11 класс
Урок № 25 Дата проведения _____________
ТЕМА: История развития науки о клетке.
Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков учащихся
УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012
Уровень обучения: базовый
Цель: сформировать знания об истории развития науки о клетке.
Задачи:
1) организовать изучение истории развития науки о клетке посредством обработки материала учебника, познакомить обучающихся с именами ученых, изучающих клетки и их главными открытиями; продолжить формирование знаний о первых положениях клеточной теории 19 века и основных положениях современной клеточной теории;
2) продолжить формирование умения работать самостоятельно с текстом учебника, анализировать и обобщать полученные знания, выделять главное в изученном материале, сравнивать, делать выводы;
3) формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Оборудование: компьютер с проектором, электронная презентация, учебники, раздаточный материал для каждого обучающегося (тесты).
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный момент (2 мин)
- приветствие
- наличие учащихся (отмечает отсутствующих в журнале)
- готовность к уроку
II. Проверка знаний
1) Проверка выполнения домашней работы - с. с. 133 рис.48
2)Тестирование по теме: Прокариоты. Многообразие прокариот.
Решают тесты
III. Актуализация знаний, повторение изученного материала
(основных терминов и понятий)
- Как называют науку о клетке? (Цитология)
- История развития цитологии начинается с открытия клетки.
ВСПОМНИТЕ:
- Что означает термин клетка?
* Клетка – это мельчайшая частица организма
* Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов, обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
- Какими свойствами (признаками) обладают живые клетки?
(питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение; гомеостаз, наследственность, изменчивость, регенерация (самовоспроизведение) – передача наследственной информации; приспособленность, адаптация, мутация, старение, смерть)
Отвечают на вопросы
IV.Оздоровительный
Физминутка для глаз и туловища.
Выполняют физминутку
V. Изучение нового материала
Объяснение темы урока и постановка целей (слайд)
Цель: изучить историю развития цитологии
1В. Цитология - раздел (наука) биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток.
- исследует элементарные единицы строения, функционирования и воспроизведения живой материи.
Объекты исследования – клетки многоклеточных организмов, бактериальные клетки и клетки простейших, одноклеточных грибов и растений.
ВСПОМНИТЕ из курса 5-6 класса: С чего начинается история изучения клетки как мельчайшей частицы организма?
Записывают тему урока и первый вопрос
2В. История развития цитологии
Самостоятельная работа:
1. Прочитайте по учебнику И.Н. Пономаревой §25 с. 158 – 159
2. Кратко заполните таблицу (1 и 3 столбец)
Год
Ученый
Открытие
1624
Галилео Галилей
сконструировал первый микроскоп
1625
Джованни Фабер
предложил термин микроскоп
1665
Роберт Гук
впервые разглядел в пробке ячейки и их назвал клетками
1674
Антони ван Левенгук
с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды движущиеся живые организмы
1825
Я. Э. Пуркине
впервые наблюдал ядро (яйцо) в яйцеклетке курицы
1827
Карл Максимович Бэр
Открыл яйцеклетку млекопитающих; установил, что что клетка – единица не только строения, но и развития многоклеточных организмов.
3В. Клеточная теория (первые положения):
Год
Ученый
Открытие
Ошибки
1839 году
немецкие зоологи
Теодор Шванн
и
Маттиас Шлейден
1. Все животные и растения состоят из клеток.
2. Клетки растений и животных имеют общие признаки строения, и эти организмы растут и развиваются путём возникновения новых клеток.
3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток, вне клеток нет жизни.
В 1858 году
немецкий зоолог
Рудольф Вирхов
1. Обосновал принцип преемственности клеток
«Всякая клетка происходит от другой клетки»
Предполагал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая
«сама по себе».
4В. Современная клеточная теория
Основные положения клеточной теории не потеряли своей актуальности, однако со времени её создания были дополнены другими учеными, и теперь современная клеточная теория содержит такие утверждения:
1. Клетка — элементарная единица строения, функционирования, размножения и развития всех живых организмов, вне клетки нет жизни.
2. Клетка — целостная система, содержащая большое количество связанных друг с другом элементов — органоидов или органелл.
3. Клетки различных организмов похожи (гомологичны) по строению и основным свойствам и имеют общее происхождение.
4. Клетки увеличиваются в числе путем их деления, после репликации их ДНК: клетка — от клетки.
5. Многоклеточный организм — это новая система, сложный ансамбль из множества клеток, объединенных и интегрированных в системы тканей и органов, связанных между собой с помощью химических факторов: гуморальных и нервных.
6. Клетки многоклеточных организмов тотипотентны, т.е. обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, имеют одинаковый набор генетической информации, но отличаются по уровню экспрессии (работы) отдельных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию — дифференцировке.
Работают самостоятельно в тетради
Ученик рассказывает подготовленное дополнительное сообщение
- Какой можно сделать вывод о важности появления клеточной теории? (найти ответ с 161)
ВЫВОД: Клеточная теория – крупнейшее мировоззренческое открытие в биологии, служащее реальным доказательством единства живой природы.
СРАВНИТЕ:
Единство органического мира:
все живые организмы состоят из клеток
Единство строения клеток:
главные части клетки – ядро, цитоплазма, мембрана.
Записывают вывод в тетради.
VI. Закрепление знаний
- п.25, с. 162 (1-3 в.)
Работают с учебником
VII. Подведение итогов
Рефлексия
1. Что главное я открыл для себя с сегодняшнего урока?
2. Что было самым трудным?
3. О чем бы я хотел узнать дополнительно?
выставление оценок в дневник
VIII. Домашнее задание.
- п.25
- с. 162-166
- проработать материал, выписать кратко спорные вопросы цитологии
Записывают д/з
Автор(ы): Абдульманова Н. А.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Абдульманова Н. А.
Скачать: Биология 11кл - Презентация.pptx