11 класс Урок № 25 Дата проведения _____________ ТЕМА: История развития науки о клетке. Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков учащихся УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Цель: сформировать знания об истории развития науки о клетке. Задачи: 1) организовать изучение истории развития науки о клетке посредством обработки материала учебника, познакомить обучающихся с именами ученых, изучающих клетки и их главными открытиями; продолжить формирование знаний о первых положениях клеточной теории 19 века и основных положениях современной клеточной теории; 2) продолжить формирование умения работать самостоятельно с текстом учебника, анализировать и обобщать полученные знания, выделять главное в изученном материале, сравнивать, делать выводы; 3) формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу. Оборудование: компьютер с проектором, электронная презентация, учебники, раздаточный материал для каждого обучающегося (тесты). ХОД УРОКА: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика I.Организационный момент (2 мин) - приветствие - наличие учащихся (отмечает отсутствующих в журнале) - готовность к уроку II. Проверка знаний 1) Проверка выполнения домашней работы - с. с. 133 рис.48 2)Тестирование по теме: Прокариоты. Многообразие прокариот. Решают тесты III. Актуализация знаний, повторение изученного материала (основных терминов и понятий) - Как называют науку о клетке? (Цитология) - История развития цитологии начинается с открытия клетки. ВСПОМНИТЕ: - Что означает термин клетка? * Клетка – это мельчайшая частица организма * Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов, обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. - Какими свойствами (признаками) обладают живые клетки? (питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение; гомеостаз, наследственность, изменчивость, регенерация (самовоспроизведение) – передача наследственной информации; приспособленность, адаптация, мутация, старение, смерть) Отвечают на вопросы IV.Оздоровительный Физминутка для глаз и туловища. Выполняют физминутку V. Изучение нового материала Объяснение темы урока и постановка целей (слайд) Цель: изучить историю развития цитологии 1В. Цитология - раздел (наука) биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток. - исследует элементарные единицы строения, функционирования и воспроизведения живой материи. Объекты исследования – клетки многоклеточных организмов, бактериальные клетки и клетки простейших, одноклеточных грибов и растений. ВСПОМНИТЕ из курса 5-6 класса: С чего начинается история изучения клетки как мельчайшей частицы организма? Записывают тему урока и первый вопрос 2В. История развития цитологии Самостоятельная работа: 1. Прочитайте по учебнику И.Н. Пономаревой §25 с. 158 – 159 2. Кратко заполните таблицу (1 и 3 столбец) Год Ученый Открытие 1624 Галилео Галилей сконструировал первый микроскоп 1625 Джованни Фабер предложил термин микроскоп 1665 Роберт Гук впервые разглядел в пробке ячейки и их назвал клетками 1674 Антони ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды движущиеся живые организмы 1825 Я. Э. Пуркине впервые наблюдал ядро (яйцо) в яйцеклетке курицы 1827 Карл Максимович Бэр Открыл яйцеклетку млекопитающих; установил, что что клетка – единица не только строения, но и развития многоклеточных организмов. 3В. Клеточная теория (первые положения): Год Ученый Открытие Ошибки 1839 году немецкие зоологи Теодор Шванн и Маттиас Шлейден 1. Все животные и растения состоят из клеток. 2. Клетки растений и животных имеют общие признаки строения, и эти организмы растут и развиваются путём возникновения новых клеток. 3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток, вне клеток нет жизни. В 1858 году немецкий зоолог Рудольф Вирхов 1. Обосновал принцип преемственности клеток «Всякая клетка происходит от другой клетки» Предполагал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая «сама по себе». 4В. Современная клеточная теория Основные положения клеточной теории не потеряли своей актуальности, однако со времени её создания были дополнены другими учеными, и теперь современная клеточная теория содержит такие утверждения: 1. Клетка — элементарная единица строения, функционирования, размножения и развития всех живых организмов, вне клетки нет жизни. 2. Клетка — целостная система, содержащая большое количество связанных друг с другом элементов — органоидов или органелл. 3. Клетки различных организмов похожи (гомологичны) по строению и основным свойствам и имеют общее происхождение. 4. Клетки увеличиваются в числе путем их деления, после репликации их ДНК: клетка — от клетки. 5. Многоклеточный организм — это новая система, сложный ансамбль из множества клеток, объединенных и интегрированных в системы тканей и органов, связанных между собой с помощью химических факторов: гуморальных и нервных. 6. Клетки многоклеточных организмов тотипотентны, т.е. обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, имеют одинаковый набор генетической информации, но отличаются по уровню экспрессии (работы) отдельных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию — дифференцировке. Работают самостоятельно в тетради Ученик рассказывает подготовленное дополнительное сообщение - Какой можно сделать вывод о важности появления клеточной теории? (найти ответ с 161) ВЫВОД: Клеточная теория – крупнейшее мировоззренческое открытие в биологии, служащее реальным доказательством единства живой природы. СРАВНИТЕ: Единство органического мира: все живые организмы состоят из клеток Единство строения клеток: главные части клетки – ядро, цитоплазма, мембрана. Записывают вывод в тетради. VI. Закрепление знаний - п.25, с. 162 (1-3 в.) Работают с учебником VII. Подведение итогов Рефлексия 1. Что главное я открыл для себя с сегодняшнего урока? 2. Что было самым трудным? 3. О чем бы я хотел узнать дополнительно? выставление оценок в дневник VIII. Домашнее задание. - п.25 - с. 162-166 - проработать материал, выписать кратко спорные вопросы цитологии Записывают д/з
Автор(ы): Абдульманова Н. А.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Абдульманова Н. А.
Скачать: Биология 11кл - Презентация.pptx