Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 26 Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе

Текст урока

  • Конспект

      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №26
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 1 «Молекулярный уровень жизни»
    Цель урока: формирование знаний о молекулярном уровне организации материи, и химическом составе клетки.
    Задачи урока:  
    Образовательные: раскрыть понятие молекулярный уровень,
    дать общую характеристику молекулярному уровню организации, определить роль изучения молекулярного уровня в биологии.
    Воспитательные: формировать интерес к биологии и познанию мира.
    Развивающие: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление,   развивать умения применять теоретические знания на практике.
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
     Различать уровни организации живой материи. Характеризовать процессы протекающие на молекулярном уровне. Объяснять основные понятия: микро- и макроэлементы; особенности химического состава клетки.       
    Личностные: 
    Представление об иерархичности уровней организации живой материи. Осознание важности приобретения знаний в области биологии.         
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
     Регулятивные:
    Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности.
     Коммуникативные: 
    Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме.
    Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Уровни организации живого» 
    
    Содержание урока 
    I. Организационный  момент
    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 
         
    
    
    
     II. Проверка и актуализация знаний 
    1.    Что такое химический элемент?
    2.    Что называется атомом и молекулой?
    3.    Какие органические вещества вам известны? (Фронтальная беседа с обучающимися)
    III. Изучение нового материала
          Какие вещества называются биополимерами? (ответы обучающихся)
          Изучая живые организмы, вы узнали, что они состоят из тех же химических элементов, что и неживые. В настоящее время известно более 100 элементов, большинство из них встречается в живых организмах. К самым распространенным в живой природе элементам следует отнести углерод, кислород, водород и азот.
    Основой всех органических соединений служит углерод. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по химическому составу, строению, длине и форме. Из групп атомов образуются молекулы, а из последних — сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, получили название биологические полимеры, или биополимеры.
         Вы уже знакомы с уровнями организации живой материи. Как вы думаете, какой уровень можно рассматривать как первичную основу жизни? (ответы обучающихся)
          Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Изучив материалы главы, вы сумеете охарактеризовать:
    основные свойства молекулярного уровня проявления жизни;
    значение молекулярного структурного уровня организации в живой природе;
    основу матричного принципа процессов биосинтеза;
    основные этапы и значение реакций синтеза и расщепления органических веществ в клетке.
           Тема урока: «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе». 
    Мы разберем как он устроен и чем представлен.
    Как вы думаете, что мы будем изучать на молекулярном уровне?
    (Обучающиеся записывают в тетрадь основные сведения с объяснениями учителя).
           Любое живое существо, каким бы сложным строением оно ни обладало, состоит из биомолекул — нуклеиновых кислот, белков и других органических веществ. Начиная с молекулярного уровня проявляются специфические свойства жизни — обмен веществ и энергии, передача наследственной информации. Молекулярный уровень - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов.
    Молекулярный уровень представлен в организме биологическими молекулами. Все эти молекулы принимают участие в обмене веществ в организме, являются строительным материальном, выполняют различные функции (в том числе сохранение и передача наследственной информации) и дают энергию для жизнедеятельности организма.
    Молекулярный уровень состоит из следующих соединений:
    1. Макромолекул;
    2. Биополимеров;
    3. Полимеров;
    4. Мономеров;
    Макромолекула — молекула с высокой молекулярной массой, структура которой представляет собой многократные повторения звеньев, образованных из молекул малой молекулярной массы (АТФ, ДНК, хлорофилл).
    Биополимеры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие в состав живых организмов. (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, лигнин). Биополимеры состоят из схожих звеньев — мономеров.
    Мономер — это небольшая молекула, которая может образовать химическую связь с другими мономерами и составить полимер. 
    Полимер - высокомолекулярное вещество, образованное длинными цепями более мелких молекул, называемых мономерами.
    (Обучающиеся зарисовывают строение полимеров и мономеров в тетрадь).
    
    
    Образующие в организме молекулы разделяют на несколько видов:
    1. Макроэлементы - это элементы, которые содержатся в организме человека в относительно больших количествах. К ним относятся натрий, кальций, магний, калий, хлор, фосфор, сера, азот, углерод, кислород, водород.
    2. Микроэлементы - это элементы, которые содержатся в нашем организме в средних количествах. Группу этих элементов составляют железо, йод, медь, марганец, фтор, алюминий, цинк, кремний, бром, ванадий.
    3. Ультраэлементы – это элементы, которые содержаться в организме человека в очень малых количествах. К ним относятся: серебро, свинец, золото, радий, рубидий, уран, ртуть.
    Значение молекулярного уровня жизни.
    На  молекулярном уровне органи­зации живой материи осуществляется важнейший процесс жизни — превра­щение лучистой энергии Солнца в химическую, запасаемую в  жирах, углеводах и других химических соединениях. Энергия, запасённая в органических веществах в макроэнергетических связях АТФ, становится биологически до­ступной для всех живых организмов, особенно для гетеротрофов.
    На молекулярном структурном уровне жизни происходит включение всевозможных химических элементов Земли в различные химические соеди­нения, участвующие в обменных процессах. Кроме того, именно на этой ступени организации живой материи возникают биологические системы из внутриклеточных элементов (химических веществ), обеспечивающих синте­зирование таких сложных и очень значимых молекул живого вещества, из ко­торых затем в клетке образуются важнейшие надмолекулярные структуры:  цитоплазма биологическая мембрана, ядро и органоиды. Здесь также появля­ются биосистемы обеспечения биохимических процессов жизнедеятельнос­ти энергией — преобразования и запасания солнечной энергии, высвобожде­ния запасённой энергии путём расщепления органических веществ.
    Какой можно сделать вывод по уроку? 
    Преобразование солнечной энергии, создание живого вещества, кодиро­вание информации, обеспечение генетической преемственности и устой­чивости молекулярных структур в поколениях — основная роль молеку­лярного уровня жизни в  биосфере.
                Физминутка
    IV. Закрепление
    Самостоятельная работа в тетрадях. Заполнить таблицу «Молекулярный уровень»
    
    Компоненты
    Основные процессы
    Науки, ведущие исследования на этом уровне
    
    
    
     Взаимопроверка и показ слайда с ответами
    
    
    
    Вопросы к обучающимся:
    1. Перечислите известные вам химические элементы, которые входят в состав молекул, имеющихся в клетке.
    2. Сравните структурные компоненты молекулярного и клеточного структурных уровней организации жизни.
    3. Составьте правильную последовательность уровней организации жизни от молекулярного до биосферного: 1) тканевый; 2) биосферный; 3) популяционный; 4) молекулярный; 5) видовой; 6) органный; 7) клеточный; 8) биоценотический; 9) организменный.
    
    V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.
    Задание на дом: §27 , тест по теме «Молекулярный уровень жизни»
    
    
    
    
    Тест по теме: "Молекулярный уровень жизни"  
    1.Сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует…
    А - о материальном единстве живой и неживой природы
    Б - о зависимости живой природы от неживой
    В - о изменении живой природы под влиянием факторов среды
    Г - о их сложном химическом составе
     2.На каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой?
    А - на тканевом
    Б - на молекулярном
    В - на клеточном
    Г - на атомном
     3.Необходимим для всех химических реакций веществом в клетке, играющим роль растворителя большинства веществ, является…
    А - поленуклеотид
    Б - полипептид
    В - вода
    Г - полисахарид
    4.Вода составляет значительную часть клетки, она…
    А - регулирует процессы жизнедеятельности
    Б - обеспечивает клетку энергией
    В - придает клетке упругость
    Г - способствует делению клетки
    5.Какую долю в среднем  составляет в клетке вода?
    А - 80%                                        В - 1%                                Б - 20%
    6.Вещества, хорошо растворимые в воде называются:
    А - гидрофильные                                    В - амфифильные                     Б - гидрофобные
    7.Какие ионы обеспечивают проницаемость клеточных мембран?
    А - Ca2+               Б - Na+ K+ Cl-                В - Zn2+                            Г- Mg2+
    8.В состав какого жизненно важного соединения входит железо?
    А - хлорофилла   Б - гемоглобина    В – ДНК     Г - РНК
    9.Какое химическое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке?
    А - белок    Б - АТФ       В – NaCl      Г - Жир
    10.Как называется органическое вещество, в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н, выполняющее энергетическую и строительную функцию?
    А - нуклеиновая кислота    Б - углевод     В – белок    Г - АТФ 
    11.Какие углеводы относятся к полимерам?
    А - моносахариды                       Б - дисахариды                  В - полисахариды
    12.К группе моносахаридов относят:
    А – глюкозу                               Б – сахарозу                          В - целлюлозу
    13.Какие из углеводов нерастворимы в воде?
    А - глюкоза, фруктоза               Б - рибоза, дезоксирибоза                      В - крахмал
    14.Какие полисахариды характерны для живой клетки?
    А - целлюлоза                          Б – крахмал               В - гликоген, хитин
    15.Молекулы жиров образуются:
    А - из глицерина, высших карбоновых кислот        В - из глюкозы
    Б - из аминокислот, воды                                         Г - из этилового спирта, высших карбоновых кислот
    16.Жиры выполняют в клетке функцию:
    А - транспортную                                              В - энергетическую
    Б - каталитическую                                           Г - информационную
    17.К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?
    А - гидрофильным                                            Б - гидрофобным
     
    Ответы:
    1.1-а         
    1.2-г          
    1.3-в          
    1.4-в          
    1.5-а          
    1.6-а          
    1.7-б          
    1.8-б          
    1.9-в          
    1.10-б       
    1.11-в       
    1.12-а      
    1.13-в       
    1.14-в       
    1.15-а       
    1.16-в       
    1.17-б       
    
     

    Автор(ы): Ломова О. В.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx