МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №26 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Тема: Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: Урок № 1 «Молекулярный уровень жизни» Цель урока: формирование знаний о молекулярном уровне организации материи, и химическом составе клетки. Задачи урока: Образовательные: раскрыть понятие молекулярный уровень, дать общую характеристику молекулярному уровню организации, определить роль изучения молекулярного уровня в биологии. Воспитательные: формировать интерес к биологии и познанию мира. Развивающие: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление, развивать умения применять теоретические знания на практике. Планируемые результаты: Предметные: Различать уровни организации живой материи. Характеризовать процессы протекающие на молекулярном уровне. Объяснять основные понятия: микро- и макроэлементы; особенности химического состава клетки. Личностные: Представление об иерархичности уровней организации живой материи. Осознание важности приобретения знаний в области биологии. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Уровни организации живого» Содержание урока I. Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Проверка и актуализация знаний 1. Что такое химический элемент? 2. Что называется атомом и молекулой? 3. Какие органические вещества вам известны? (Фронтальная беседа с обучающимися) III. Изучение нового материала Какие вещества называются биополимерами? (ответы обучающихся) Изучая живые организмы, вы узнали, что они состоят из тех же химических элементов, что и неживые. В настоящее время известно более 100 элементов, большинство из них встречается в живых организмах. К самым распространенным в живой природе элементам следует отнести углерод, кислород, водород и азот. Основой всех органических соединений служит углерод. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по химическому составу, строению, длине и форме. Из групп атомов образуются молекулы, а из последних — сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, получили название биологические полимеры, или биополимеры. Вы уже знакомы с уровнями организации живой материи. Как вы думаете, какой уровень можно рассматривать как первичную основу жизни? (ответы обучающихся) Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Изучив материалы главы, вы сумеете охарактеризовать: основные свойства молекулярного уровня проявления жизни; значение молекулярного структурного уровня организации в живой природе; основу матричного принципа процессов биосинтеза; основные этапы и значение реакций синтеза и расщепления органических веществ в клетке. Тема урока: «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе». Мы разберем как он устроен и чем представлен. Как вы думаете, что мы будем изучать на молекулярном уровне? (Обучающиеся записывают в тетрадь основные сведения с объяснениями учителя). Любое живое существо, каким бы сложным строением оно ни обладало, состоит из биомолекул — нуклеиновых кислот, белков и других органических веществ. Начиная с молекулярного уровня проявляются специфические свойства жизни — обмен веществ и энергии, передача наследственной информации. Молекулярный уровень - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов. Молекулярный уровень представлен в организме биологическими молекулами. Все эти молекулы принимают участие в обмене веществ в организме, являются строительным материальном, выполняют различные функции (в том числе сохранение и передача наследственной информации) и дают энергию для жизнедеятельности организма. Молекулярный уровень состоит из следующих соединений: 1. Макромолекул; 2. Биополимеров; 3. Полимеров; 4. Мономеров; Макромолекула — молекула с высокой молекулярной массой, структура которой представляет собой многократные повторения звеньев, образованных из молекул малой молекулярной массы (АТФ, ДНК, хлорофилл). Биополимеры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие в состав живых организмов. (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, лигнин). Биополимеры состоят из схожих звеньев — мономеров. Мономер — это небольшая молекула, которая может образовать химическую связь с другими мономерами и составить полимер. Полимер - высокомолекулярное вещество, образованное длинными цепями более мелких молекул, называемых мономерами. (Обучающиеся зарисовывают строение полимеров и мономеров в тетрадь). Образующие в организме молекулы разделяют на несколько видов: 1. Макроэлементы - это элементы, которые содержатся в организме человека в относительно больших количествах. К ним относятся натрий, кальций, магний, калий, хлор, фосфор, сера, азот, углерод, кислород, водород. 2. Микроэлементы - это элементы, которые содержатся в нашем организме в средних количествах. Группу этих элементов составляют железо, йод, медь, марганец, фтор, алюминий, цинк, кремний, бром, ванадий. 3. Ультраэлементы – это элементы, которые содержаться в организме человека в очень малых количествах. К ним относятся: серебро, свинец, золото, радий, рубидий, уран, ртуть. Значение молекулярного уровня жизни. На молекулярном уровне организации живой материи осуществляется важнейший процесс жизни — превращение лучистой энергии Солнца в химическую, запасаемую в жирах, углеводах и других химических соединениях. Энергия, запасённая в органических веществах в макроэнергетических связях АТФ, становится биологически доступной для всех живых организмов, особенно для гетеротрофов. На молекулярном структурном уровне жизни происходит включение всевозможных химических элементов Земли в различные химические соединения, участвующие в обменных процессах. Кроме того, именно на этой ступени организации живой материи возникают биологические системы из внутриклеточных элементов (химических веществ), обеспечивающих синтезирование таких сложных и очень значимых молекул живого вещества, из которых затем в клетке образуются важнейшие надмолекулярные структуры: цитоплазма биологическая мембрана, ядро и органоиды. Здесь также появляются биосистемы обеспечения биохимических процессов жизнедеятельности энергией — преобразования и запасания солнечной энергии, высвобождения запасённой энергии путём расщепления органических веществ. Какой можно сделать вывод по уроку? Преобразование солнечной энергии, создание живого вещества, кодирование информации, обеспечение генетической преемственности и устойчивости молекулярных структур в поколениях — основная роль молекулярного уровня жизни в биосфере. Физминутка IV. Закрепление Самостоятельная работа в тетрадях. Заполнить таблицу «Молекулярный уровень» Компоненты Основные процессы Науки, ведущие исследования на этом уровне Взаимопроверка и показ слайда с ответами Вопросы к обучающимся: 1. Перечислите известные вам химические элементы, которые входят в состав молекул, имеющихся в клетке. 2. Сравните структурные компоненты молекулярного и клеточного структурных уровней организации жизни. 3. Составьте правильную последовательность уровней организации жизни от молекулярного до биосферного: 1) тканевый; 2) биосферный; 3) популяционный; 4) молекулярный; 5) видовой; 6) органный; 7) клеточный; 8) биоценотический; 9) организменный. V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок. Задание на дом: §27 , тест по теме «Молекулярный уровень жизни» Тест по теме: "Молекулярный уровень жизни" 1.Сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует… А - о материальном единстве живой и неживой природы Б - о зависимости живой природы от неживой В - о изменении живой природы под влиянием факторов среды Г - о их сложном химическом составе 2.На каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой? А - на тканевом Б - на молекулярном В - на клеточном Г - на атомном 3.Необходимим для всех химических реакций веществом в клетке, играющим роль растворителя большинства веществ, является… А - поленуклеотид Б - полипептид В - вода Г - полисахарид 4.Вода составляет значительную часть клетки, она… А - регулирует процессы жизнедеятельности Б - обеспечивает клетку энергией В - придает клетке упругость Г - способствует делению клетки 5.Какую долю в среднем составляет в клетке вода? А - 80% В - 1% Б - 20% 6.Вещества, хорошо растворимые в воде называются: А - гидрофильные В - амфифильные Б - гидрофобные 7.Какие ионы обеспечивают проницаемость клеточных мембран? А - Ca2+ Б - Na+ K+ Cl- В - Zn2+ Г- Mg2+ 8.В состав какого жизненно важного соединения входит железо? А - хлорофилла Б - гемоглобина В – ДНК Г - РНК 9.Какое химическое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке? А - белок Б - АТФ В – NaCl Г - Жир 10.Как называется органическое вещество, в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н, выполняющее энергетическую и строительную функцию? А - нуклеиновая кислота Б - углевод В – белок Г - АТФ 11.Какие углеводы относятся к полимерам? А - моносахариды Б - дисахариды В - полисахариды 12.К группе моносахаридов относят: А – глюкозу Б – сахарозу В - целлюлозу 13.Какие из углеводов нерастворимы в воде? А - глюкоза, фруктоза Б - рибоза, дезоксирибоза В - крахмал 14.Какие полисахариды характерны для живой клетки? А - целлюлоза Б – крахмал В - гликоген, хитин 15.Молекулы жиров образуются: А - из глицерина, высших карбоновых кислот В - из глюкозы Б - из аминокислот, воды Г - из этилового спирта, высших карбоновых кислот 16.Жиры выполняют в клетке функцию: А - транспортную В - энергетическую Б - каталитическую Г - информационную 17.К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды? А - гидрофильным Б - гидрофобным Ответы: 1.1-а 1.2-г 1.3-в 1.4-в 1.5-а 1.6-а 1.7-б 1.8-б 1.9-в 1.10-б 1.11-в 1.12-а 1.13-в 1.14-в 1.15-а 1.16-в 1.17-б
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx