы 
    №
    1 вариант	
    
    2 вариант
    1
    6 и 4
    6 и 4
    2
     АУГ
     УАА, УАГ, УГА
    3
     глицин
    метионин и триптофан
    4
    в
    в
    5
    Фен-лей-про-гис
    Арг-асн-гли-фен
    
    
    V. Подведение итогов. Рефлексия
    Задание на дом: §29, вопросы  с.184, сообщение К.А.Тимирязев, «Значение фотосинтеза»
     

    Автор(ы): Ломова О. В.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx