МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №26
Предмет: биология
Класс: 11
УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012
Уровень обучения: базовый
Тема: Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: Урок № 1 «Молекулярный уровень жизни»
Цель урока: формирование знаний о молекулярном уровне организации материи, и химическом составе клетки.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть понятие молекулярный уровень,
дать общую характеристику молекулярному уровню организации, определить роль изучения молекулярного уровня в биологии.
Воспитательные: формировать интерес к биологии и познанию мира.
Развивающие: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление, развивать умения применять теоретические знания на практике.
Планируемые результаты:
Предметные:
Различать уровни организации живой материи. Характеризовать процессы протекающие на молекулярном уровне. Объяснять основные понятия: микро- и макроэлементы; особенности химического состава клетки.
Личностные:
Представление об иерархичности уровней организации живой материи. Осознание важности приобретения знаний в области биологии.
Познавательные:
Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные:
Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме.
Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Уровни организации живого»
Содержание урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Проверка и актуализация знаний
1. Что такое химический элемент?
2. Что называется атомом и молекулой?
3. Какие органические вещества вам известны? (Фронтальная беседа с обучающимися)
III. Изучение нового материала
Какие вещества называются биополимерами? (ответы обучающихся)
Изучая живые организмы, вы узнали, что они состоят из тех же химических элементов, что и неживые. В настоящее время известно более 100 элементов, большинство из них встречается в живых организмах. К самым распространенным в живой природе элементам следует отнести углерод, кислород, водород и азот.
Основой всех органических соединений служит углерод. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по химическому составу, строению, длине и форме. Из групп атомов образуются молекулы, а из последних — сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, получили название биологические полимеры, или биополимеры.
Вы уже знакомы с уровнями организации живой материи. Как вы думаете, какой уровень можно рассматривать как первичную основу жизни? (ответы обучающихся)
Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Изучив материалы главы, вы сумеете охарактеризовать:
основные свойства молекулярного уровня проявления жизни;
значение молекулярного структурного уровня организации в живой природе;
основу матричного принципа процессов биосинтеза;
основные этапы и значение реакций синтеза и расщепления органических веществ в клетке.
Тема урока: «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе».
Мы разберем как он устроен и чем представлен.
Как вы думаете, что мы будем изучать на молекулярном уровне?
(Обучающиеся записывают в тетрадь основные сведения с объяснениями учителя).
Любое живое существо, каким бы сложным строением оно ни обладало, состоит из биомолекул — нуклеиновых кислот, белков и других органических веществ. Начиная с молекулярного уровня проявляются специфические свойства жизни — обмен веществ и энергии, передача наследственной информации. Молекулярный уровень - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов.
Молекулярный уровень представлен в организме биологическими молекулами. Все эти молекулы принимают участие в обмене веществ в организме, являются строительным материальном, выполняют различные функции (в том числе сохранение и передача наследственной информации) и дают энергию для жизнедеятельности организма.
Молекулярный уровень состоит из следующих соединений:
1. Макромолекул;
2. Биополимеров;
3. Полимеров;
4. Мономеров;
Макромолекула — молекула с высокой молекулярной массой, структура которой представляет собой многократные повторения звеньев, образованных из молекул малой молекулярной массы (АТФ, ДНК, хлорофилл).
Биополимеры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие в состав живых организмов. (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, лигнин). Биополимеры состоят из схожих звеньев — мономеров.
Мономер — это небольшая молекула, которая может образовать химическую связь с другими мономерами и составить полимер.
Полимер - высокомолекулярное вещество, образованное длинными цепями более мелких молекул, называемых мономерами.
(Обучающиеся зарисовывают строение полимеров и мономеров в тетрадь).
Образующие в организме молекулы разделяют на несколько видов:
1. Макроэлементы - это элементы, которые содержатся в организме человека в относительно больших количествах. К ним относятся натрий, кальций, магний, калий, хлор, фосфор, сера, азот, углерод, кислород, водород.
2. Микроэлементы - это элементы, которые содержатся в нашем организме в средних количествах. Группу этих элементов составляют железо, йод, медь, марганец, фтор, алюминий, цинк, кремний, бром, ванадий.
3. Ультраэлементы – это элементы, которые содержаться в организме человека в очень малых количествах. К ним относятся: серебро, свинец, золото, радий, рубидий, уран, ртуть.
Значение молекулярного уровня жизни.
На молекулярном уровне организации живой материи осуществляется важнейший процесс жизни — превращение лучистой энергии Солнца в химическую, запасаемую в жирах, углеводах и других химических соединениях. Энергия, запасённая в органических веществах в макроэнергетических связях АТФ, становится биологически доступной для всех живых организмов, особенно для гетеротрофов.
На молекулярном структурном уровне жизни происходит включение всевозможных химических элементов Земли в различные химические соединения, участвующие в обменных процессах. Кроме того, именно на этой ступени организации живой материи возникают биологические системы из внутриклеточных элементов (химических веществ), обеспечивающих синтезирование таких сложных и очень значимых молекул живого вещества, из которых затем в клетке образуются важнейшие надмолекулярные структуры: цитоплазма биологическая мембрана, ядро и органоиды. Здесь также появляются биосистемы обеспечения биохимических процессов жизнедеятельности энергией — преобразования и запасания солнечной энергии, высвобождения запасённой энергии путём расщепления органических веществ.
Какой можно сделать вывод по уроку?
Преобразование солнечной энергии, создание живого вещества, кодирование информации, обеспечение генетической преемственности и устойчивости молекулярных структур в поколениях — основная роль молекулярного уровня жизни в биосфере.
Физминутка
IV. Закрепление
Самостоятельная работа в тетрадях. Заполнить таблицу «Молекулярный уровень»
Компоненты
Основные процессы
Науки, ведущие исследования на этом уровне
Взаимопроверка и показ слайда с ответами
Вопросы к обучающимся:
1. Перечислите известные вам химические элементы, которые входят в состав молекул, имеющихся в клетке.
2. Сравните структурные компоненты молекулярного и клеточного структурных уровней организации жизни.
3. Составьте правильную последовательность уровней организации жизни от молекулярного до биосферного: 1) тканевый; 2) биосферный; 3) популяционный; 4) молекулярный; 5) видовой; 6) органный; 7) клеточный; 8) биоценотический; 9) организменный.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.
Задание на дом: §27 , тест по теме «Молекулярный уровень жизни»
Тест по теме: "Молекулярный уровень жизни"
1.Сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует…
А - о материальном единстве живой и неживой природы
Б - о зависимости живой природы от неживой
В - о изменении живой природы под влиянием факторов среды
Г - о их сложном химическом составе
2.На каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой?
А - на тканевом
Б - на молекулярном
В - на клеточном
Г - на атомном
3.Необходимим для всех химических реакций веществом в клетке, играющим роль растворителя большинства веществ, является…
А - поленуклеотид
Б - полипептид
В - вода
Г - полисахарид
4.Вода составляет значительную часть клетки, она…
А - регулирует процессы жизнедеятельности
Б - обеспечивает клетку энергией
В - придает клетке упругость
Г - способствует делению клетки
5.Какую долю в среднем составляет в клетке вода?
А - 80% В - 1% Б - 20%
6.Вещества, хорошо растворимые в воде называются:
А - гидрофильные В - амфифильные Б - гидрофобные
7.Какие ионы обеспечивают проницаемость клеточных мембран?
А - Ca2+ Б - Na+ K+ Cl- В - Zn2+ Г- Mg2+
8.В состав какого жизненно важного соединения входит железо?
А - хлорофилла Б - гемоглобина В – ДНК Г - РНК
9.Какое химическое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке?
А - белок Б - АТФ В – NaCl Г - Жир
10.Как называется органическое вещество, в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н, выполняющее энергетическую и строительную функцию?
А - нуклеиновая кислота Б - углевод В – белок Г - АТФ
11.Какие углеводы относятся к полимерам?
А - моносахариды Б - дисахариды В - полисахариды
12.К группе моносахаридов относят:
А – глюкозу Б – сахарозу В - целлюлозу
13.Какие из углеводов нерастворимы в воде?
А - глюкоза, фруктоза Б - рибоза, дезоксирибоза В - крахмал
14.Какие полисахариды характерны для живой клетки?
А - целлюлоза Б – крахмал В - гликоген, хитин
15.Молекулы жиров образуются:
А - из глицерина, высших карбоновых кислот В - из глюкозы
Б - из аминокислот, воды Г - из этилового спирта, высших карбоновых кислот
16.Жиры выполняют в клетке функцию:
А - транспортную В - энергетическую
Б - каталитическую Г - информационную
17.К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?
А - гидрофильным Б - гидрофобным
Ответы:
1.1-а
1.2-г
1.3-в
1.4-в
1.5-а
1.6-а
1.7-б
1.8-б
1.9-в
1.10-б
1.11-в
1.12-а
1.13-в
1.14-в
1.15-а
1.16-в
1.17-б
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx